17 января вице-президент Венесуэлы Николас Мадуро озвучил обращение Уго Чавеса. Президент, проходящий курс послеоперационной реабилитации в Гаване, поблагодарил вооруженные силы Венесуэлы за преданность и любовь.
Ранее была перенесена назначенная на 10 января инаугурация Чавеса, в третий раз переизбранного в ходе президентских выборов в 2012 году. Против решения отложить церемонию на неопределённый срок выступила оппозиция, сославшись на Конституцию страны.
В противовес требованиям оппозиции признать Чавеса недееспособным и провести новые выборы выступили тысячи жителей страны, а впоследствии и венесуэльские несогласные признали решение Верховного суда Боливарианской республики о переносе инаугурации законным, пишет интернет-журнал «Новая политика».
«Рабкор» поговорил с историком Русланом Костюком о том, что может случиться с латиноамериканским социалистическим проектом, если он не будет вдохновлён харизмой венесуэльского лидера.
«Латиноамерканский проект «социализма XXI века» очень серьёзно замкнут на персоналии — Уго Чавеса, Даниеля Ортегу, Эво Моралеса. Уго Чавес , без сомнения, выдающийся политик, главный протагонист этого проекта и в национальном, и в региональном масштабах. Вот почему его личная роль во всех процессах, в которых участвует латиноамериканская левая, равно как и в межгосударственных интеграционных процессах (структура ALBA) — это роль первого плана. В этой ситуации его вероятная кончина (тяжёлая болезнь, мешающая ему исполнять президентские обязанности) может сыграть крайне отрицательную роль в эволюции проекта «социализма XXI в.», даже несмотря на то, что чавизм и его латиноамериканские аналоги имеют мощную социальную базу и поддержку в отдельно взятых странах. Важно, что в той же Венесуэле второго такого политика, более или менее равного харизме Чавеса, нет. Поскольку Венесуэла — очень важный партнёр-союзник для всех без исключения левых администраций Латинской Америке, уход Чавеса сыграл бы дестабилизирующую роль для всего региона», — рассказал эксперт.
Историк объяснил, что для большинства стран Латинской Америки личность в политической жизни значила очень многое. Это было характерно не только для левых режимов. «Феномен Чавеса лишь подтверждает силу «психологии каудильизма» в Южной Америке. Чавес победил в своё время на волне кризиса неолиберализма в Латинской Америке и он стал радикальным команданте-президентом, по мере реализации социальной политики именно его личность играла ключевую роль в министерских назначения, в изменениях в армейской среде, в процессе создания многомиллионной Единой соцпартии Венесуэлы, в осуществлении процессов региональной интеграции. Значит, тут можно говорить о разных факторах — силе личности, определённом типе человеческого сознания, традициях», — заключает наш собеседник.
«Рабкор» поинтересовался, поверят ли человеку, который может прийти после Чавеса. «Всё зависит от политики, которую будет проводить его наследник, от степени реального единства в чавистском движении, от того, сможет ли этот преемник (допустим, нынешний вице-президент и министр иностранных дел Мадуро) «завоевать сердца венесуэльцев» — связной политикой и продолжением революционного дискурса. Но многое зависит и от того, сумеют ли венесуэльские левые доказать, что те радикальные перемены, которые произошли в стране, «завязаны» не только на персоналистском проекте, но и носят необратимый характер. Разумеется, тут есть масса субъективных вещей: каковы будут цены на нефть? Изменятся ли отношения с США? Эволюционирует ли роль Венесуэлы в субрегиональной интеграции? Вопросы, ответы на которые мы сегодня не знаем», — считает Руслан Костюк
По мнению нашего эксперта, Чавес сумел завоевать доверие граждан не только своей харизмой, но и конкретными действиями. «Он был на протяжении всех лет своего президентства с 1998 года народным президентом. Это правда. Он завоевал широкую народную поддержку своей принципиальностью (последовательная борьба против правых и неолиберальной экономики, против коррумпированной полит. системы), бескомпромиссностью, направленностью всех реформ на улучшение положения простых, народных слоёв. Он прекрасный оратор, искусный политик, он поднял престиж страны в регионе, на континенте и в мире, он много сделал для развития систем образования и здравоохранения, для перераспределения ресурсов и собственности в интересах широких народных масс. Наверное, впервые в венесуэльской истории со времён Войны за независимость обыкновенный труженик был поставлен в центр государственной политики! И главное, он и его соратники умели просто и чётко всё это донести до обычных граждан самыми разными информационными способами», — резюмирует Руслан Костюк.