Яссина аль-Хадж Салеха часто называют «совестью сирийской революции». Он родился в городе Ракка в 1961-м, был арестован в 1980-м (когда был студентом-медиком в Алеппо) и брошен за решетку за то, что был членом левой организации. Он был политическим заключенным до 1996-го, проведя 16 лет за решеткой в расположенной в пустыне и печально известной тюрьме Тадмур (Пальмира). Салех стал одним из ведущих писателей и интеллектуалов сирийского восстания, начавшегося три года назад как раз на этой неделе. В 2012-м он был удостоен премии принца Клауса (при поддержке голландского МИДа), но не смог ее получить, поскольку в тот момент жил и скрывался в Дамаске. Сейчас он проживает в изгнании в Турции и пишет для многих международных арабоязычных изданий. Совместно с группой сирийцев и турок он недавно открыл Сирийский Культурный Центр в Стамбуле под названием «Хамиш» («край»). Салех издал целый ряд книг на арабском языке. Одна из его недавно изданных книг называется «Освобождение или уничтожение? Сирия на распутье» (2014).
Многим на Западе ситуация в Сирии кажется весьма непонятной. 31 августа 2013 президент Обама, например, сказал, что «в основе сирийского конфликта» лежат «древние межконфессиональные разногласия». Нередко можно услышать (как в дипломатических кругах, так и в среде активистов левых и антивоенных движений), что в сирийском конфликте «нет хороших ребят», и все стороны конфликта одинаково плохи, следовательно, и поддерживать там некого. Что вы сами думаете о такой позиции? Что бы вы ответили тем, кто утверждает, что в Сирии некого поддерживать?
Мне действительно непонятно, почему многим на Западе ситуация в Сирии кажется непонятной. Тут проблема в информации или в знании? Я склонен считать, что это вопрос политический. Определенное замешательство тоже можно считать некой позицией по отношению к нашей борьбе — это бездействие, которое, по-моему мнению, является наихудшим вариантом действия, и не только с точки зрения сирийцев, но и учитывая региональную и международную перспективу, не говоря уже о таких понятиях, как гуманность и солидарность с угнетенными.
Межконфессиональные разногласия? Какой тонкий анализ! Когда вооруженные структуры используют якобы национальную армию, медиа и прочие ресурсы, чтобы убивать своих граждан, когда те выступают против тиранического правления, то вряд ли это можно считать межконфессиональным конфликтом. И мы не говорим в данном случае о какой-то определенной структуре, а обо всем репрессивном государственном аппарате режима Асада. Поэтому абсурдно объяснять сирийскую борьбу в терминах межконфесиионального конфликта. Насколько я знаю, государство конфессией не является, не так ли?
Я, конечно, никоим образом не пытаюсь закрыть глаза на существующие в сирийском обществе межконфессиональные конфликты. Многие авторы (в том числе и я) писали об этом. Однако я прихожу к выводу о том, что конфессии являются политически созданными объектами, а разделение по конфессиям является политическим инструментом контроля людей и стратегией политического господства. Это, конечно, не вопрос социальных «различий», а, скорее, методика охраны социальных привилегий и трансформации борьбы против тирании и манипуляций в межконфессиональную вражду — «фитну». Слово «фитна» [от араб. «хаос, смута»] имеет религиозный подтекст и весьма примечательно, что «светский» правитель Башар Асад использовал его 16 раз в своей первой речи после начала революции 30 марта 2011-го.
И даже сейчас, после тысячи дней сирийской борьбы, все равно это было бы ужасающей политической и этической ошибкой говорить, что у нас есть только «плохие парни» с обеих сторон.
Режим по самой сути своей криминальный и у него нет никаких решений множества проблем, с которыми сталкивается Сирия. Я думаю, что те, кто говорит, что все стороны конфликта одинаково плохи, это те же, кто верит в этот жалкий лозунг «реальной политики»: знакомый дьявол лучше дьявола незнакомого. Что означает по сути, что знакомый дьявол — не такой уж и дьявол. И только незнакомый дьявол это «плохие парни». Это ужасная политика, лишенная как знания, так и человеческих ценностей.
Словенский левый философ Славой Жижек в статье на Guardian охарактеризовал сирийскую борьбу как «псевдо-борьбу», как борьбу, в которой нет радикально-эмансипативного голоса. Что вы думаете по поводу такого рода критики?
Во-первых, Жижек игнорирует тот факт, сама исламская вера может быть инструментом освобождения. Да, это, конечно, противоречивый феномен, но зато вполне реальный. Религия и религиозность могут стимулировать мобилизацию освободительных движений. Во-вторых, он не говорит ничего об истоках нынешней ситуации в стране, в частности, о крайнем политическом угнетении: нет права свободно собираться (даже в общественных местах), нет свободы слова и печати. В-третьих (что наиболее важно), позиция Жижека и ему подобных не помогает тем светским кругам в Сирии, которые ведут борьбу против режима. Фактически такая позиция лишь ослабляет нас, а режим и исламистов — усиливает.
В результате они там говорят, что тем, кого интересует массовое освобождение, нечего участвовать в таких вот видах «псевдо-борьбы», а лучше вообще держаться подальше от такой борьбы. Это безответственная, черствая позиция, не принимающая во внимание человеческие страдания. Они ведь рекомендуют (и я думаю, что это и есть реальный критерий оценки анализа «левых») таким светским сирийцам, как мы, не просто дистанцироваться от этой борьбы, а еще хуже — по сути сблизиться с режимом. А этот режим не только ответственен за страдания сирийцев, происходившие на протяжении 20 лет, но также и за тот рост различных джихадистских групп, на которые Жижек жалуется. И проблема заключается не в том, что такие авторы игнорируют некие важные аспекты, касающиеся Сирии, а в том, что они практически ничего не знают об этой несчастной стране.
Расскажите нам о своей политической биографии. Вы родились в городе Ракка в 1961-м. Кто на вас повлиял в плане политического и интеллектуального развития в юности? В 1980-м вас арестовали за политическую деятельность и вы 16 лет провели за решеткой. За что именно вас арестовали? Какова была политическая жизнь в Сирии в тот период?
Я был членом одной из двух коммунистических партий Сирии. Еще будучи студентом университета Алеппо, я был членом Сирийской Коммунистической Партии-Политбюро. Эта партия была в оппозиции к режиму Хафеза Асада и боролась за демократию. На меня тогда повлияли такие сирийские мыслители, как Ясин аль-Хафез и Элиас Муркус, а также марокканский историк и политолог Абдалла Ларуа. Тем из нас, кто стремился лучше понять нашу социальную и историческую ситуацию, они предлагали недогматический марксизм, ориентированный на общество и проблемы культуры. Именно под их влиянием я и решил стать писателем. Мы тогда увлекались евро-коммунизмом 1970-х и критически относились к Советскому Союзу. Однако наша политическая идентичность формировалась в ходе практической борьбы против тиранического правления Асада-отца. В наших политических взглядах традиционные левые взгляды сочетались с глубокой верностью делу народа и стремлением к свободе.
До 1980-го вряд ли можно говорить о какой-либо политической жизни в Сирии.
Тогда у нас действовал альянс семи партий (в том числе и официальной Компартии, зависимой от советов). Этот альянс — Национально-Прогрессивный Фронт — находился под руководством партии БААС. Он же, предположительно, и должен был служить основой политической жизни в Сирии. В действительности же это означало политическую смерть. Прочие группы упорно противостояли режиму, и их участников бросали за это в тюрьму. Таким образом, Национально-Прогрессивный Фронт и тюрьмы и были политическими институциями страны на протяжении 41 года.
На политическом уровне мы жестко осуждали режим и считали его виновным в «социальном и национальном кризисе», разразившемся в стране в период между 1979 и 1982. В этот период режим Хафеза Асада стал все чаще проявлять фашистские тенденции: организованное насилие против независимых социальных и политических активистов, формирование «народных организаций» по подавлению народа, которые действовали в школах, университетах, в женских организациях и профсоюзах. Режим способствовал также развитию и укоренению системы кумовства, в которую откровенно был заложен конфессиональный принцип. В масс-медиа, армейских и образовательных учреждениях развивали культ Асада (как и в общественных местах: памятники, плакаты, фотографии, песни, «стихийные марши»). Через несколько лет это привело к крупному политическому и социальному кризису, а также к ожесточенной борьбе между режимом и «Мусульманским Братством». Тогда режиму удалось победить в этой битве достаточно кровавыми методами, что в основном игнорировали на международном уровне. Уже тогда режим встал на путь подавления всего, что еще оставалось от политической и культурной жизни.
Сирийская Коммунистическая Партия-Политбюро осуждала этот рост фашизма и высказывалась за демократические перемены, которые помогли бы Сирии избежать насилия и способствовали бы открытию политической системы страны для народных организаций и инициатив. Мы принимали активное участие в протестах, прокатившихся по многим городам Сирии в 1980-м. Я лично участвовал в протестах в своем университете в Алеппо.
Затем мне пришлось скрываться два месяца, пока меня, в конце концов, не арестовали 7 декабря 1980-го. Я был лишь одним из сотен арестованных. Мне тогда еще не было и двадцати лет, и после этого я 16 лет провел в тюрьме. Лидер сирийской оппозиции Риад ат-Тюрк провел в одиночной камере почти 18 лет. После освобождения я стал писателем и участвовал во многих акциях оппозиции. Шестнадцать лет в тюрьме — достаточно много, но этот опыт сформировал меня как общественного деятеля и сделал меня принципиальным сторонником борьбы за перемены. Однако в то же время это был и эмансипативный опыт: через страдания, обучения и борьбу я смог вырваться и из своей внутренней тюрьмы — тюрьмы жесткой идеологии, преодолеть узость политической группы и интеллектуального эгоизма. И, вероятно, еще более мощное влияние на мои политические взгляды оказала революция, начавшаяся в марте 2011 — многосторонняя и многоуровневая борьба, происходящая сейчас в нашей стране. Я на протяжении двух лет скрывался в Дамаске и затем еще полгода в других частях страны. Моя роль сводилась, собственно, к выступлениям в качестве интеллектуала и влиятельного писателя, а не в качестве политика или активиста. В будущем я намерен написать работу о культурном измерении сирийской революции, поскольку я считаю, что культура может быть стратегическим пространством борьбы за свободу и против фашизма — как в версии Асада, так и в версии исламистов.
Говоря о «борьбе за свободу и против фашизма как в версии Асада, так и в версии исламистов» в своей статье на Irish Times в сентябре, вы называли джихадистские элементы в Сирии «врагами революции». Вы говорили, что они «в реальности гораздо проще и представляют собой менее сплоченные группы, чем это кажется издалека». Вы утверждаете, что нельзя говорить, будто бы «всё, что хорошо для джихадистов, то плохо для режима». Вы говорите: «Истина заключается в том, что всё, что хорошо для революции, для Свободной Сирийской Армии и демократических активистов (как внутри страны, так и вне ее) — плохо и для режима, и для джихадистов».
Не могли бы подробнее рассказать об этом тем, кого может привести в некоторое замешательство подобное утверждение? В какой степени демократические силы в Сирии сейчас вовлечены в войну на два фронта — против режима и против джихадистов? Если режим Асада падет в будущем, то не начнется ли впоследствии новая война между демократическими революционными силами и джихадистами? И насколько такая война сейчас имеет место? Не требует ли эта борьба на два фронта, которую вынуждены вести сирийские демократические силы, большей международной солидарности извне, а не пораженческой позиции, которая господствует в последнее время?
Джихадистские группы стали появляться в Сирии уже через несколько месяцев после начала революции. И чем в более худшем положении оказывались затем люди, тем лучше было для джихадистов-экстремистов. Когда социальное окружение разрушается, а десятки людей ежедневно погибают по всей стране в то время как остальной мир просто наблюдает, то это и есть идеальная среда для разных нигилистских групп. Сама их доктрина построена на предположении о том, что мир — это зло, что весь мир в заговоре против них, потому что они арабы или мусульмане. Кстати, такого рода параноидальное мировоззрение разделяют как джихадистские группы, так и режим Асада.
Сейчас уже ясно, что режим просто счастлив от того, что они появились, поскольку теперь он может говорить о «войне с терроризмом» всем, кто готов купиться на это утверждение на Западе или где-либо еще. Многие ведущие фигуры в западных дипломатических кругах и люди из разведки сейчас призывают к координации действий с режимом Асада против терроризма. Обладая таким «продаваемым товаром», как «война с террором», режим вступает в сделки с влиятельными странами — это то, что режиму нужно для возобновления своей легитимности и мандата на управление страной. Оставаться у власти «всегда» — это и есть наивысшая цель династии Асада.
Поэтому вполне было ожидаемо, что режим сделает всё возможное, чтобы обеспечить массовую продажу этого «своего товара». И не нужно даже вдаваться в разные теории заговора о вероятных тайных связях между режимом и этими группами. 21 января The Telegraph (основываясь на данных разведки) опубликовал статью о тайном сотрудничестве между режимом и Аль-Каедой, в частности в том, что касалось нефти в восточных регионах страны. Вплоть до середины августа 2013-го я был в Ракке, где расположена официальная штаб-квартира ISIS «Исламского государства Ирака и Леванта» — одной из подгрупп Аль-Каеды. И хотя солдаты режима решили, что стратегическими важными для них целями являются школа (которая подверглась атаке и 20 учеников погибли в октябре 2013) и жилые районы, которые бомбились с вертолетов, — эта штаб-квартира не была затронута.
Наилучший способ борьбы с фашистскими джихадистскими группами — это осуществление радикальных перемен в Сирии, то есть нужно избавиться от режима, который правит страной 44 года.
Само исчезновение этого режима со всем его аппаратом унижения и жестокости предоставит национально- и демократически мыслящим сирийцам, а также умеренным исламистам механизм борьбы с экстремистами и такими экспансионистскими организациями, как ISIS. Исчезновение режима может вызвать к жизни процесс толерантности и примирения различных сирийских партий, а также дать возможность говорить разуму и всепрощению, то есть тому, что сейчас кажется невозможным. Когда я был в Восточной Гуте (апрель-июль 2013), то один из членов местной самообороны, занимавшийся омовением погибших и укладыванием в гробы, нес на руках изуверски искалеченный труп и посмотрев мне в глаза, сказал: «Ишта (ученый), как мы можем договариваться с теми, кто сотворил такое с ребенком. Как мы можем жить рядом с ними»? Мне тогда нечего было ему ответить. Такие «ишта», как мы, ничего не можем сделать полезного, пока убийца занимает свой пост и продолжает свое дело — пытая, моря голодом, бомбя и убивая людей ежедневно.
И дело не только в том, что режиму выгодны реакционные фашистские группы, откровенно враждебные революции. Как раз те силы, что преданы делу революции, ведут борьбу с этими нигилистскими группами. Вы, вероятно, знаете, что в начале этого года шли бои против ISIS, в которых участвовали многие умеренные группы и в результате ISIS оттеснили из Идлиба и некоторых районов Алеппо. И происходило это несмотря на то, что в то же время и войска режима вели бои за эти же районы. То есть я хочу сказать, что если бы враг был только один, то сирийцам легче было воевать против группировок типа ISIS. Сам социальный порядок, господствующий в Сирии последние три года (а по сути и на протяжении всего кошмара правления Асада) и был тем экстремизмом, который подпитывал экстремизм. И для страны жизненно необходимо, чтобы этот питающий источник иссяк: у фашистского режима есть целая индустрия убийства несчастных, о чем весь мир знает после публикации 55000 фото 11000 замученных тел. Если отправить эту бандитскую хунту на свалку истории, то это был бы первый шаг на пути к восстановлению страны. Лишь после этого может начаться процесс успокоения и примирения, который и приведет к изоляции экстремистских групп. Но никакого умиротворения невозможно, пока не будет справедливости для сирийского народа. Связь между понятиями «умиротворение» и «справедливость» четко выражена в арабском языке. Слово I’tidal (умиротворение) происходит от слова Adl (справедливость). Соответственно, несправедливость и способствует экстремизму.
Интернационалистские партии по всему миру должны знать, что в сирийском режиме нет ничего светского, прогрессивного или антиимпериалистического. Это фашистский режим, базирующий свою власть на конфессиональной основе — коррумпированная хунта, готовая на любые преступления, чтобы остаться у власти. Как раз в день проведения переговоров «Женева 2» один из репортеров Sky News спросил советника Асада Бутаина Шаабана об 11000 убитых режимом на его «фабрике смерти». Он ответил: «А как тогда насчет судьбы христиан? Вас не волнует судьба христиан? Вы знаете, что 11 монашек были похищены»? Это и демонстрирует нам саму логику мышления представителей режима. Комментируя применение химического оружия 21 августа в Восточной Гуте, Шабаан заявил, что убитые там были детьми из прибрежных деревень (то есть алавиты) — прежде похищенные, вывезенные в Гуту и там отравленные газом! Даже французские колониалисты, господствовавшие в Сирии в межвоенный период, не столь умело проводили политику раскола и завоевания страны.
Очевидно также, что империалистические силы делают всё, чтобы не дать режиму пасть или хотя бы ослабеть. По сути они все время делали как раз обратное: они не помогли Свободной Сирийской Армии или Сирийскому Национальному Конгрессу и не установили бесполетную зону, о чем эти группы просили с осени 2011-го. Ни единого «Стингера» Свободной Сирийской Армии так и не дали, хотя режим на протяжении 18 месяцев использовал военную авиацию.
Не считаете ли вы, что описываемая вами ситуация чем-то напоминает Гражданскую войну в Испании, в ходе которой демократические силы революции (ПОУМ, анархо-синдикалисты и независимые социалисты) боролись с фашистами Франко, и в то же время со сталинистами, которые приложили столько же (если не больше) сил в своей борьбе против демократических и независимых сил революции, сколько и в борьбе против Франко? Не проводите ли вы параллели с нынешней ситуацией в Сирии?
Ситуация в Сирии сегодня гораздо сложнее, чем ситуация в Испании три четверти века назад. И дело не только в том, что наши дижахадисты-«сталинисты» являются бременем для революции (по сути они враги революции), но и в том, что некоторые из них, вероятно, тайно сотрудничают с режимом и делают всё на благо тем, кто якобы является их врагами. Кроме того, самое худшее — то, что наши «сталинисты» (и, конечно, фашистский режим) используют иностранных добровольцев, как и в Испании в свое время. Вероятно, ситуация отличается лишь тем, что демократические силы в Сирии достаточно слабы. Демократы в нашей стране не берут в руки оружие, чтобы защищать народ, хотя многие из них и поддерживают народную борьбу против фашистов Асада. Это и есть причина (вероятно, основная причина), по которой именно различные исламисты занимают ведущие позиции в ходе вооруженного сопротивления. Другая причина — то, что режим арестовал, убил или выслал из страны тех, кто возглавлял в свое время восстание. И поскольку это играет на руку исламистам, то это многое говорит о так называемом «светском» характере режима и его так называемой оппозиции фундаменталистам. Это как Франко, который культивировал Испанскую Коммунистическую партию, чтобы шантажировать европейцев и американцев, вынуждая их сотрудничать с его режимом.
В конце концов, Франко был диктатором, и жестоким диктатором, но его видение Испании и ее величия уходили корнями в идеалы и риторику европейских правых того времени. В сравнении с ним Башар Асад не является националистом (в каком-либо смысле) — он просто массовый убийца. Ни у него, ни у его клики нет каких-либо идеалов и видения будущего Сирии или идей сирийского национализма. Его единственный священный принцип правления — оставаться у власти до самой смерти, и после смерти передать власть не какому-нибудь юному Хуану Карлосу, а своему сыну, которого не случайно назвали Хафез.
Тем не менее, есть много общего между курсом сирийской революции (и войны) и испанской. Я имею в виду позицию западных демократических держав в обоих случаях: недальновидность, неуверенность, отсутствие перспектив и смелости, непродуктивность и огромный эгоизм. И это очень вредно для нас (как и для испанцев в свое время), и время еще покажет, что такая политика принесет вред и всему миру в целом.
Майкл Игнатьев заявлял, что интервенция в Сирию не произошла из-за неудач сирийской оппозиции. Сравнивая Боснию и Сирию, он отмечает:
«Интервенция не произойдет до тех пока интервенты не смогут найти какое-нибудь такое дело, которое демократический электорат западных стран смог бы воспринять, как свое собственное. В бывшей Югославии — это были сараевские боснийцы, которые понимали этот момент достаточно четко и помогали пробудить гнев жителей западных стран, что и сделало возможной последующую интервенцию. Они всегда выступали за толерантный, мультиконфессиональный город и проделали героическую работу в том, чтобы сделать свое дело также и делом европейцев. И интервенция, наконец, произошла в 1995-м, в какой-то степени потому, что мировое общественное мнение смогло идентифицировать босняков, как жертв достойных помощи в имя общей защиты «европейских ценностей». Бойня в Сребренице и бомбардировки Сараево способствовали началу интервенции, однако идеологическую почву для этого подготовили на Западе сами жители Сараево, страдавшие от блокады города. А на данный момент сирийская оппозиция так и не смогла сделать свое дело — делом всеобщей важности».
Вы могли прокомментировать эту мысль? Считаете ли вы, что сирийская оппозиция действительно проиграла в этом смысле?
Да, сирийской оппозиции так и не удалось сделать страдания сирийцев делом всеобщей важности. Я это отметил, когда приезжал в Турцию. Сирийские политики и активисты в Турции либо связываются с официальными инстанциями Турции, либо просто живут в своих изолированных общинах. Они иногда устраивают сидячие забастовки в турецких городах, но даже свои лозунги они пишут по-арабски, то есть непонятные туркам. Похоже, что тоже самое касается и Франции, где проживает большая сирийская диаспора, в том числе и много сирийских интеллектуалов.
Я думаю, что так происходит, потому что, скорее, монолог, а не диалог, является привычным способом общения сирийцев — мы ведь действительно почти 50 лет жили практически в изоляции. Вероятно, более 90% сирийцев просто не знают никаких иных политических формаций, кроме режима БААС, а около 80% сирийцев знали лишь жестокого Хафеза Асада и его ужасного сына Башара.
К тому же, в Сирии и в арабском мире в целом, еще присутствует глубокая обида на Запад из-за прошлого травматического опыта, связанного с крупными западными державами: палестинский вопрос является основной точкой преткновения двумя мирами и постоянным источником враждебности арабов к западному миру. Это также одна из основных причин нежелания обращаться за помощью к западным странам. Тем не менее, сирийцы достаточно реально оценивали ситуацию и просили Запад о помощи с лета 2011-го — еще даже до того, как сами взяли в руки оружие, чтобы защищать себя и даже до того, как стали обращаться к богу, как к единственной силе, от которой они могут ожидать поддержки.
Я бы хотел добавить еще, что только недавно — последние месяцы — многие сирийцы стали осознавать, что их дело не только касается Сирии, а это глобальный вопрос, требующий мыслить в глобальных терминах, и потому необходимо интерпретировать его в контексте освободительной борьбы народов восточной Европы и Южной Африки. В этом плане, по моему мнению, происходят изменения и, вероятно, мы еще увидим, как все большее количество сирийцев будет бороться за свое дело уже на глобальной арене.
Однако вернемся к анализу Игнатьева. Я полагаю, что борьба сирийцев сегодня много чего говорит не только о неудачах сирийской оппозиции, но и о неудачах западноцентричного подхода. В рамках западноцентричного подхода ожидается, что угнетенные и слабые будут рассматривать западные державы в качестве некой «совести мира» или, по крайней мере, в качестве некоего разума, который необходимо убедить в праведности твоего дела. И если ты будешь достаточно терпелив и сможешь убедить этот разум, то он будет действовать по принципам справедливости и прав человека. И я полагаю, что такого рода нарратив — чистейшая выдумка. В этом смысле показателен пример Палестины. Весь мир знает о тяжелой судьбе палестинцев и прекрасно знает, кто там является колониальной державой, продолжающей пожирать палестинские земли и ресурсы, угрожая самому существованию этого народа. И вот мы видим, как там на протяжении 23 лет идет «мирный процесс» — самый нелепый из всех, что знала история!
А что же нам остается делать, когда режим убивает собственный народ химическим оружием, а величайшая на земле сверхдержава удовлетворяется лишь тем, что отбирает оружие из рук преступников и никак их не наказывает? Какой вывод сделают военные преступники? Что они могут и дальше убивать, только используя уже другое оружие? Разве позиция Америки не сводится в данном случае к тому, что людей убивать можно — в частности, таких вот можно, и нам не стоит утруждать себя, вступаться за них и начинать интервенцию?
И, кстати, военная интервенция была вовсе и не обязательна — лишь немногие из сирийцев желали ее. Сирийцы надеялись на военную помощь, благодаря которой они смогли бы добиться своих целей самостоятельно. И, полагаю, именно этого-то влиятельные сверхдержавы и не хотели. И здесь важно отметить, что США не только не пожелали начинать интервенцию, но и оказали давление на другие страны (Турцию, Францию, страны Персидского залива), не позволяя им поставлять сирийским повстанцам более эффективное оружие. Нынешний тупик еще не есть окончательная характеристика ближневосточных конфликтов — его порождает наш мнимый американский «друг» — сверхдержава. Этого-то и не учитывает Игнатьев в своем анализе. И в заключение я хотел бы сказать, что насколько бы серьезными ни были потери сирийской оппозиции (а они действительно серьезные), но нам так и не удалось убедить «мировую общественность» в том, что мы и есть «жертвы, достойные помощи во имя общей защиты «европейских ценностей». Боюсь, что когда речь заходит о Ближнем Востоке, то европейцы в первую очередь отбрасывают провозглашаемые ими же ценности. С этим надо что-то делать, потому что только такие нигилистские группы, как «Аль-Каеда», начинают процветать в таком случае.
Интервью: Дэнни Постэл, Надир Хашеми