16 декабря 2009 года в Копенгагене прошли заключительные акции протеста. Специально для Рабкор.ру рассказывает Павел Лисовский.
На этот день организаторами кампании был запланирован поход к месту проведения КОПа15. План заключался в следующем: одна демонстрация должна была носить «легальный» характер и идти к «Белла-центру» от станции метро «Тарнби». Эта группа условно именовалась «синим» блоком. Другой, «нелегальный», «зеленый» блок, группировался у станции «Орестад» и должен был всеми возможными способами проникать за периметр «Белла-центра». После чего, соединившись там с протестно настроенной частью общественных наблюдателей (уцелевших после проведенной накануне перерегистрации) и представителями некоторых латиноамериканских делегаций, выйти изнутри к основной демонстрации. Предполагалось также участие велосипедного «байк-блока».
8:00. Акция началась. На станции «Тарнби» собираются активисты. Однако на станции «Белла-центр» поезда не останавливаются. Часть активистов пришла пешком с соседней станции и пытается пройти к месту сбора «зеленого» блока. Но полиция заблокировала все подходы.
9:00. Полиция атакует активистов «зеленого» блока у станции «Орестад». В ход идут дубинки и слезоточивый газ.
9:30. Колонна «синего» блока начинает движение от станции «Тарнби».
9:40. На подходе к «Белла-центру» путь демонстрантам преграждает полиция. «Синий» блок выстроен клином, впереди идут индейцы-крестьяне из организации «Виа кампесина». Акция носит исключительно мирный характер. Существует предварительное соглашение, что на этот раз представители «Черного блока» не будут давать полиции никакого повода к агрессии и часть воинственно настроенных групп ограничится только охраной демонстрации.
Однако полицейские начинают теснить демонстрантов, и вот в ход уже идут дубинки и перечный газ. Неподалеку от демонстрации садится полицейский вертолет – с непонятными целями. Какие-то люди в черном кого-то уводят из толпы, поддерживая за голову. Тем временем у главного и тщательно охраняемого входа на КОП15 накапливается небольшая группа активистов. Ждут выхода групп, работающих «инсайд». Полиция раз за разом проверяет у людей документы. Холодно и промозгло. Здесь же стоят представители уже почти официального «Гринписа» и восточной секты Чайн Чи, призывающие к вегетарианству как к единственному способу спасения мира и окружающей среды. Но, кстати говоря, их бутерброды с соевым мясом, которыми они делятся с активистами, удивительно сытные…
11:15. Из «Белла-центра» начинает двигаться демонстрация «инсайд». Это наблюдатели, латиноамериканцы и все же сумевшие пробраться туда активисты. Охрана на некоторое время оказывается в растерянности. Группа активистов снаружи поддерживает и присоединяется к демонстрации, вышедшей за оцепление и скандирующей «Риклэйм пауэр!» По предварительному плану, эта группа должна была соединиться с основной демонстрацией, после чего должна была состояться Народная ассамблея с участием представителей некоторых латиноамериканских и африканских делегаций официальной конференции.
11:45. Полиция блокировала демонстрантов на небольшом мосту через канал. Поначалу копы просто и пробуют вытеснять людей назад. Но это у них не получается. Тогда в воздухе начинают свистеть дубинки. Но демонстранты проявляют стойкость и совсем не собираются отступать. Они поднимают вверх руки и кричат: «Мы – мирная демонстрация!», «Мы любим вас!» Сначала робокопы приходят в замешательство, но потом снова бросаются вперед, с удвоенной яростью работая дубинками. Кажется, апелляции демонстрантов к совести ментов только усиливает их свирепость. Этим они, возможно, и отличаются от наших милиционеров: ведь живущие в «политкорректном» обществе западные копы не могут не понимать всю моральную правоту участников акции. Тем не менее, противостояние продолжается около 20 минут. Задние ряды спецназа усиливаются подкреплением, Но, несмотря на это, временами демонстрантам даже удается потеснить полицейских.
12:05. Еще один отряд полицейского спецназа заходит демонстрации в тыл и бросается на не успевших отойти с моста ее участников. Начинается форменное избиение. Находящиеся вне моста активисты и журналисты громко протестуют. Побоище прекращается. Оставшиеся участники демонстрации подходят к берегу канала и приветствуют группы демонстрантов, прорвавшиеся на другой берег.
Надо отметить, что весь этот разгул полицейского насилия происходил в непосредственной близости от места проведения Всемирной конференции ООН, на глазах и под камерами десятков журналистов и телерепортеров. Некоторые из них вели прямую трансляцию. Само собой разумеется, датскую полицию это мало смущало.
Часть «зеленого» блока все же смогла перегруппироваться и выйти, по полю, к северной стороне «Белла-центра», где и была заблокирована со всех сторон полицией. Плотные полицейские цепи тщательно прочесывали окрестную местность, выискивая под каждым кустом активиста. Заблокированным демонстрантам было предложено по одному покинуть место акции протеста, после чего им был гарантирован беспрепятственный выход. Оставшимся грозил арест. Было арестовано 260 человек. Арестованных активистов со скованными за спиной самозжимающимимся наручниками руками рядами, в затылок друг другу, высаживали на холодной земле. Картина чем-то напоминала сцены времен войны во Вьетнаме или Корее…
В целом о поведении властей и полиции во время проведения акций протеста в Копенгагене можно сказать, что они, стремясь сохранить внешне политкорректную форму, по сути прибегали к все тем же методам насильственного подавления мирного гражданского протеста. Их отличие от действий их коллег в странах экс-СССР, наверное, прежде всего в том, что обладая более высокими техниками, они могут действовать более успешно и более точечно, а их восточные коллеги компенсируют отсутствие технологий дополнительными ударами дубинки.