Немало работ написано о чеченском конфликте и беженцах из Чечни. И совсем мало – о том, как перипетии постсоветской истории отразились на жизни русскоязычного населения республики. Так считает Сергей Максудов (Александр Бабенышев), историк, исследователь демографических процессов советской и постсоветской эпох, автор новой книги «Чеченцы и русские: победы, поражения, потери». «Судьба русскоязычных – забытая тема», – соглашается с ним редактор книги Вячеслав Игрунов, директор Международного института гуманитарно-политических исследований, в 1992-1993 годах – руководитель Информационно-аналитического управления Госкомитета РФ по делам национальностей. Презентация монографии состоялась 3 июня 2010 года в Независимом пресс-центре в Москве. Участники пресс-конференции ответили как на острые замечания критиков, так и на вопросы журналистов по поводу сценариев будущего Чеченской республики.
По словам Сергея Максудова, к работе над книгой его подтолкнули результаты переписи населения 2002 года. По их данным из примерно 300 000 русскоязычных жителей, проживавших в республике в 1980-е годы, десять лет спустя их осталось лишь около 20 000. Эти показатели напомнили автору о 20 000 евреев, оставшихся в 1944 году в Германии. Поиски причины этих перемен и побудили автора провести собственное исследование на эту тему. По его словам, история взаимоотношений Российского государства и чеченцев во многом напоминает историю европейского колониализма – от колонизации к деколонизации и потоку мигрантов из экс-колоний в бывшие страны-метрополии. При этом деколонизация произошла стремительно и спровоцировала массовый исход русскоязычного населения с территории республики. Однако и для чеченского общества, по мнению автора, постсоветские десятилетия оказались шагом назад. Гораздо большие масштабы, чем в советскую эпоху, приобрело распространение обычая кровной мести, меньшей стала доля лиц с высшим образованием среди женщин. «Россия сейчас много денег вкладывает в Чечню и это, наверное, хорошо. Но она должна поддерживать не режим Кадырова, а нормальные демократические институты», – считает Сергей Максудов.
Однако кроме автора книги на презентации присутствовали и критики его работы. Член Совета Правозащитного Центра «Мемориал» Александр Черкасов не согласился с утверждением Сергея Максудова о том, что русскоязычное население во время чеченского конфликта выпало из поля зрения правозащитников. Он напомнил о деятельности Светланы Ганнушкиной, удостоенной за это награды и со стороны казачества. Его коллега по деятельности в «Мемориале» Ян Рачинский не согласился с автором в том, что на официальные данные переписи населения 2002 года (пусть с оговорками) можно опереться в научном исследовании, также оспорив целый ряд других фактов и цифр, приведенных в книге.
Но Вячеслав Игрунов все же солидаризовался с Сергеем Максудовым, отметив, что по своему опыту работы в правозащитном движении он вынужден признать, что «в наших организациях русские беженцы не видели опоры, не шли к нам. Русские в нас видели чужих людей». Оценивая существующую ситуацию в Чечне, Вячеслав Игрунов отметил: «То, что бывшим боевикам сегодня передали власть в Чечне – правильное решение. Другим путем усмирить Чечню было невозможно». Однако, по его словам, «усмиренной» Чечня будет оставаться до тех пор, пока сохраняется лояльность Рамзана Кадырова по отношению к конкретному человеку – Владимиру Путину – и пока Россия достаточно сильна. При первом же серьезном политическом кризисе в стране Чечня может попытаться отделиться от России, считает эксперт. Отвечая на вопрос корреспондента Рабкор.ру о том, возможно ли избежать выхода Чечни из состава России в будущем, Вячеслав Игрунов высказал достаточно пессимистичное мнение: «Не вижу сегодня причины для предотвращения такого варианта развития событий». По словам эксперта, длительная экономическая стабильность и появление возможности вертикальной мобильности для чеченцев в рамках России могла бы изменить ситуацию, но нынешние власти в республике не заинтересованы в этом: «Чечня скакнула в Средневековье». Сергей Максудов, в свою очередь, считает, что сохранению Чечни в составе России все же может помочь развитие в республике демократических институтов.