«Революция – праздник для угнетённых и эксплуатируемых»
В. И. Ленин
Наступил новый год. Конечно в праздничный день как будто бы не должно быть места для революций и бунтов. Но всё же они происходят! Происходят по целому ряду причин и прослеживаются ещё со времён античности. И сейчас мы попытаемся на нескольких хрестоматийных примерах показать, как и почему могут совпадать восстание и праздник.
Восстание на праздник поначалу было вовсе не прихотью, а самой что ни на есть производственной необходимостью! Речь об известном даже двоечникам событиям древней истории – восстании Спартака. Дело в том, что гладиаторские бои, успевшие во времена Красса и Помпея стать развлечением, ещё сохраняли в то время черты заимствованного у этрусков погребального ритуала. И вот, очередная дата гладиаторских боёв была назначена на римский праздник очищения – луперкалии. Так что восстание было необходимо, коль скоро его участники не желали быть «чужими на этом празднике жизни», если так вообще можно выразиться.
Ещё один пример восстания по необходимости – восстание в Варшавском еврейском гетто. Дело в том, что оккупационные власти Варшавы наметили окончательную ликвидацию гетто, означавшую перемещение всех его жителей в лагеря смерти, на 19 апреля – вечером этого дня в 1943 году начинался еврейский религиозный праздник «Песах» (день памяти о ветхозаветном исходе евреев из Египта.) Однако нацисты, действуя как всегда вероломно, жестоко просчитались. Дело в том, что огромное количество евреев из гетто видело себя скорее политическими активистами левого толка, нежели представителями богоизбранного народа. Хитроумные еврейские коммунисты и левые сионисты (в основном сторонники проекта советской Палестины из партии «Поалей Цион») не стали сидеть сложа руки, а наладили работу собственной разведывательной сети и системы снабжения оружием и боеприпасами, а также боевой подготовки. Хотя, стоит отметить, что подготовку к восстанию одобряли и многие раввины, так что среди восставших было и множество ортодоксальных евреев. Так что каратели, надеявшиеся на очередную несложную полицейскую операцию, были встречены огнём из легкого стрелкового оружия, который вёлся с хорошо подготовленных позиций, а заодно бомбами и коктейлями Молотова. К сожалению, несмотря на героизм восставших, они были обречены. В ход против них пошли массовые поджоги и даже авиабомбардировки.
Однако часто и сами революционеры не брезговали возможностью застать врасплох расслабившегося на праздники врага. Так решили действовать борцы за независимость Ирландии в 1916 году. Однако представители Ирландского республиканского братства, партии Шинн Фейн и других национальных организаций серьёзно просчитались, решив, что удачно выбранного момента для начала восстания будет достаточно. Действуя по лекалам итальянцев Мадзини и Гарибальди из середины XIX века, которые опирались на добровольцев и помощь из Франции, ирландцы решили, что в начале века ХХ будет достаточно тех же методов. То есть набора небольшой армии добровольцев и поддержки извне, на этот раз из Германии. Некоторые лидеры восстания были даже настолько наивны, что подумывали о провозглашении Ирландской монархии во главе с представителем германской династии. Вместо этого им следовало бы заручиться поддержкой простых ирландцев. А так, транспорт с немецким оружием был перехвачен англичанами, как и агент повстанцев, пытавшийся сообщить об этом событии.
Но были и другие примеры – например, знаменитое наступление Тет! Итак, 1968-й год, Вьетнам, конец января. По лунному календарю как раз должен был начаться Вьетнамский новый год – праздник «Тет», связанный с почитанием усопших предков. До этого, как ДРВ, так и сайгонские марионетки американского империализма, объявляли по поводу этого праздника перемирие. Но на этот раз северяне решили сделать исключение. Однако полностью эффект внезапности соблюсти не удалось. Дело в том, что абсолютное большинство операций проводилось силами Народного фронта освобождения Южного Вьетнама – партизанским формированием, которому было гораздо сложнее согласовать и скоординировать свои действия. Так что, возможно, дело было снова не в дате. А просто в том, что «вьетконг», как называли НФОЮВ американцы, успел заручиться симпатиями местного населения? Ведь с чисто военной точки зрения наступление провалилось, но его масштабы и энтузиазм борцов за независимость Вьетнама способствовали психологическому перелому в войне. Теперь против неё в США выступали не только хиппи и студенты по вполне понятным причинам, опасавшиеся призыва в действующую армию. Испугался пресловутый «средний класс», только обзаведшийся символом потребительского благосостояния и в то же время мощным средством правительственной пропаганды – телевизором. Но вьетнамцам, сидевшим в каменном веке, по выражению Хо Ши Мина, удалось обернуть техническое преимущество агрессора против него самого. Упитанные американские домохозяйки после рождества и нового года увидели ряды накрытых звёздно-полосатыми флагами гробов.
Но, пожалуй, наиболее романтические и радостные восстания – как раз те, что совпали с праздниками. Таковы события на площади Хаймаркет в Чикаго 1886 года. Сами они, окрашенные в трагические тона, совпали с традиционным днём начала весеннего посева, отмечавшегося ещё европейскими античными язычниками и сохранившемся до XIX века. Ну и как тут не вспомнить про захват Гаваны революционными бородачами? В общем, не ориентируясь строго на даты, будем помнить, что, несмотря на трагизм революционной борьбы, сама революция по выражению Ленина – праздник для угнетённых и эксплуатируемых.