11 и 12 июня, в Москве прошел Форум сотрудников вузов. В Форуме приняло участие более 60 преподавателей 25 вузов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийска, Казани и еще 7 городов, а также коллеги из Великобритании Канады и Словакии. Организатором Форума преподавателей выступили Профсоюз «Университетская солидарности» и общероссийское объединение профсоюзов «Конфедерация труда России».
В завершении участники Форума приняли рекомендации к сотрудникам вузов, которые составили своего рода программу действий, то есть возможные для преподавателей шаги и типовые требования, которые должны выдвигаться как в адрес государственных органов, так и в адрес администрации вузов в ходе коллективных действий, в коллективных переговорах, в петиционных кампаниях, в работе со СМИ.
«Мы отказываемся от обращения к органам власти и к администрации вузов, потому что устали от диалога с глухими. В основу своей стратегии мы кладём действия снизу, делаем ставку на мобилизацию работников высшей школы, предлагая им набор насущных требований, которые могут отстаиваться в разных формах» —отметил сопредседатель «Университетской солидарности» Павел Кудюкин.
В ходе форума с докладами выступили преподаватели МГУ, СПбГУ, МФТИ, УрФУ, ЮГУ, РГГУ, НИУ ВШЭ и других вузов. Основными проблемами, озвученными и проанализированными в части опыта их решения, стали: сокращения и «оптимизация» вузов, неоплачиваемый труд, бюрократизация высшей школы, низкая оплата труда, непостоянная занятость и фактическая ликвидация самоуправления в высшей школе и др. Особое внимание было уделено бесконтрольному росту учебной нагрузки. Так запредельная норма 900 часов в год во многих вузах уже зафиксирована в качестве минимальной аудиторной нагрузки. Участники форума считают, что данная нагрузка не совместима с качественным преподаванием.
Так называемое требование «520/180» прокомментировал преподаватель МФТИ Андроник Арутюнов: «Мы предлагаем нашим коллегам для решения проблем в высшей школе требовать от Министерства образования и науки и своих работодателей выбрать позитивную программу, т.е. постепенное уменьшение нагрузки на преподавателей и улучшение условий работы. Стратегической целью чего может стать 520 часов – максимум учебной нагрузки в год. Из этих 520 часов лишь 180 мы считаем возможным отвести под аудиторную нагрузку. Всё остальное мы полагаем разумным оставить на методическую работу и индивидуальную работу со студентами. Эти цифры в целом соответствуют показателям, принятым в зарубежных университетах, и советскому опыту. Разумеется, одномоментно добиться таких показателей нельзя, и тут необходима общественная дискуссия и многочисленные шаги нацеленные на уменьшение нагрузки, на оптимизацию административного аппарата, на улучшение условий работы.»
Форум преподавателей 11-12 июня стал уже вторым подобным мероприятием «Университетской солидарности». Начинает складываться традиция широкого диалога, вовлекающего как членов профсоюза, так и других общественных активистов, а так же преподавателей, пока ещё не решившихся на включение в профсоюзную деятельность, но уже не готовых молча мириться с тем, что делают с высшей школой.
Профессор Абердинского университета Терри Бразерстоун, член исполкома Профсоюза преподавателей Великобритании и бывший президент Профсоюза преподавателей Шотландии в завершении своего доклада об опыте борьбы преподавателей вузов Европы пожелал успеха в работе Форума и обратил внимание: «Хотя у России и Великобритании есть различия в истории, то, о чем вы говорите на Форуме преподавателей, отражает общую ситуацию в мире. Везде примерно одинаковые тенденции в высшей школе. Я уверен, у нас общая борьба: конфликт между неолиберальной концепцией высшего образования и представлением об университете как об общественном институте, способствующем развитию талантов… то, что удалось нам, будет возможно реализовать и в вашей стране через коллективные действия, в рядах профсоюзов»