Переговоры между Грецией и “тройкой” международных кредиторов продолжаются. Несмотря на проявленную греческой стороной гибкость и предложенный Афинами в понедельник переработанный план требуемых кредиторами реформ, ЕС, МВФ и ЕЦБ не идут навстречу правительству Греции. Если до конца недели стороны не найдут взаимоприемлемых развязок греческого долгового кризиса, то уже в следующий вторник Афины не смогут перевести очередной транш МВФ в размере 1,6 миллиардов евро, что приведет к дефолту Эллады и выходу страны из еврозоны.
Правительство Греции представило к внеочередному саммиту стран еврозоны новые предложения, которые включают дополнительные меры экономии на 7,9 миллиарда евро за два года — 2,7 миллиарда в этом и 5,2 миллиарда евро в 2016 году. Правительство признало, что его предложения выходят за рамки предвыборной программы.
Решение Алексиса Ципраса пойти на соглашение с кредиторами вызвало недовольство внутри партии. “Моя личная позиция — за эти меры нельзя голосовать, они крайние и антисоциальные”, — заявил вице-спикер, депутат от СИРИЗА Алексис Митропулос. “Я считаю, что в конце концов этот пакет не сможет пойти в греческий парламент”, — добавил он.
Коммунистическое крыло СИРИЗА на своем сайте резко раскритиковало инициативы правительства. “Нет новому меморандуму, который предлагает правительство! Депутаты СИРИЗА будут голосовать против нового соглашения-меморандума”, — говорится в передовой статье. Авторы призывают всех членов и сотрудников партии занять твердую позицию, осудить соглашательский меморандум и провести специальную конференцию СИРИЗА, на которой принять программу разрыва с тройкой кредиторов.
Между тем, кредиторы данными уступками остались не удовлетворены. В частности, прокредитовавшие Грецию на 230 миллиардов евро институты настаивают на обязательствах Афин увеличить доходную часть бюджета страны за счет повышения НДС до 23% на продукты питания и рестораны. Греческая сторона считает, что установленные по требованию Брюсселя налоги окончательно “задушат” экономический рост в Греции, и готова лишь на 13 процентную ставку налога на еду, электричество и гостиничный бизнес. В общей сложности доходы от НДС должны составлять не менее 1% ВВП в версии институтов, тогда как Афины предлагают 0,74% ВВП. Помимо налоговых разногласий, дискуссии идут вокруг социально значимых для греческого правительства вопросов и в первую очередь поэтапного повышения пенсионного возраста, на чем ультимативно настаивает “тройка”.
Кроме того, кредиторы возражают против части повышений налогов для компаний — в их версии итогового соглашения эти изменения смягчены. Правительство Греции предлагало повысить среднюю ставку налога на прибыль компаний до 29%, но международные институты проводят верхний предел на уровне 28%. Кредиторы также не согласны с единовременным сбором в размере 12% для компаний, прибыль которых превышает 500 млн евро.
На днях появилась информация об ультиматуме, который Берлин поставил Афинам. По данным журналистов, власти Германии пригрозили Греции изгнанием из ЕС: республике придется покинуть еврозону в том случае, если она не сможет договориться с кредиторами до 30 июня.
— Похоже, соглашение сорвалось. Берлин не принял капитуляцию Ципраса, хотя он согласился практически со всеми условиями, не считая совершенных мелочей, необходимых ему для сохранения лица, — комментирует Директор Института Глобализации и Социальных движений Борис Кагарлицкий. — Но именно этого и не хотят Берлин и Брюссель. Им нужна не просто капитуляция греческого правительства, но и его публичное унижение. При этом не исключена и другая возможность: греческий долг представляет собой пирамиду, поддерживаемую не только систематическим ограблением страны, которая должна платить проценты по займам, деньги от которых никогда не поступали в Грецию, но и таким же систематическим ограблением налогоплательщиков в Германии и других странах ЕС, которые должны отдавать свои средства немецким и французским банкам под предлогом “спасения” Греции. Не исключено, что в Берлине поняли, что пирамида всё равно рухнет в ближайшее время и решили произвести “контролируемое разрушение”, пока не случилась стихийная катастрофа. Греческий “пузырь” будет “сдут”, а сами греки будут с позором вытолкнуты из зоны евро вместо того, чтобы самостоятельно и гордо из неё выйти.
Несколько иного мнения придерживается руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов:
— Евросоюз и ФРГ хотят унизить Грецию, чье руководство и так готово идти на уступки и идет на них. При этом не думаю, что европейские элиты хотят дефолта Эллады. Он стал бы ударом для финансовой системы Севера еврозоны. Долгового раба — Грецию — никто на свободу не отпустит, а изгнание из ЕС — это дефолт, а затем освобождение от долга, пусть и с неясными перспективами экономики. Потому, при всей внешней запутанности ситуации, вектор развития событий остается прежним. За капитуляцией греческих руководителей наступит время новых пакетов мер “жесткой экономии”, и ни из какого ЕС или из еврозоны Эллада не выйдет и не будет изгнана. Зато унижение нынешних руководителей Греции вскоре ляжет на вторую волну кризиса, которая уже проявилась в ослаблении потока туристов. Может быть, евробюрократия попытается использовать эту ситуацию провала “левых” для победы на выборах правых, только пока не неофашистов из “Золотой зари”, а обычных — классических неолиберальных правых. Коалиционных кабинетов у Греции уже было немало. Сейчас правительство тоже коалиционное. Формально — левое. И унижение этих “радикалов” нужно для дискредитации левых вообще и обратного движения избирателя к правым. Место же Греции в ЕС от этого не изменится.