Фамилия Чайковских является известной не только в России, но во многих странах мира. Известность ей, конечно, придает имя Петра Ильича Чайковского — великого русского композитора; но на рубеже XIX- XX вв. не меньший известностью (по крайней мере, в России) пользовался еще один Чайковский — Николай Васильевич, о нем и пойдет речь в этой статье.
Происходил Николай Васильевич из дворян, его отец служил в управлении удельными имениями Вятской губернии, мать была из купеческого рода Машковцевых.
Детство свое Чайковский провел вдали от больших городов — в родовом имении, среди крестьянских детей, что уже с ранних лет жизни сблизило его с простым народом.
В студенческие годы Николай Васильевич учился в Санкт-Петербургском университете у Дмитрия Ивановича Менделеева, там он впервые попадает в водоворот общественной жизни. Первым его общественным поприщем стал кружок Марка Натансона, целью которого было распространение знаний среди молодежи, а также книг и чтение лекций на общественно важные темы. Этот кружок, хотя и критиковал существовавший тогда общественный строй, но не был нацелен на революционную деятельность:
«В своих мечтах члены кружка могли стремиться к полному переустройству политических и общественных отношений, но, несмотря на всю свою, подчас революционную, фразеологию, они в своей практической деятельности являлись чистыми «культурниками» решительно отвергали всякую возможность непосредственного революционного действия» (Николай Васильевич Чайковский. Религиозные и общественные искания. Париж, 1929. С. 43-44).
Впоследствии кружок Натансона стал называться кружком Чайковского, одно из объяснений такой метаморфозы было в том, что Марка Натансона арестовали зимой 1871-1872 года и всю работу по книжному делу, а также контакты с провинциальными кружками взял в свои руки Николай Васильевич Чайковский.
В кружке господствовал крайней ригоризм, который многими чертами походил на религиозную веру, а Чайковский был своеобразным «магистром ордена монахов».
Интересно отметить, что этот кружок в одно время вел очень активную пропаганду социализма среди рабочих, но из-за малочисленности рабочего класса, его тесных связей с деревней, целью было «разбудить» скорее деревню, нежели способствовать росту классового самосознания рабочих. Отправлявшиеся из города рабочие должны были просвещать деревню:
«Словом, в конце 72-го года пропаганда среди рабочих становится первоочередной задачей. Из членов кружка к этому времени не было почти ни одного, кто в той или иной степени не принимал бы участия в этом деле. Но пока все это еще делалось без специальных санкций кружка, взятого в целом.
Занятия с рабочими получают формальную санкцию кружка только в январе 1873 года, когда успехи занятий с рабочими уже успели в достаточной мере определиться» (там же. С. 67).
С этого же периода начинаются идейные расхождения между членами кружка и Николаем Васильевичем, которые выступал против практики «хождения в народ», его интересы в это время все более сосредотачивались на религиозном поиске.
Новый период жизни Чайковского был ознаменован богоискательством, для этого он отправляется в Америку, где сначала поселяется в земледельческой коммуне, а потом сменяет ряд рабочих профессий. В это время он был оторван от России, никак не участвуя в ее общественной жизни.
В своих духовных исканиях Николай Васильевич Чайковский пришел к идеалистическому пониманию сущности человека, рассматривал поступательное развитие общества через процесс самосовершенствование человека:
«Господство расчета, умствование не может создать ничего, кроме рабства, бедности и разврата. Пора человеку сознательно отдаться своим инстинктам и лишь регулировать их полную и всестороннюю работу рассудком, с глубокой верой в их гармоничность и всесилие. Ведь человек в своей коллективной обособленности – сознательная, органическая голова гигантского организма — вселенной. Он живет за весь мир, потому что в его тканях, строении и свойствах органов и всего целого организма запечатлен мировой опыт всего прошлого. Человек целен и гармоничен, как сам мир. Нечего опасаться, предлагая человеку быть всегда самим собою, выливать то, что есть в груди, — только шире, полней! Ведь любовь (в этом нельзя сомневаться!) есть самое дорогое содержание наше — и как чувство, и как мысль, и как цель жизни. Мир человека с самим собою неизбежно порождает мир и с другими людьми и гармонию в отношениях к космосу» (там же. С. 142-143).
После Америки он перебирается в Лондон, где вновь включается в общественную жизнь России. В Англии еще со времен Герцена существовала небольшая русская колония прогрессивных деятелей, которые занимались распространением прогрессивной литературы, а также оказывали помощь товарищам в России. Николай Васильевич стал одним из публицистов, выходившего в Лондоне в 90-е годы XIX века «Летучего Листка». Там же впервые проявился его талант аналитика. В статье «Что нам делать?», которая вышла в мае 1897 года, он так описывал сущность Российского капитализма:
«Правительство теперь не только охраняет крупных фабрикантов и заводчиков от конкуренции извне и изнутри, но «прямо идет к отождествлению экономических интересов русского государства с интересами крупной промышленности, которую оно под видом «урегулирования» и «упорядочивания» организует в небывалую еще на свете систему государственного капитализма и таким образом фатально создает совершенный механизм для эксплуатации рабочего народа бюрократией за одно с капиталистами» (там же. С. 204).
Чайковский принял участие в организации партии социалистов-революционеров, что было связано с общественно-политическим подъемом рубежа веков; в этот период он не только поддерживает революционную партию, но и считал вполне допустимым использование террора в отношении реакционных представителей власти. С другой стороны, по его мнению, лучшим средством борьбы с царизмом является не террор, а тактика партизанской войны. Она способна не только вовлечь широкие массы в революцию, но и должна завершить низвержение существующего порядка; партизаны будут способствовать разделению страны на два лагеря, а поэтому, все прогрессивные силы, в том числе и колеблющиеся кадеты, будут вынуждены пойти против старого порядка.
В 1907 году Николай Васильевич приезжает в Россию, где сразу же оказывается под неусыпным контролем царской охранки и скоро попадает в заключение. Ему предъявляют стандартные обвинения в пропаганде революционных взглядов и терроризма. Поскольку Чайковский был известен как общественный деятель в Англии и Америке, его арест вызвал бурю негодования в этих странах. Царская власть, как, собственно, и нынешняя, всегда дорожила западным общественным мнением, а поэтому условия содержания и обращение с Чайковским были предельно корректны.
В 1908 году он был выпущен под огромный для того времени залог в 50 тыс. рублей, который собрали общественные деятели Европы. Суд, состоявшийся в 1910 году, признал Чайковского невиновным.
Последующий период жизни Николая Чайковского был связан с развитием кооперативного дела в России, в котором он видел главный путь к росту благосостояния крестьян и основу для построения социализма. Политические взгляды Чайковского в это время начинают праветь — он отходит от партии эсеров, сначала присоединяясь к трудовой группе, а после ее слияния в 1917 году с народно-социалистической партией, является деятельным членом партии народных социалистов.
В разгар Великой войны Николай Васильевич стал последовательным оборонцем, что сблизило его с такими авторитетными социалистами, как Г.В. Плеханов, Е.К. Брешко-Брешковская, П.А. Кропоткин. В его позиции не только проявлялось осуждение немецкого агрессивного милитаризма, но и того «Военного социализма», который практиковался в Германии, и за который ратовали многие правые социал-демократы, видя в нем — в его упорядоченности — ступень перед настоящим народным социализмом.
Николай Чайковский приветствовал Февральскую революцию, стал одним из членов исполкома Советов РСД, а потом, после организации Крестьянского Совета, вошел в его исполком. Поддерживал Временное правительство, выступал за широкую коалицию демократических сил, не исключая буржуазии.
После Октябрьской революции был ее ярым и непримиримым противником, вошел в «Комитет спасения Родины и Революции», а потом стал одним из руководителей «Союза защиты Учредительного Собрания».
Весной 1918 года Николай Васильевич становится одним из организаторов и руководителей «Союза возрождения России». Несмотря на свой преклонный возраст, на это время падает наибольшая общественная активность, его влияние и узнаваемость в российской политике достигает наивысшего пика. Чайковский хотел объединить все политические силы, исключая левых эсеров и монархистов, для борьбы с большевизмом.
Став на путь неприятия власти большевиков, Николай Васильевич не сходил с него уже более никогда; он считал большевиков «грабителями», которые полагаясь на «темные» инстинкты малокультурных масс, решили проводить свои социальные эксперименты, не считаясь с историческими и социальными условиями России:
«Для группы, где был Чайковский, не могло быть никакого примирения с большевиками — ей были совершенно чужды голоса, проповедовавшие изживания большевизма путем обнищания и совместной работы с ними. Борьба, борьба до конца! Искание новых путей! Организация общественных сил для неприятия германо-большевизма!» (Мельгунов С.П. Н.В. Чайковский в годы гражданской войны. (Материалы для истории русской общественности 1917-1925 гг.). Париж, 1929. С. 49).
В некотором смысле, для Чайковского политика большевиков была продолжением царского государственного капитализма, но только в новой, тотальной форме всеобщего огосударствления. Отсюда, «порабощение» страны большевиками было худшим развитием событий, чем даже победа Германии в войне, поэтому помощь союзников не только допустима, но была бы полезна для России, — полагал Николай Чайковский.
В годы Гражданской войны Николай Васильевич являлся председателем Северной области. Нужно отметь, что там находились части англичан, и поэтому отношения с ними складывались не в пример конструктивно другим областям, где находились другие части интервентов. Это во многом определялось давней связью Чайковского с влиятельными общественными деятелями Соединенного Королевства.
Выбор севера России был определен случайным стечением обстоятельств. Чайковский изначально планировал участвовать в Уфимском совещании, и не имел никаких дел на севере. В Вологде, через которую он двигался в Сибирь, он встретил ряд товарищей, среди которых была и Екатерина Константиновна Брешко-Брешковская, она то и уговорила его остаться на севере — возглавить антибольшевистское восстание. Переворот был совершен при помощи сил союзников; в первом воззвании вновь образованной власти говорилось:
«Власть большевиков пала. Ненавидимая населением за предательство России в Бресте, за гражданскую войну, всеобщий голод, за попранные права и свободы, за узаконенный грабеж, расстрелы и за нарушенную хозяйственную жизнь, так называемая советская власть преступников и предателей не была поддержана народом в критическую для них минуту и бежала» (там же. С. 74-75).
Но, несмотря на демократическую программу, которую пыталось проводить правительство Чайковского, в условиях Гражданской войны объективно возрастало значение военных, которые в противоположенных большевикам лагерях преимущественно были представителями правого офицерства. Выпускаемые правительством прогрессивные законы и положения терпели полный крах, так как в действительности хозяевами в этих областях становились банды озлобленных белых офицеров.
Николай Васильевич был ярым противником диктаторской власти, узнав о перевороте, который совершил адмирал Колчак в Сибири, он сразу же отправил ему гневное письмо, в котором указывал:
«Как член Всероссийского Временного Правительства и Председатель Временного Правительства Северной Области, протестую против правонарушения, совершенного в Омске над Верховной властью в лице членов Директории. Отказываюсь подчиняться диктаторской власти» (там же. С. 90).
В начале января 1919 года Николай Васильевич покидает Россию, чтобы принять участие в политическом совещании в Париже, на котором обсуждался вопрос борьбы с большевиками. После захвата Красной армией Северной области в январе-феврале 1920, Чайковский недолго был членом правительства «Юга России».
В конце 1919 – начале 1920 гг., когда Гражданская война была в самом разгаре, и еще не было ясно, кто окажется в ней победителем, Николай Васильевич попытался дать положительную программу социально-экономического и политического развития России. По его мнению, одним из ключевых вопросов, который встанет перед новой властью, будет изменение всего общественного порядка, полная и кардинальная перестройка отношений между людьми. Его взгляду был по-прежнему присущ крайний идеализм, который он воспринял еще в далекой молодости:
«Все дело в отношении трудящегося к своему труду. Оно может быть или «из под палки», «с ненавистью», «по обязанности», вообще постороннее. Или оно может быть «по доброму желанию», как к своему общественному делу, «с интересом» и даже с любовью (amour propre). Первое отношение формальное и мертвое, отрицательное; а второе жизненное, положительное и творческое. Из первого вырос в конечном счете большевизм, а из второго должен возникнуть и уже возникает новый солидарный порядок человеческих отношений и новый созидательный социализм, – третья и последняя стадия социализма, которой и суждено, по нашему убеждению, утвердиться путем естественной эволюции экономической самодеятельности населения при содействии государства.
В основе его лежит творческий труд и признание за всеми людьми, к какому-бы классу они ни принадлежали, способности к творчеству, которое и есть истинный источник новых ценностей (surplus value) в производстве. Им определяется общественное достоинство всех людей в общежитии; оно является источником самоудовлетворения жизнью и самых счастливых переживаний отдельных людей» (Чайковский Н.В. Наш путь к оздоровлению // Грядущая Россия. Книга 1. Париж, 1920. С. 137).
После поражения белых в Гражданской войне Чайковский эмигрировал в Англию, где до самых последних дней жизни вел активную деятельность среди русской эмиграции, оставаясь одним из символов антибольшевизма. Умер Николай Васильевич в 1926 году в Лондоне, где и был похоронен.