Лично меня как историка народное возмущение в Воронежской области в окрестностях Новохоперска не удивило. На Руси есть немало мест, где корни самоорганизации и протеста глубоко укоренились в самой почве и коллективной социальной памяти. За примерами далеко ходить не надо. Наверно, наиболее яркий пример такого революционного почвенничества в истории дала легендарная станица Зимовейская (ныне сельское поселение Пугачёвское Котельниковского района Волгоградской области) — родина двух знаменитых бунтарей Степана Разина и Емельяна Пугачева, которых разделяет сто лет. Столетие отделяет нас от Вольно-Партизанской республики во главе с левым социал-революционером Яковом Базарным и нынешними событиями в Новохоперском районе. То, что социально-экологический протест пытаются оседлать правые силы, конечно, не особенно радует. Особенно памятуя о том, что зачинателями подобных акцией прямого действия были экологи-анархисты, подвергавшиеся как раз нападению правых прислужников капитала (в Череповце, Волгодонске — да мало ли еще где) и терявшие лучших товарищей (Илью Бородаенко, убитого нацистами в лагере под Ангарском, Стаса Маркелова, неоднократно выезжавшего в качестве юриста и просто участника в эко-лагеря). А противостояние с напоминающими самим местным жителям фашистских молодчиков чоповцами до боли похоже на Цаговский лес, Химки и борьбу с застройщиками озер в Ленинградской области. Будем уповать на то, что мудрый и многострадальный народ не так-то легко обмануть, а его выстраданную боль — использовать на черное или коричневое дело. А народная самоорганизация с опорой на социальную память, пусть даже подсознательную так или иначе уже пошла.
И отличный лозунг: «Наши Деды победили фашизм. Мы победим никель!» — тому порука.
Эпизод с возникновением крестьянской повстанческой республике в Новохоперском уезде Воронежской губернии летом-осенью 1919 г., к сожалению, остается забытой станицей левоэсеровского движения. Вдохновителем и главным руководителем повстанческого движения выступал видный участник левоэсеровского движения в России и на Украине, одно время даже бывший членом ЦК Украинской ПЛСР, и в то же время являвшийся близким соратником Марии Спиридоновой Я.С. Базарный (о нем будет сказано ниже).
В своем выступлении на II Всероссийском Совете партии левых эсеров, состоявшемся в декабре 1918 г. в Москве, Базарный, в частности, говорил: «Новохоперск<ий>, Калачевск<ий>, Бобров<ский> [уезды] и часть воронежск<ого> оккупированы казаками. Крестьяне им не сочувствуют. В Калачевском уезде л.с.р. были расстреляны. За убийство одного помещика казаки расстреливали. <…>». (РГАСПИ. Ф. 564. Оп. 1. Д. 7. Л. 44 об.)
Повстанческая эпопея 1919 г. освещалась в книге В. Потапенко «Краснянские повстанцы», вышедшей в Воронеже в 1932 г. В ней был приведен отчет руководителей повстанчества штабу 8-й армии и 36-й дивизии, которым и воспользуемся.
Cлобода Красненькая (ныне село Красное на реке Савале — правом притоке Хопра) в 12 км от Новохоперска была занята бело-казаками 22 июня 1919 г., а 7 июля началось повстанческое движение. Между этими числами в слободе был организован Военно-Революционный Повстанческий Комитет по образцу украинских комитетов в период германской оккупации и вассально-марионеточного режима гетмана Скоропадского. ВРПК выдвинул следующие лозунги: «Земля и Воля», «Вся власть Советам», «Третий Интернационал». Началась организационная работа среди крестьян слободы Красненькой, села Троицкого, слобод Бурляевки, Подосиновки, Пыховки, села Елань-Колено и других мест. 6 июля был созван сход, на котором принято постановление ВРПК против мобилизации и материального обеспечения (деньгами и фуражом) казаков. На следующий день вспыхнуло восстание, сигналом к которому стал захват летучим отрядом за слободой военного обоза. В процессе разворачивания движения ВРПК создал штаб, гражданский и политический отделы, комендатуру, контрразведку, отдел связи, хозяйственный отдел, оружейные мастерские, лазареты. Была объявлена мобилизация всех, способных нести оружие; из откликнувшихся на этот призыв скомплектовано в общей сложности десять рот и эскадрон кавалерии. Вокруг слободы вырыли окопы, на улицах построили баррикады и проволочное заграждение.
7-8 июля к повстанцам присоединились жители других слобод, которые прислали своих делегатов. Однако выступление в Елань-Колено было подавлено казаками. 9 июля произошло первое серьезное «боевое крещение». Наступавшие со стороны Новохоперска запасной штурмовой батальон сводного партизанского корпуса белых и комендантская сотня казаков были разбиты (до 250 человек оказалось взято в плен). После этого был образован окружной ВРПК и Военный штаб. При этом гражданское управление осуществлял также волостной Совет прежнего созыва. В начале восстания у повстанцев было до 400 винтовок, в первых боях захватили еще 300. Войска делились на два батальона и отдельные роты. Была создана система местных Военно-Революционных Повстанческих Комитетов.
Выборным руководителем военных сил повстанцев стал оставшийся затем проживать в слободе Красненькой москвич Михаил Петрович Родионов, прапорщик военного времени, беспартийный. Начальником штаба являлся также беспартийный М.И. Удодов. Во главе контрразведки встал левый эсер И.И. Глинкин, во главе комендатуры — левый эсер А.Ф. Скориков. Они вместе Базарным и представителями сел Хопер (левый эсер Редин) и Подосиновка (сочувствующий левым эсерам Диваков) составили Военный штаб. Коммунистам предоставили право сформировать особую роту, но основная масса восставших состояла из беспартийных селян и сочувствующих левым эсерам. Последнее обстоятельство не было случайным. Ведь весной 1918 г. количество членов ПЛСР в Новохоперском уезде насчитывало 543 человека (больше было только в Воронежском, Нижнедевицком и Острогожском уездах), здесь выходил собственный журнал «Знамя Труда» — орган Новохоперской организации ПЛСР и имелся популярный народный вождь в лице Якова Базарного. Да и вообще Воронежская губерния долгое время считалась одним из основных и надежных оплотов левых эсеров. Также здесь действовало немало анархистов, которым тогда примыкал 20-летний сын слесаря железно-дорожных мастерских Платона Климентова, публиковавшийся в органе Федерации анархисткой молодежи «Жизнь и творчество русской молодежи».
С неделю шли упорные, кровопролитные бои, причем партизаны были поддержаны конной разведкой 107-го Советского полка численностью в 60 сабель. Однако целенаправленно введенное в заблуждение делегатом-коммунистом Кущевым командование Красной армии не спешило с помощью. Белоказаки, оправившись, перешли в наступление, захватили и сожгли центр повстанческого движения — слободу Красненькую. Лишь после этого пришла поддержка со стороны регулярной армии. Интересно, что взаимоотношения партизан с действовавшими с ними в дальнейшем, вплоть до отката Южного фронта, бок о бок красноармейцами очень походило на модель совместных боевых действий РККА с махновской Революционной Повстанческой армией.
Так, согласно приказу Краснянского окружного ВРПК за № 8 от 19 июля 1919 г., войсковые единицы повстанцев были сохранены с институтом выборных командиров, но в оперативном отношении подчинены Красной армии. По соглашению с командованием они должны были действовать вместе до выпрямления фронта.
Лидером повстанческого движения в Новохоперском уезде был недавний солдат, местный житель — народный учитель и поэт Яков Степанович Базарный (1890–1938). Он был членом ПСР с 1907 г. Происходивший из крестьян-бедняков слободы Красненькая, Базарный окончил Александровско-Грушевскую церковно-учительскую семинарию и Московский народный университет А.Л. Шанявского. В 1909 г. был выслан в административном порядке за пределы Донской области. В 1912-1914 гг. Базарный участвовал в издании левонароднических газет, выходивших в Петербурге. В 1917-1918 гг. он избирался делегатом III съезда ПСР и II съезда ПЛСР, делегатом Всероссийских съездов Советов. В 1918 г. Базарный являлся членом ВЦИК и Воронежского губисполкома, и был избран в состав ЦК украинских левых эсеров. В газете «Голос Трудового Крестьянства», где также активно публиковался Сергей Есенин, Базарный напечатал очерки «Деревенская Россия», письма «К народным учителям», ряд стихотворений. Он также печатался в журнале «Революционная Работница», где появились его стихотворение памяти Ивана Каляева «Призыв» и другие тексты.
За год до восстания 6 июля 1918 г. Базарного вместе с другими левоэсеровскими делегатами съезда Советов арестовали в Большом Театре, но через несколько дней освободили. Он вернулся в Воронеж и осенью 1918 г. вошел в состав Центрального Всеукраинского Повстанческого комитета. Спустя год после неудачи выступления левых эсеров в Москве, Базарный возглавил повстанческое движение своих земляков — крестьян Новохоперского уезда.
После подчинения в оперативном отношении командованию 36 дивизии 8й армии продолжал руководить партизанским движением до момента выпрямления линии фронта осенью 1919 г. Особенно упорные бои происходили в момент отступления через эти места пятитысячного белоказачьего Донского корпуса генерала Коновалова. При этом многие хоперские казаки начали действовать заодно с партизанами против донцов. Самороспуск окружного ВРПК произошел после окончательного изгнания деникинцев 26 ноября 1919 г.
С конца того же года Базарный возобновил партийную левоэсеровскую работу, за что в марте 1920 г. он был задержан чекистами на конференции в Харькове и, проведя под арестом два месяца, формально вышел из партии. Тем не менее, Яков Степанович продолжал поддерживать дружеские связи с левыми эсерами, за что вновь подвергся аресту в 1923 г. Некоторое время ему даже пришлось в станице Дондуковской в Кубанской области, где он написал интересные воспоминания, хранящиеся сейчас в одном из воронежских архивов. Когда все успокоилось, он вернулся на родину. Поселившись в Воронеже, воспитывал трех сыновей и работал инспектором сельхозбанка и инструктором Губживотноводсоюза в Воронежской губернии. Волна сталинско-ежовского террора накрыла его вместе с рядом других бывших повстанцев и его родным братом-политкаторжанином царского времени Иваном Степановичем. Палачи из НКВД доделали кровавое дело белых карателей. Сохраним память об одной из самых славных страниц левоэсеровского движения и народных вождях. Помнить — значит бороться! За Вольную Русь без нацистов и сталинистов!