Хотя российская и международная пресса утратила интерес к протестам в Турции, переключившись на события в Египте и другие новости. Борьба, начавшаяся в стамбульском парке Гези, продолжается. Политическая и общественная жизнь страны радикально изменилась, а российская публика зачастую очень смутно представляет себе картину происходящего. Для того, чтобы прояснить суть нынешнего процесса, Александр Иванов взял интервью у члена молодежного комитета Социалистической партии Восстановления Энвера Пепеле.
Расскажи немного о ситуации в Турции в последние годы, что предшествовало взрыву общественного недовольства после событий на площади Таксим? Известно, что Турция неплохо переживает мировой экономический кризис и нынешнее сопротивление — это не голодные бунты и не традиционный для России протест, когда «совсем туго стало и жить не на что».
Да, протесты в Турции это не голодные бунты. Все последние годы правительство Турции вело антидемократическую политику. Недовольство действиями власти копилось в течение последних 10 лет. Изменение системы образования, внешняя политика Турции, попытки запретить аборты и ввести контроль над рождаемостью, новый закон о продаже алкоголя, политика против религиозных меньшинств. Политика городского перепланирования — «забетонирования», попытка вырубить парк, последнюю зеленую зону в центре Стамбула, подожгла недовольство людей, что вылилось в протесты сначала на Таксиме, потом и по всей Турции.
Премьер-министр Эрдоган уже более десяти лет у власти. Как можно оценить этот период, что происходило эти десять лет и почему в прошлом оппозиционный политик стал таким деспотом?
Если раньше Турция на мировой политической арене была абсолютно «банановой республикой», претворяя в жизнь все планы США, то в последние годы Партия Справедливости и Развития (ПСР) в лице Эрдогана стала пытаться создать для Турции образ независимой империалистической силы на Ближнем Востоке, временами не соглашаясь с курсом США. Так, например, споры Турции с США и Израилем о том, какую политику проводить в отношении Сирии. Такого рода трения были бы немыслимы до Эрдогана.
Эрдоган не видит себе конкурентов на политическом поле, поэтому и ведет себя как деспот, заявляя постоянно о том, что его поддерживает не менее пятидесяти процентов граждан. И действительно, в Турции на данный момент нет оппозиционной партии, которая могла бы противостоять ПСР. И нынешняя политика Эрдогана во многом является следствием его оппозиционности 10 лет назад.
С чем связано заигрывание турецких властей, правящей Партии справедливости и развития с идеями исламизации? Многие из протестующих являются религиозными людьми, но все равно выступают против нынешней политики.
Прежде всего, нужно различать религиозных людей и исламистов. Исламисты за так называемую исламизацию, а среди религиозных людей есть сторонники очень разных идеологий. Среди протестующих на Таксиме есть группа, позиционирующая себя как мусульмане-антикапиталисты. Они противопоставляют «истинный ислам» и ислам буржуазии, которая после военного переворота 80-го года набирала силу и теперь находится у власти.
Какие части турецкого общества поддерживают существующий режим и исламизацию? Какие социальные и политические группы этому способствуют и пытаются использовать «религиозную карту» в своих интересах?
Прежде всего надо вспомнить про так называемый «зеленый капитал». Как известно, зеленый цвет является цветом ислама, т.е. это исламский капитал. Генерация исламского капитала происходит разными способами, часто свои бизнес-структуры создают религиозные секты или школы. Все это дает финансовые потоки и, так или иначе, существуют религиозные объединения, создающее эти потоки. Но следует помнить, что неолиберальную политику ПСР поддерживает вся буржуазия, вне зависимости «зеленый капитал» это или нет. Среди недовольных, в свою очередь, есть те, кто обогатился во времена кемалисткого правления, а сейчас потерял свою былую силу. Сторонники исламизации также есть практически среди всех слоев населения. А из-за таких кемалистских запретов, как ношение хиджабов в учебных заведениях, часть населения страны чувствовала потребность в религиозной свободе, они считали себя ущемленными. Их чаяния и «представляет» ПСР. Тем не менее, исламизация страны выгодна в первую очередь всевозможным сектам, которые являются центрами образования зеленого капитала.
Что из себя представляет профсоюзное движение? Известно, что оно много сильнее развито, чем в России. Речь идет именно о независимых профсоюзах, которые борются за права трудящихся. И какова роль «желтых профсоюзов», насколько они распространены и велико ли их влияние?
Профсоюзное движение в Турции в плачевном состоянии. Поэтому левые задумываются об альтернативах профсоюзам. Профсоюзы здесь бессильны из-за вездесущей бюрократии
Интересен пример независимого профсоюза KESK (Профсоюз Работников Государственного Сектора). Он активно показал себя во время событий нынешнего лета. Но численность этого профсоюза небольшая. Следует помнить, что за последние 10 лет правящая партия разместила повсеместно в госсекторе своих людей, которые являются членами проправительственных профсоюзов.
Революционный Рабочий Профсоюз (DISK) погряз в бюрократии и превратился в желтый профсоюз. Положение местных профсоюзов можно хорошо понятно, если посмотреть на их действия во время протестов вокруг парка Гези. И в результате всей их политики люди не доверяют профсоюзам, а образование новых независимых профсоюзов крайне сложно из-за новых законов.
Вопрос о левой политической жизни Турции. В России сегодня существует около десятка разных размеров левых групп и партий, но они не имеют сильного влияния на власть, а что происходит в Турции? Есть ли аналог КПРФ, который играет по правилам власти и является лишь ее структурной частью?
В Турции около сотни левых партий и движений. Большинство из них является бюрократическими образованиями состоящими из небольшого числа активистов. Многие из них неспособны анализировать сложившуюся мировую ситуацию и изменения в самой Турции, и они продолжают ориентироваться на прошлое. Из самых крупных левых партий можно назвать Турецкую Коммунистическую Партию, Партию Труда, Партию Свободы и Солидарности. Но и политика этих партий по большей части однодневная, не ориентирующаяся на борьбу за власть.
Если говорить о нелегальных образованиях, то они еще больше погрязли в бюрократии. Смешно говорить, но такие споры: какая назревает революция — социалистическая революция или демократическая? – становятся причинами для раскола в левых движениях.
Из-за такого состояния левых партий становится понятным, почему протесты вокруг Гези это протесты аполитичных людей. Люди не доверяют партиям, и делают акцент на том, что они не представляют какую-либо партию, а действуют от имени народа.
Левое движение в Турции понесло колоссальный урон во время переворота 1980-го года и до сих пор не смогло от этого оправиться.
В связи со всем вышесказанным влияние левых на политику в Турции не многим больше, чем в России. Исключением являются такие образования, как Партия Мира и Свободы, Демократический Конгресс Народов, которые в рамках курдского освободительного движения выступают с общедемократическими требованиями, которые поддерживают левые.
Расскажи о Социалистической Партии Восстановления. В чем суть и какие цели вашей партии? Являетесь ли вы официальной партией? Насколько велик запрос турецкого общества на левую политику?
Социалистическая партия Восстановления основывается на марксистско-ленинской идеологии, образовалась из трех левых движений. Мы объединились с целью сбросить бремя устаревших традиций, привязанных к прошлому турецкого левого движения и чтобы создать альтернативу в левом политическом пространстве. СПВ отказывается от традиции откладывания решения проблем на период «после революции». Таким образом, основная цель партии это приход к власти рабочего класса и решение женского, курдского вопросов, проблем экологии, прав и свобод религиозных и других меньшинств.
СПВ не рассматривает общественную и политическую революции как два независимых или далеких друг от друга события. СПВ является официальной партией с 24 июня этого года.
Запрос турецкого общества на левую политику немал на самом деле, но левым нужно преодолеть преграду, которая сейчас разделяет левое движение и аполитичное население.
Основная проблема нынешнего левого движения состоит в том, что активисты не могут слиться с обществом. Большая часть общества относится с подозрением к политическим партиям.
Кстати, к вопросу об официальности. Что нужно в Турции для создания партии и участия в выборах? Нужна ли регистрация, как это нужно в России? Что дает статус «официальности»?
Для создания партии нужно минимум 30 турецких граждан, которые подходят по требованиям для выдвижения в депутаты. Для официальной регистрации партии нужно подать программу и устав партии в Министерство Внутренних Дел. Для участия в выборах нужно минимум за полгода до дня выборов, как минимум, в половине городов завершить образование партии и провести съезды партии согласно уставу партии. Статус «официальности» дает возможность участия в выборах, статус «неофициальности» обычно является козырем власти для тех или иных репрессий против какого-либо политического образования, но ясное дело, что и статус официальности не спасает от репрессий, просто в этом случае для этого меньше законных оснований.
Теперь немного хотелось бы поговорить о событиях в Турции сейчас. Уже более месяца не утихает сопротивление, однако сейчас оно локализовалось и «открытая» форма сопротивления стала обычным делом. Двойной вопрос: что дал Таксим и что будет дальше?
Протесты на Таксиме — результат того, что пришел предел общественному терпению. Люди выступили против внутренней и внешней политики Эрдогана. Более 2 миллионов людей столкнулись с жестокостью полиции и власти на улицах страны. А на деле еще больше людей перестали доверять структурам власти, и больше всего масс-медиа, которая, за исключением нескольких примеров, на сто процентов придерживается официальной позиции власти.
Хотя сопротивление и локализовалось, события, начавшиеся в конце мая, стали толчком к политизации общества. ПСР пришлось отступить, эта победа показала людям их истинную силу в противостоянии с властью. И нынешние возмущения могут стать искрой для более крупных протестов в будущем. Но несмотря на недоверие большого количества людей к ПСР, они и на следующих выборах могут опять прийти к власти, так как нет никакой альтернативы.
События вокруг парка Гези означают очень многое для левого движения в Турции, во-первых, это причина взглянуть на свою деятельность и понять ее несостоятельность, найти причины, по которым между левыми активистами и населением стоит преграда, во-вторых, это огромное поле для работы и возможность сделать шаг вперед. Среди протестующих было очень много студентов, а также и рабочих, так каждый вечер после 6 вечера площадь Таксим заполнялась десятками тысяч людей, в том числе за счет пришедших после смены рабочих. Люди собирались из примерно 30 районов по всему Стамбулу. Поэтому протесты на Таксиме нельзя назвать протестом среднего класса.