Акции протеста против Единого госэкзамена и попытки общественных активистов оспорить его введение в суде в этом году не увенчались успехом. Школьники уже сдали основную часть экзаменов в рамках ЕГЭ. Тем не менее, акции протеста против ЕГЭ продолжатся – теперь с надеждой на то, что экзамены в таком виде не придется сдавать хотя бы выпускникам школ следующего года.
17 июня 2009 года на Чистопрудном бульваре в Москве состоялся пикет, организованной независимой гражданской инициативой против ЕГЭ. В нем приняло участие около 35 человек – просто неравнодушных людей и представителей различных общественных организаций. Самую большую группу участников составили активисты Социалистического движения «Вперед».
Участники акции развернули плакаты с лозунгами: «Экзамен прошел – проблема осталась!». Они скандировали «ЕГЭ – это Г!», «Фурсенко, сам сдай ЕГЭ!», «ЕГЭ не катит, Фурсенко – хватит!», «Меньше банков – больше книг!», «Слово – не рынок, знанье – не товар», «Нам не нужен ваш ЕГЭ!».
Борьба с этой инициативой Минобразования не должна заканчиваться, считают организаторы митинга. «Безусловно, проведение ЕГЭ в этом году выявило ряд серьезных проблем, – считает активист движения «Вперед» Илья Будрайтскис. – ЕГЭ вызвало серьезные акции протеста. Перед проблемой ЕГЭ стоят не только школьники, которым предстоит это сдавать или их родители, но и власти. В ближайшее время в правила проведения ЕГЭ власти наверняка внесут изменения, которые, однако, только усугубят его недостатки. Даже после проведения Единого госэкзамена в национальных масштабах чувствуется, что сами власти до конца не уверены в этой реформе. Поэтому, на мой взгляд, нужно продолжать давление на власти, так как у нас есть серьезный реальный шанс остановить эту реформу. Но остановить ее можно только в том случае, если будут организованы масштабные акции протеста».
А подключить школьников к акциям протеста против ЕГЭ вполне реально, учитывая их неоднозначную реакцию на его введение. «Если честно, у моих друзей из 11-х классов введение ЕГЭ не вызвало восторга, а у моих одноклассников тем более, – отмечает Анна Волчкова, ученица 10 класса московской школы, активистка независимой гражданской инициативы за отмену ЕГЭ. – Это невозможно выучить. Например, в тестах по литературе есть вопрос о том, как называется глава из произведения Пушкина. Зачем мне знать, как называется глава, если я мог открыть книгу и это увидеть? Важно ведь содержание этой главы, а не ее название. Для меня знание – то способность анализировать, а ЕГЭ не показался неким справочником. Чтобы его сдать, нужно механически вызубрить справочник, и тогда все будет хорошо».
Кроме того, Анна Волчкова не согласилась с заявлением социологов Фонда «Общественное мнение», что ЕГЭ поддерживают в основном отличники, а противниками, наоборот, чаще становятся школьники, которые не могут гордиться успехами в учебе. «Если честно, я не знаю, откуда они взяли такие данные, – отмечает Анна. – В свое время я проводила опрос среди учеников практически всей своей школы. За ЕГЭ высказалось где-то около 9 % из них. Я не знаю, где социологи брали такие данные – ведь многое зависит от того, какие вопросы они задавали школьникам и какую школу опрашивали. Так, я слышала по новостям одного уважаемого телеканала, что в одной школе ученикам разрешили пользоваться мобильными через час после начала сдачи ЕГЭ. Если это подобная школа, то я не удивляюсь».
Пока продолжалась акция, листовки ее организаторов заинтересованно разбирали общественно активные пенсионеры и проходившие мимо школьники. А сверху на все это взирал отлитый в бронзе Александр Грибоедов, чьи слова о «горе от ума» остаются актуальными и в наше время. В том смысле, что, государство, кажется, не заинтересовано в образованных и умных гражданах, если при проведении реформы образования делает упор на механическое запоминание, а не умение критически осмысливать информацию. Так что не исключено, что живи Александр Сергеевич в наше время, он вполне мог бы написать пьесу «Горе от ЕГЭ».