Российская система образования находится у последнего рубежа. Если очередной пакет реформ, предложенный Государственной Думе в ближайшие месяцы, будет принят, речь пойдет уже не о деградации образования, снижении его качества или утрате традиций российской и советской школы. Система образования просто рухнет.
Разгром образования ведется последовательно и систематически. Сперва, несмотря на протесты специалистов, учителей и школьников, ввели Единый государственный экзамен, требующий не усвоения знаний, а тупой и формальной зубрежки. Затем был принят федеральный закон №83, снимающий с правительства значительную часть финансовых обязательств по обеспечению работы школ, больниц и университетов. Одновременно закон наносит удар по медицинским учреждениям и другим организациям социальной сферы. Сейчас в Думу внесен законопроект «Об образовании», сводящий всю работу школ и университетов к предоставлению «образовательных услуг». Речь идет о последовательной коммерциализации школ и вузов, о замене гражданских прав рыночными отношениями. Но самую большую угрозу на сегодняшний день представляет собой проект Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы.
Это беспрецедентный документ, направленный на системный подрыв образования, лишающий российских детей возможности получить даже базовые знания о мире, хуже того, запрещающий преподавание детям полного курса наук, считающихся на протяжении последних 200 лет необходимыми для нормального существования в цивилизованном обществе. По новому стандарту в школе остаются четыре обязательных предмета. На первом месте предмет с невнятным названием «Россия в мире».Его дополняют основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физкультура и загадочный «индивидуальный проект». Единственным предметом, соответствующим классической школьной программе, остается физкультура.
Предметы, не вошедшие в список обязательных, группируются в шесть «областей», изучение которых предлагается «по выбору». Сюда относятся русский язык, литература, математика, алгебра, геометрия, информатика, история, физика, химия, биология, география. Но ученикам запрещается выбрать сразу все или большую часть дополнительных предметов. Количество наук, которые им разрешают изучать, ограничивается. Невозможно будет, изучая русский язык и литературу, заниматься еще и геометрией или физикой. Можно будет взять физику, но без математики, алгебру, но без геометрии. В то же время федеральный стандарт не отменяет требований ЕГЭ. Две реформы находятся в вопиющем противоречии друг с другом, их требования не совпадают, делая невозможной сколько-нибудь последовательную методику преподавания. То, чему будут учить в школе, теперь не будет иметь отношения к тому, чего требуют на государственном экзамене. Подготовка к ЕГЭ будет теперь осуществляться через частное репетиторство. Легко догадаться, что значительная часть семей просто не смогут позволить себе такой роскоши. Одно дело – нанять ребенку репетитора по одному или двум предметам, а другое- по всему школьному курсу (при том, что в школе ученик будет одновременно загружен работой по совершенно ненужным для экзамена предметам – «Россия в мире» и «индивидуальный проект»).
Однако при всей своей нелогичности в плане методики преподавания реформа чрезвычайно последовательна в своей социальной логике.
Параллельно с разгромом старшей школы планируется резкое сокращение числа вузов. Количество студентов, бесплатно обучающихся в университетах, резко снижается (это одно из требований законопроекта «Об образовании»). Основная масса населения, таким образом, лишается возможности продолжить учебу после окончания семи классов. Поскольку на работу в России теперь можно наниматься с 14 лет, подростки, у которых нет шансов поступить в университет, пополнят ряды неквалифицированных рабочих, составляя конкуренцию таджикским дворникам. Авторы реформы одним махом планируют покончить с массовым высшим образованием и со всеобщим средним.
Теоретически, образующийся вакуум должны были бы заполнить технические колледжи, приходящие на место советских профтехучилищ. Однако никакой новой системы подготовки профессиональных кадров никто не создает, специалистов для этих колледжей не готовят. При упадке промышленности невозможно организовать эффективное профессиональное образование, поскольку нет даже полной ясности относительно того, сколько и каких специалистов требуется обучить. Серьезных капиталовложений в эту систему не делают, методик не разрабатывают, нет связи с производственными предприятиями, без которой подобное образование вообще не имеет смысла.
От реформы невозможно будет укрыться даже в частных школах. Стандарт потому-то и является федеральным, что распространяется на все школы, включая частные. Единственная возможность получения качественного образования, таким образом, остается у тех, кто может отправить детей за границу.
Смысл происходящего становится очевиден все большему числу людей. Дискуссии и массовый сбор подписей, происходящий сейчас в интернете, свидетельствуют о растущем возмущении. Авторы реформы хотят превратить россиян в нацию безграмотных рабов. Возможно, они считают, будто отупевшее и одичавшее население не будет бунтовать. В этом, однако, они ошибаются. Бунтовать все равно будут, только тупо и дико.
По мере осознания масштабов надвигающейся катастрофы в обществе медленно, но неуклонно растет и понимание связи между кризисом образования и общей логикой неолиберальной политики.
Показательно, что массированная атака на образование началась после того, как лидер Российского союза промышленников и предпринимателей Михаил Прохоров от имени отечественного бизнеса выразил на встрече с президентом неудовольствие по поводу «чрезмерной», по его мнению, образованности населения страны. Коммерциализация социальной сферы идет рука об руку с одичанием и разрушением привычных норм цивилизованного бытия – в России, как и во всем мире.
Массовое возмущение, вызванное законопроектом «Об образовании» и проектом ФГОС, вынудило инициаторов реформы оправдываться. Министр образования и науки Андрей Фурсенко решил отложить утверждение новых стандартов, намеченное на 15 февраля 2011 года, и пообещал, что учтет критические замечания к законопроекту. Однако ясно, что министерство лишь пытается выиграть время, сбив накал страстей. Заявив о продолжении дискуссии, министр одновременно выразил поддержку этому начинанию, как и законопроекту «Об образовании». Повторяется та же история, что и с Химкинским лесом, когда власти сперва приостановили вырубку деревьев и объявили дискуссию, а потом, переждав некоторое время, вернулись к прежней политике. Для того, чтобы на практике остановить деятельность Фурсенко и его коллег, направленную на уничтожение российского образования, недостаточно писать письма в интернет-сообщества и проводить дискуссии в профессиональной среде. Министерство образования уже продемонстрировало абсолютную нечувствительность к мнениям профессионалов, родителей и учеников при введении ЕГЭ. Нетрудно догадаться, чем закончится «общественная дискуссия»: ее итоги предрешены, министр и его окружение этого даже не скрывают.
Единственное, что может остановить Фурсенко, – это акции гражданского протеста, проходящие не в интернете, а в реальной жизни: в школах, в университетах, на улицах.
Если это произойдет, то время, которое министр пытается выиграть для себя, будет использовано для общественной мобилизации. В противном случае российское общество продемонстрирует, что действительно заслужило то, что проделывают над ним чиновники из министерства образования и других ведомств. Ведь проект ФГОС является чем-то большим, нежели плодом некомпетентности, безграмотности или даже воинствующего идиотизма. Вопрос не сводится исключительно к стремлению понизить уровень образования граждан – эта цель уже вполне эффективно достигается с помощью ЕГЭ, она недвусмысленно заложена в законе об образовании и в проводимой реформе университетов. Проект ФГОС имеет не только прикладное, но и морально-идеологическое значение. Он призван не только покончить со всеобщим средним образованием, но и надругаться над ним, экспериментально доказать гражданам России, что они действительно являются бессловесным быдлом, неспособным позаботиться о своих самых элементарных интересах.
Историческое значение проводимого эксперимента состоит в том, что со времен падения древнего Рима никогда прежде еще не удавалось повернуть вспять культурный процесс общества, тем более в мирное время, без больших войн, варварских нашествий и массовых эпидемий. Никому раньше не удавалось резко сократить в обществе процент образованных людей, сделать грамотное население вновь безграмотным. Если российские чиновники сумеют решить эту задачу, их примеру последуют многие страны мира. Организовать одичание населения и покончить с достижениями европейского Просвещения – это идея, давно владеющая умами интеллектуалов и политиков самых разных оттенков, но никто, кроме Андрея Фурсенко, не смог предложить практического решения подобной грандиозной задачи.
Наступление варварства происходит на наших глазах, оно хорошо продумано и тщательно подготовлено. Но его можно остановить. Образовательная реформа подошла к роковому рубежу, за которым либо начало массовых протестов, либо крушение всей системы на глазах у беспомощных учителей и деморализованных школьников.