Как и вся наша страна, северная столица России следует в общем фарватере общественных настроений, пока что уверенно направляемых действующей властью. Соответственно, в общественно-политической жизни города на Неве присутствуют те же самые тенденции к упрощению анализа и оценки явлений окружающей действительности, ориентации на патриархально-консервативные ценности и патерналистские поведенческие модели, которые уже не одно десятилетие внедряют в общественное сознание класс новых собственников и обслуживающие его социально-классовые интересы нынешняя властная российская пирамида, тесно связанные с ней эксперты, политтехнологи, психологи, журналисты, звёзды эстрады и иные представители «культурной элиты», прочие медийные персоны.
В тоже время в Петербурге есть целый ряд региональных особенностей, вызванных как коллизиями недавнего — речь идёт о последних трёх десятилетиях — политического развития города на Неве, так и историческими традициями петербургского стиля в отечественной политике. Само собой разумеется, что и традиционалистские веяния в современных общественных настроениях и политической жизни северной столицы имеют целый ряд отличительных моментов, если сравнивать их с общероссийскими.
Традиционализм в общественно-политической жизни Петербурга в значительной мере является преувеличенной, гипертрофированной, зачастую карикатурной реакцией патриархальных слоев на активно проводившуюся в последние три десятилетия культурную и идеологическую вестернизацию, особенно заметную и последовательную в самом западном по духу мегаполисе Российской Федерации.
Многие действия консервативно настроенных активистов, отражающих соответствующие настроение значительной части горожан, можно рассматривать как своеобразный «асимметричный» ответ на наступление либералов в сфере культуры и масс-медиа, примером чему является вся современная кампания «против пропаганды гомосексуализма». Другое дело, что сами по себе традиционалистские поведенческие модели и соответствующие идейно-политические подходы в общественной жизни города на Неве появились далеко не сегодня.
Мы знаем, что Ленинград стал «столицей перемен» перестроечных лет не случайно. Сказались и застарелые обиды гуманитарной и технической интеллигенции «столичного города с областной судьбой» на номенклатурное начальство, и мощные инициативы в сфере «альтернативной культуры» (вспомним, к примеру, хотя бы феномен «питерского рока»), и региональные особенности диссидентского движения, в котором на берегах Невы были сильны не столько марксистские или православно-националистические, черносотенные тенденции, сколько либерально-западнические.
Соответственно, и первые публичные проявления противоположной либеральному проекту общественной активности на ленинградской земле пришлись на период 1988-91 годов и носили в значительной степени советско-традиционалистский характер, что обеспечивало массовую низовую базу сторонникам Движения коммунистической инициативы (ДКИ), ставшего после запрета КПСС в 1991 году, Российской коммунистической рабочей партией (РКРП). Мероприятия ДКИ можно рассматривать как ответ на массовые манифестации сторонников радикального преобразования (фактически демонтажа) советской политической системы, проходивших сперва под лозунгами поддержки «реформаторского крыла» КПСС («Ленинград — за Горбачёва! Мать-партконференция: поменяй на Соловьёва на Бориса Ельцина!», «С неба падает кирпич — удирай, Егор Кузьмич!», «Егор, ты не брал?» – имелись в виду «консерваторы»: первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Юрий Соловьёв и член политбюро ЦК КПСС Егор Лигачёв, обвинявшийся во взяточничестве, полулегальная газета «Взятка для Лигачёва» была хитом продаж 1989 года с невиданной по тем временам ценой в 1 рубль!). Разумеется, в те годы к ДКИ, а затем и к РКРП примыкали в качестве младших партнёров разного рода национал-патриотические организации.
Крах КПСС и распад СССР, проводимые президентом РФ Борисом Ельциным либерально-рыночные реформы существенно понизили число промышленных предприятий, массовые сокращения работников, особенно в сфере ВПК, деклассирование значительного числа питерских рабочих и инженеров, научных сотрудников, связанных с этой сферой, существенно подорвало социальную базу советского традиционализма в городе на Неве. Развал РКРП, ставший реальностью после массового ухода её членов в ряды КПРФ после 1993 года, усугубившийся изгнанием из рядов партии Виктора Анпилова и его сторонников в 1996 году, скандальная торговля с губернатором Яковлевым по поводу отказа от проведения референдума за его досрочную отставку в обмен на финансовые бонусы в 1997 году свели практически к нулю степень влияния этой части традиционалистского направления на общественную жизнь северной столицы нашей страны, да, пожалуй, и всей России в целом. Ныне действующие в Петербурге советско-традиционалистские структуры, наподобие движения «Суть времени» или КР, серьёзной роли в политической жизни не играют.
После утраты РКРП всякого влияния на общественные процессы на политическую арену Петербурга выходит в полном объеме консервативно-охранительная форма традиционализма, тесно связанная с «партией власти», которая сейчас именуется «Единая Россия», прикормленными властью общественными объединениями (ветеранскими, обществами блокадников и т.п.), а также Русской православной церковью Московского патриархата (РПЦ МП) и мирскими «православными активистами».
Впрочем, на берегах Невы до самого недавнего времени была достаточно слаба идейно-политическая экспансия РПЦ МП. Лишь после замены митрополита Владимира на митрополита Варсонофия, лично близкого к главному функционеру РПЦ МП Владимиру Гундяеву, более известному как патриарх Кирилл, активность разного рода «православных общественников» стала не просто заметна в политической жизни города, но и может рассматриваться как один из её существенных факторов. Региональное отделение партии «Единая Россия» и близкие к единороссам общественные объединения на невских берегах в значительной мере концентрируют своё внимание именно на политических кампаниях традиционалистского толка, как православно-консервативного, так и государственно-патриотического, при этом всемерно демонстрируется реально существующая связь единороссов с низовыми православными церковниками и низовым активом РПЦ МП, символизируемая фигурой депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Виталия Милонова. При этом позиция Милонова и его помощника, руководителя движения «Народный собор» Анатолия Артюха в поддержку Новороссии, против ставшего реальностью альянса гомосексуалистов, либералов, местных адептов и симпатизантов украинских бандеровцев вызывает симпатии у определенной части населения города-героя, пережившего все ужасы фашистской блокады. Причина лежит на поверхности: реакция на провокационную публичную активность либералов, включая «яблочных» депутатов городского парламента, в защиту оскорбившего память защитников Ленинграда телеканала «Дождь», против крымского референдума в марте 2014 года, в «защиту Украины». Либеральная научная элита открыто выступила в поддержку присуждения Кириллу Александрову, «специалисту в истории антисталинского сопротивления», а на деле фактическому апологету предателей Родины, пошедших в годы Великой Отечественной войны вместе с гитлеровцами с оружием в руках против своей страны и своего народа, степени доктора исторических наук. Показательно, что по многим вопросам с либералами открыто смыкаются некоторые троцкистские секты и отдельные «левые» деятели, наподобие депутата городского парламента бывшего коммуниста Комоловой, исключенной из фракции за переход на позиции классового врага.
Как видим, традиционализм играет весьма существенную роль в общественно-политической жизни Петербурга и, не будучи пока самостоятельным фактором этой жизни, уже сейчас выполняет функции весомого политического «довеска» к деятельности парламентских и непарламентских политических партий (например, партии «Родина»).
В то же время важными направлениями традиционалистской общественной активности могут стать и культурно-просветительская деятельность, заметная уже сейчас в деятельности регионального отделения движения «Русский Лад», регулярно проводящего 6 июня — в день рождения Александра Сергеевича Пушкина — публичные мероприятия (митинги и концерты) в защиту русского языка, и экологическая, например, в виде кампаний в защиту лесов Ленинградской области против хищнической вырубки, против захвата побережий озёр новыми собственниками.