18 декабря в Общественной палате состоялся круглый стол, посвященный социальным, экономическим и политическим рискам, возникающим в результате возможного банкротства стратегически важного Концерна «Тракторные заводы». Модератором круглого стола выступил член ОП РФ Георгий Федоров. В обсуждении участвовали представители Института глобализации и социальных движений (ИГСО), эксперты профильных НКО, первый вице-президент КТЗ Альберт Баков а также Андрей Литвин, представитель банка “Петрокоммерц” — одного из кредиторов концерна.
КТЗ объединяет 17 предприятий военного, железнодорожного, сельскохозяйственного и дорожно-строительного машиностроения. Производство располагается в Кургане, Чувашии, Липецке, Волгограде, Красноярске, Владимире и других регионах. Сегодня концерн практически находится в состоянии полного банкротства. Банки уже начали подавать иски в суды за невозвращенные кредиты.
Собственником концерна в настоящее время является Внешэкономбанк, которому в 2010-ом году бывшие владельцы Михаил Болотин и Альберт Баков передали 100% акций в обмен на кредит в 15 млрд рублей. Судя по сообщениям в СМИ, реструктурировать долг своего концерна ВЭБ не настроен, а основные кредиторы — Сбербанк, ВТБ и Петрокоммерц предпочитают идею раздела и продажи бизнеса КТЗ, то есть, банкротство. В свою очередь, в СМИ распространяются слухи, что прежние владельцы компании Альберт Баков и Михаил Болотин, получившие кредит под залог собственности, претендуют на восстановление контроля над ней — рынок наводнен информацией о скупке этих долгов с дисконтом в 70% фирмами, аффилированными с руководством КТЗ.
По мнению экспертов, принявших участие в круглом столе, причиной возможного банкротства Концерна может являться непрофессиональный менеджмент в высшем звене. Фактически дело идет к уничтожению производственных мощностей. В настоящее время долг концерна “Тракторные заводы” достиг 58,8 млрд руб.
Разгром КТЗ чреват не только серьезным ослаблением и без того находящейся в трудном положении отечественной промышленности, но и масштабными социальными потрясениями. Речь идет не только об увольнении тысяч рабочих, но и об экономике целых регионов, к тому же разбросанных по всей стране — от Поволжья до Урала. Рабочие коллективы уже находятся в крайне встревоженном состоянии, о чем свидетельствуют выступления и письма с предприятий.
“Возникает вопрос, почему не выполняются условия кредита и на что были потрачены взятые деньги? Причем, это уже не первый не погашенный кредит и ситуация с каждым годом лишь усугубляется. Также нас интересует, почему предприятия были приватизированы? При этом менеджеры, которые принимают неэффективные решения и фактически привели концерн к банкротству, остаются на своих местах”, — заявил директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.
“Бывшие владельцы КТЗ Михаил Болотин и Альберт Баков некогда передали ВЭБу 100% акций КТЗ, получив под залог кредит в 15 млрд рублей. Опцион на обратный выкуп акций истекает в 2017 году. Сейчас – при дико обесценивающемся рубле – они, похоже, планируют вернуть себе концерн”, — сказал руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. — “Почему руководство решалось брать короткие дорогие кредиты, которые не предполагают повышение конкурентных позиций компании, тянут компанию вниз и неизбежно ведут к катастрофе?”
В ответ на высказанные экспертами соображения и вопросы первый заместитель генерального директора концерна “Тракторные заводы” Альберт Баков сообщил, что приватизация была проведена еще до прихода нынешнего руководства. В качестве причин упадка КТЗ он назвал отсутствие рынка сбыта и невыгодные банковские условия — по его словам, у концерна не было возможности обойтись без дорогих кредитов. Установить, как именно руководство распорядилось заемными средствами, не удалось, однако в общих чертах Баков указал, что за последнее время КТЗ провел ряд значительных инвестиций. “15 млрд руб. ушло на строительство нового завода, сейчас на нем производятся современные вагоны”, — сообщил Баков. При этом он отметил, что в данный момент никаких трудовых конфликтов на предприятии нет.
Альберт Баков и Андрей Литвин также заявили, что считают преувеличенным ожидаемый негативный эффект от банкроства КТЗ.
«Главный вопрос, который перед нами стоит — это то, как в таком случае на предприятиях будет осуществляться так называемая оптимизация», — возразил директор Центра изучения формирования гражданского общества Института Инновационного Развития Денис Зоммер. — «Подобные вещи, как те, что происходят на КТЗ, мы видели не раз. Наблюдали оптимизацию, например, “Москвича”, и мы видим, где он сейчас находится. Встает вопрос социальных прав работников. Учитывая все прошлые действия руководства КТЗ, я считаю, что оно попытается сохранить прибыль ценой рабочих мест. Наконец, профсоюзные организации КТЗ в случае оптимизации будут ликвидированы, и их придется формировать заново».
«Самое главное в этой ситуации не допустить массового увольнения людей», — подчеркнул член ОП, модератор круглого стола Георгий Федоров. Он добавил, что вопрос банкротства крайне существенный, и он будет держать его на личном контроле. Если банкротство окажется неминуемым, он будет настаивать, чтобы государство оказало предприятию поддержку.
В целом, эксперты также сошлись во мнении, что выход из ситуации только один — вмешательство государства ради спасения концерна вплоть до национализации. Вмешательство государства и переход предприятий в его прямое управление вплоть до окончательно разрешения кризиса необходимы для того, чтобы, с одной стороны, гарантировать сохранение производств и защитить права трудовых коллективов, а с другой стороны, обеспечить возврат средств и уважение законных прав банков, финансировавших КТЗ.
Заведующий кафедрой политической экономии РЭУ им. Г.В. Плеханова Руслан Дзарасов подчеркнул, что случай с КТЗ вполне типичен и раскрывает характерные черты сложившейся в России формы корпоративного управления — модели бизнеса с господством доминирующей группы собственников и топ-менеджеров. Экономист подчеркнул, что в российских условиях в такой системе неизбежна ориентация на краткосрочные доходы и вывод активов. Выход из ситуации в целом для российской экономики лежит в реформировании всей промышленной политики и формы управления крупным бизнесом. По его мнению, России следует обратить внимание на немецкую модель корпоративного управления. Она предполагает значительное участие трудовых коллективов в управлении предприятием, и тем самым способствует ориентации производства на долгосрочную перспективу.
Так или иначе, в ближайшее время руководство Концерна обещало представить меры, которые намерено предпринять для выхода из кризиса. Георгий Федоров отметил, что обязательно проведет выездные встречи с профсоюзами и работниками предприятий. Несмотря на конструктивный характер обсуждения, участники круглого стола согласились, что в настоящий момент ситуация далека от разрешения, и потому настроены на продолжение сотрудничества.