Dizzy

  • Публикации
    • Колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • Видео
  • О нас
  • Помощь Рабкору
38

Националы и Мечтатели: грузинская политика сегодня

49

Патриотизм — не традиционная ценность

25

Чистки в правительстве Мадуро: в отставку ушел министр нефти

213

Антимещанство

Главная Рубрики Авторские колонки 2022 Сентябрь 12 Новый учебный год, новая пропаганда

Новый учебный год, новая пропаганда

Твитнуть

 

Новый учебный год, новая пропаганда

 

Во всех школах мира есть базовый патриотизм, которым пропитываются детские умы. Обычно он строится вокруг любви к флагу и гимну, родным пейзажам и образу Родины. Такой традиционный консервативный национализм. Государственная пропаганда вшита и в наши уроки истории и обществознания, хотя последние хотя бы дают базовые представления об устройстве государства или системе выборов. Однако, наше государство не считает, что этой пропаганды достаточно.

Сейчас школа и родители не являются основным источником информации для детей, все-таки у большинства есть доступ к интернету, и обрывки новостей и аналитики из медиа долетают до детей. Конечно, в условиях интернет-цензуры, вероятность, что независимый источник попадет в поле зрения школьника, сильно снижается, но все-таки в интернете есть плюрализм. И, как мне кажется, это не дает покоя нашим чиновникам, которые хотят контролировать весь поток информации для детей, интерпретировать его в нужном для государства русле, используя как инструмент свою любимую силу — школьных учителей.

В первый понедельник сентября в школах России прошли первые «Разговоры о важном». Это патриотические не-уроки, а можно сказать — дискуссии, но дискуссии без разных точек зрения, ставшие обязательными для всех школьников после того, как Владимир Путин выступил 1 сентября с пилотным разговором о патриотизме, науке, истории (в том числе украинской).

Альянс учителей и организация «Мягкая сила» уже выступили с заявлением о несогласии с новой образовательной политикой. И знаете, что мне напоминает эта борьба с новым витком государственной пропаганды в школах? Историю с введением в школах в 2010 году предмета «Основы религиозной культуры и светской этики».

Я вижу некоторые параллели: возмущение гражданского общества и родителей, непонимание со стороны учителей, как подступиться к новому предмету, какое есть поле возможностей и спектр свободы внутри предмета. И, по комментариям знакомых мне учителей, тогда окно возможностей все-таки было. Можно было выбрать ракурс, религию, которой уделить больше внимания, или сосредоточиться на прививании детям светского гуманизма. Конечно, были негативные элементы, начиная с сегрегации учеников по религиозному принципу, и заканчивая ненаучными патерналистскими учебниками, однобоко раскрывающими предмет. Но учителя могли что-то сделать, дорожка, огороженная красными флажками, за которые нельзя выйти, была довольно широкой.

Сейчас линии флажков сужаются, оставляя узкую тропу, по которой можно идти только строем, в одном направлении, шаг в шаг. «Разговоры о важном» в системе, не подразумевающей наличие у школьника собственного мнения. В этом смысле, школа идеальна для пропаганды, потому что там есть монополия на интерпретацию информации, четкая иерархия, забетонированная в стенах структура власти, которая просто не позволит школьникам спорить с мнением учителя на так называемых «дискуссиях». Конечно, все зависит от учителя, многим повезет, но далеко не всем.

Следовательно, у нас остается школьник, которому перекрывают независимые источники информации в интернете, подсовывают пропаганду каждый понедельник первым уроком, преподают новейшую историю, где Украины как отдельного государства просто не существовало. Единственный выход родителям — брать ситуацию в свои руки, сопротивляться давлению обязаловки, бойкотировать уроки, писать обращения директору и в Министерство Просвещения с требованием убрать уроки, или сделать их необязательными, беседовать со своим ребенком честно и на равных.

Возмущение родителей введением онлайн-образования во времена ковида помогло заморозить непопулярный закон. Совместное действие сейчас может уберечь детей от очередного витка закручивания гаек. В наших силах замедлить трансформацию режима в тоталитарный.

Сен 12, 2022Сергей Росс
Поддержать Рабкор.ру
Твитнуть
12-9-2022 Авторские колонкипатриотизм, пропаганда, Разговоры о важном, Россия, школа615
Сергей Росс
Сергей Росс

Юрист, правозащитник, блогер.

О Горбачеве без гнева и пристрастияЛайфхак для успешного революционера
  См. также  
 
Националы и Мечтатели: грузинская политика сегодня
 
Патриотизм — не традиционная ценность
 
Дайджест новостей 20 марта
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на atomz.peace@gmail.com
2022 © Рабкор.ру