Этот документальный фильм наверняка неизвестен нашим читателям, ибо снят совсем недавно и на «большие» экраны пока так и не вышел (да и неизвестно, выйдет ли в ближайшее время). Фильм о реальных людях в реальных обстоятельствах. Фильм о протестном движении, о том, как люди, совсем далекие от политики и общественной жизни, столкнувшись на собственном примере с ложью, коррупцией, угрозами, уголовщиной, начинают понимать, в каком обществе они живут, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему. О том, как они начинают активно бороться за свои права, собирая вместе обманутых и обездоленных, становясь подлинными лидерами народного протеста.
Как было сказано в анонсе просмотра, «фильм расскажет историю одной из дольщиц группы компаний «Город», и окунет в мрачную действительность, в которой плотно переплелись политика, коррупция и криминал. Фильм о людях, которые хотели купить жильё, но даже не подозревали, что заплатить придётся так дорого». Главная героиня – Алла Андреева, одна из нас, совершенно обычный человек с необычной общественной биографией.
Почти три года назад молодой кинорежиссер-документалист Влад Куракин задумал снять дипломную работу – небольшую «двадцатиминутку» о противостоянии дольщиков группы компаний «Город» со строительными магнатами и поддерживающими их чиновниками. Влад начал работу, и тут в съемочный процесс вторглась вся гнусь окружающего нас мира чистогана: в октябре 2015 года был злодейски убит муж героини фильма Константин Андреев (убийцы до сих пор не найдены), снимать не было душевных сил ни у Аллы Анатольевны, ни у Влада. Прошёл не один месяц, и, как рассказал перед общественным просмотром 27 января 2018 года создатель документальной ленты, он подал заявку на грант Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и, к своему величайшему изумлению, получил его. Так появилась на свет документальная лента «Противостояние» (режиссер/монтаж – Влад Куракин, операторы – Иван Турухано, Зоя Петрова, Дарья Устенко, Айгуль Мусина, Влад Куракин, звукорежиссеры – Артём Будников, Арсений Стефаненко, музыка – Сергей Матвеев, Владимир Камынин, администратор – Анастасия Ломаева, арт – Дарина Муравьева).
Этой небольшой по составу творческой группе, не побоюсь громкого слова, энтузиастов удалось создать не просто достоверную хронику одной из сторон общественной жизни в эпоху периферийного российского капитализма, но и фильм, где реальный и весьма острый социальный конфликт показан в своём развитии. В развитии характеров и главной героини, и её соратниц и соратников по движению обманутых дольщиков, что позволяет воспринимать этих живых и обычных людей как типические характеры в типичных для нынешнего буржуазного общества обстоятельствах. Иное дело, что в документальной ленте Влада Куракина, как и в реальной жизни, показаны разные возможности: смириться и надеяться на милости застройщиков и чиновников, на «доброго царя» в Кремле или «честных бояр» в Смольном или бороться за свои законные права и интересы. Бороться, несмотря на угрозы, потери, задержания полицией на пикетах, штрафы, клевету продажных журналистов в «жёлтой прессе», анонимные помои в Интернете. Оба этих варианта мы видим в картине, оба они показаны на примере обманутых дольщиков группы компаний «Город». Показаны объективно, без всякого авторского нажима, дабы сам зритель оценил обе линии поведения и понял, на чьей стороне правда и будущее.
Очень важно, что в фильме главная героиня и её соратники – живые люди. Им может быть скверно, плохо, тоскливо (и мы видим их в эти моменты, камера ничего не скрывает), это не сверхчеловеки, не абстрактные герои «без страха и упрека». Мы слышим их голоса, мы сочувствуем и сострадаем им. Но вслед за этим – и здесь, на мой взгляд, огромное достижение авторского замысла и его последовательной реализации! – мы видим ту же Аллу Андрееву, преодолевающую свою усталость, боль, разочарование и идущую дальше на избранном пути. Понятно, что это – путь борьбы, единственный путь, который может принести успех в сегодняшней капиталистической России.
Удачным представляется и такое режиссерское решение, как чередование рекламных роликов застройщика и того, что мы видим сейчас на месте строительной площадки; разбивка сюжетов по времени, от начала «противостояния» дольщиков и застройщиков к нынешнему промежуточному финалу, и сами «монологи от первого лица». История Аллы Андреевой становится историей борьбы человеческого достоинства со «свинцовыми мерзостями русской жизни». И в этом главное достоинство документальной ленты Влада Куракина, которой, я уверен, суждена долгая и счастливая экранная судьба.