«Моторола» погиб, как большинство известнейших командиров ополчения за последние полтора года – вдали от передовой, когда вокруг не было ни артиллерийских разрывов, ни подленького свиста пуль. Исполнитель и заказчик неизвестны, как и в случае с гибелью Алексея Мозгового, Павла Дремова и коменданта Первомайска Евгений Ищенко.
Оглядываясь назад, приходится признать, что герою обороны Луганска, одному из командиров батальона «Заря» Александру Стефановскому, известному больше под позывным «Мангуст», повезло со смертью. Как бы это цинично не звучало. «Мангуст» – это, без преувеличения, луганский «Моторола». Погиб он 5 августа 2014-го – во время боя, от прилетевшей со стороны украинской армии или карательного батальона «Айдар», то есть со стороны противника, мины.
Вера в неизбежное появление, создание Новороссии – той самой социально справедливой, без олигархов и русофобов – была тогда еще очень сильна.
Эта вера была на подъеме, хотя Луганск находился почти месяц в осаде, под регулярными обстрелами и авианалетами. Гибель «Мангуста» была тяжелой потерей для ополчения всей Луганской народной республики. Но она не казалась нелепой, напрасной – это была одна из тех смертей, которые в итоге оправдывает общая победа.
Ровно через месяц после гибели «Мангуста» состоялось первое Минское соглашение. И после него стали гибнуть наиболее известные и харизматичные командиры ополчения – гибнуть в тылу. Они остались живы во время самых ожесточенных боев летом 2014-го, кто-то успел позже повевать в районе Дебальцево. Смерть их ожидала порой в десятках километров от передовой. Александра Беднова «Бэтмена» расстреляли свои же – ответственность на себя взяли правоохранительные органы ЛНР. Кто организовал и совершил убийства Ищенко, Мозгового, Дрёмова и теперь Моторолы – богатый материал для версий. Еще двое известнейших командиров ополчения – Игорь Стрелков и Игорь Безлер – по до сих пор не озвученным публично причинам оказались в России без права вернуться на Донбасс.
Со стороны режима Петра Порошенко не погиб ни один (!) из числа самых одиозных командиров и политических деятелей, прославившихся участием в так называемой антитеррористической операции на Донбассе.
Семен Семенчеко, Арсен Аваков (один из главных инициаторов войны на Донбассе), Олег Ляшко, Дмитрий Ярош, командир «Азова» Андрей Билецкий, олигарх Игорь Коломойский (главный спонсор карательных добровольческих батальонов) – все они живы и здоровы. В тылу от своих же погиб только одиозный русофоб Сашко Билый – однако это произошло за месяц до начала боевых действий на Донбассе. Полагаю, проживи он этот месяц и сейчас был бы одним из «героев Украины» и отпраздновал бы свой 53-ий день рождения.
Война на Донбассе – самая неоднозначная из современных войн, после распада Советского Союза. Украинская армия и карательные батальоны были разбиты в августе 14-го. Существовали предпосылки для полной ликвидации режима Порошенко на Украине. Кремль влез с инициативой Минских соглашений. Режим Порошенко устоял. Затем стали гибнуть в тылу командиры ополчения.
Территория, освобожденная от власти Порошенко, вместо Новороссии превратилась в два криминальных квазигосударства.
Аналогов в современной истории нет. Некоторые сходства можно только с войнами в Боснии и Хорватии, случившимися в 1990-ых. Имевшие отличный военный и идеологический потенциал сербы в итоге оказались проигравшими. Сербия и Республика Сербская, ставшая частью федерации Босния и Герцеговина, отлавливали и выдавали Гаагскому трибунала своих же вчерашних героев. Безусловно, среди выданных трибуналу были и те, кто участвовал и инициировал этнические чистки. Но в большинстве своем это были военные и политические руководители сербов, которые отказались подчиняться политике Запада. 60 процентов подсудимых в Гааге были сербами или черногорцами. По итогам прошедших процессов можно сказать, что судьи решили назначить ответственными за 4 года войн в Боснии и Хорватии исключительно сербов.