Характерной особенностью большинства неофашистских групп является салютование путем выкидывания правой руки в воздух. Чтобы найти этому историческое оправдание, фашисты объявляли этот салют «римским», в то же время греческие ксенофобы, желая блеснуть «эллинским характером», называют его «дорическим». Исторические исследования показывают, что этот псевдоархаичный салют на самом деле лишь художественное изобретение, которое появилось вместе с первыми национальными государствами.
Впервые жест был широко использован американцами в 1892 году — в период, когда расизм находился на своем пике, а борьба против рабочего движения успешна окончена. Этот салют распространялся через тогдашние блокбастеры. Нацистский салют может быть понят только в связи с политическими ритуалами и мифами той эпохи, использовавшимися для оправдания существования национального государства независимо от его политической формы или исторического периода.
Ранее понятие нации, которое царит в последние два века, было неизвестно Западному миру. Ее появление связано с переходом от феодального строя к современной промышленной и коммерческой экономике (1). Современная концепция нации родилась под влиянием Французской революции и последующей централизацией наполеоновского государства.
Эффективность последнего для механизма найма, полицейского контроля, налогообложения и администрирования понравилась даже тогдашним врагам Франции. В то же время с переходом от регионально-аграрной к промышленно-городской среде возникла необходимость в новой коллективной идентичности и чувстве принадлежности к какому-то национальному сообществу (2).
В мире, который становился все более светским, национальные мифы и ритуалы просто дополняют метафизический подход, предложенный ранее религией (3). Новый национальный нарратив для собственного подтверждения включает археологические, исторические и этнографические ссылки. Затем он передается через систему образования, которая контролируется государством (4), печать и искусство (например, национальная романтика). Кинотеатр также использовался в дальнейшем в качестве средства пропаганды.
Именно в рамках этнической фантастики можно понять изобретение и постепенное распространение вышеупомянутого псевдоархаичного салюта. Впервые он появился в 1784 году на картине «Клятва Горациев» художника французского неоклассицизма Жака-Луи Давида (7). Хотя изображено реальное историческое событие, сцена присяги является изобретением художника. Он использовал этот жест и в других работах, а примеру мастера последовали и его ученики.
Анализ символов в картинах и их пропагандистской роли может выявить разные подтексты: сила авторитета отцов государства, важность мужского коллективного самопожертвования ради своей страны или императора (9). Первое массовое использование изобретенного «римского приветствия» имело место в американских школах в 1892 году. Джереми Апхэм и Фрэнсис Беллами пришли к этой идее, чтобы стимулировать продажу школам флагов — их активно делали к 400-летию открытия Америки Колумбом. Ритуал включал костюмированный творческий вечер, пафосную клятву верности и соответствующий салют в сторону флага (10).
Так называемый салют Беллами позже был скопирован воинскими частями США. Стоит отметить, что инициатором этого был апологет христианского социализма, в котором причудливо сочетались ненависть к неграм, риторика против европейских мигрантов и подчеркнуто агрессивные нападки на анархистов. Именно в это время власти США активно боролись против анархического движения, которое формировалось в основном среди европейских иммигрантов. Этот салют Беллами был модернизирован лишь когда США вступили во Вторую мировую войну .
Впервые в кино этот салют появился в эпопее «Бен Гур» (1898 год), именно тогда он и стал известен зрителям как «римское приветствие». Спустя время он пересек Атлантический океан и в 1908 году появился в итальянском фильме «Нерон». В период между мировыми войнам его активно стали использовать режиссеры — само собой, для придания исторического антуража (11). Это салют стал еще известней после масштабного немого фильма «Кабирия» (1914 год) итальянского режиссера Джованни Пастроне.
Сценарий к нему написал Габриэль Д’Аннунцио, известный также как первый «дуче» — он был настоящим популяризатором множества протофашистких ритуалов. Сценарист в свое время захватил хорватский город Риека, где провозгласил себя правителем республики Фиуме. Именно тогда были апробированы многие элементы политического стиля фашистской Италии: массовые шествия в черных рубашках, воинственные песни, древнеримское приветствие поднятой рукой и эмоциональные диалоги толпы с вождём.
Сам же фильм описывает противоречия между высокодуховными римскими аристократами и отвратительными по характеру карфагенянами (13). «Кабирия» способствовала экспансионистскому духу времени (14).
Для фашистов кино стало средством распространения псевдоримского приветствия и искажения истории. Другим примером этого стала работа американца Дэвида Льюэлина Уорка Гриффита «Рождение нации» (1915 год). К слову, во время Гражданской войны его отец был полковником армии конфедератов. В первой части фильма речь идет как раз о тех событиях, во второй же Гриффит прославляет военизированные действия ку-клукс-клана и представляет черных людей психически неполноценными, готовыми лишь насиловать белых женщин. Интересно, что роли темнокожих исполняли только белые артисты, которых гримировали под афроамериканцев.
В Европе кинематографический салют был впервые использован в политическом смысле во время оккупации Риеки в 20-е годы, отразив тем самым новый империалистический дух времени. С захватом власти фашистами в Италии началось очередное распространение салюта уже в школах. Римским его назвал Муссолини, некогда социалист и анархист. Вице-секретарь фашистской партии Стараче классифицировал салют как более здоровый и элегантный жест, чем буржуазное рукопожатие. После это салют стал обязательным к исполнению всеми лояльными гражданами.
Сперва немецкие нацисты используют это приветствие лишь изредка, но в 1926 году его называют «гитлеровским салютом» и делают обязательным для всех членов партии. Тем не менее некоторые члены партии критикуют салют как чужеземный, негерманский. Это вынуждает самонадеянного фюрера искать посконные «исторические традиции», чтобы подкрепить предполагаемое германское происхождение. В итоге происхождение гитлеровского приветствия, во-первых, приписывается Лютеру, во-вторых, старому немецкому дворянству, которое таким образом якобы ликовало при виде сюзерена. В 1938 году фашистский режим запретил рукопожатие в театрах и кинотеатрах (17).
Постепенно Гитлер превратил этот жест в обязательный салют для всего немецкого общества (18). В то же время он был принят и другими фашистскими движениями. Например, его использовали французские штурмовики или сторонники режима греческого генерала Иоанниса Метаксаса в 1936—1941 годах. Во внешней политике, с одной стороны, генерал симпатизировал Германии и Италии, с другой — понимал, что Берлин и Рим в складывающейся ситуации являются противниками Греции. Он пытался придерживаться нейтралитета, вынужден был вступить в оборонительную войну после ультимативных требований Муссолини.
Национальные государства должны иметь свои национальные мифы. Все фашистские движения были вдохновлены именно мифотворцами. В межвоенный период нацисты, чтобы доказать славное историческое прошлое германских племен, изобрели целую псевдоархеологию. Они пытались найти свои корни в расе господ, которая якобы царствовала в Атлантиде. Эта история была продолжением романтических мифов, которые впервые появились в процессе создания германского государства.
Аналогично и их идейные ученики искали обоснования своих национальных мифов. В Греции, например, на основе текста, опубликованного организацией «Новый Акрополь», особенно талантливые пришли к выводу, что нацистский салют приводит к «превосходному психическому состоянию» (20). Местные фашисты и сегодня ищут любые доказательства собственного превосходства, перелопачивая древнегреческие мифы, например, об Андромеде.
Этот салют является крайне популярным среди активистов «Золотой Зари». Внимательный взгляд на их собрания и политические ритуалы доказывает слова британского экономиста Джона Гобсона: «Каждый человек кормит свою страсть от общей канализации, дренажа ядовитых паров, которые ухудшают его интеллект и разжигают скрытые похоти анимализма» (21). Хотя Гобсон писал не о нацистской Германии, а рассказывал о манипуляциях над рабочими со стороны правящих кругов Великобритании, он оказывается совершенно прав и здесь.
Список использованной литературы:
1&4. Gelner, E. (1983) Nations and Nationalism.
2. Hobsawm, E. (1990) Nations and Nationalisms since 1870.
3 и 5. Anderson, B. (1991) Imagined Communities.
6. Debord, G. (1967) La Société du Spectacle.
7,8 и 11. Winkler, M. (2009) The Roman Salute.
9. Boime, A. (1987) Art in an age of revolution,1750—1800.
10. Kubal, T. (2008) Cultural Movements and Collective Memory.
12. Whittam, J. (1998) Mussolini and the Cult of the Leader.
13. Solomon, J. (2001) The ancient world in the cinema
14. Gian Piero, B. и Parzen, J. (2009). The History of Italian Cinema.
15. Stokes, M. (2007) D.W. Griffth’s The Birth of a Nation.
16 и 19. “ Журнал редакторов” (http :// www . efsyn . gr /? p =12850).
17. Zamponi, F. (2000) Fascist Spectacle .
18. Tilman, A. (2009) The Hitler Salute.
21. Hobson, J. (1901) The Psychology of Jingoism.
Источник: Газета « ΑΠΑΤΡΙΣ"
Перевод: Дмитрий Окрест