Левые привыкли критиковать Всемирную торговую организацию (ВТО). Критиковать справедливо. Однако теперь появился зверь пострашнее. Время фритредерского глобального союза уходит. Значение ВТО подрывается. И подрывает его Транстихоокеанское партнерство (ТТП), «торговый» союз, недавно созданный США.
Транстихоокеанское партнерство вместе с еще несозданным трансатлантическим аналогом, вероятно, сделают ВТО бесполезным. Оба американских проекта предполагают новые правила торговли и глубокую интеграцию участников соглашений. ТТП ликвидирует таможенные пошлины между участниками соглашения, но также устанавливает экологические и социальные требования к производству, естественно, направленные против Китая. Сфера интеллектуальной собственности — вот еще одна область новшеств ТТП. Здесь предусмотрено строгое соблюдение прав собственников. Иначе говоря, никакого промышленного копирования, никакого вольного обмена данными и производства в обход патентов. Все строго.
США будут контролировать соблюдение правил ТПП точно так же, как они контролировали весь переговорный процесс. «Договор между 12 странами о ТТП — это единый документ, но переговоры шли в двустороннем формате.
США выкручивали руки своим партнерам, и Вашингтон своего добился, — отмечает заведующий кафедрой политической экономии РЭУ им. Г. В. Плеханова Руслан Дзарасов. — Те приняли правила игры: доступ на американский рынок они получат не напрямую, а через партнерство с американскими корпорациями, которые в своих руках сосредотачивают звенья производственной цепочки с высокой добавленной стоимостью. Партнерам же оставляют в основном цепочки с трудозатратными технологиями».
ТТП со своими требованиями становятся выше ВТО, которое во многом теряет смысл в силу новых — экологических, патентных и иных ограничений. В этих условиях, когда значение ВТО будет падать, лучшее решение для России — выйти из ВТО, перейти к протекционизму и развивать глубокую континентальную интеграцию. Однако сомнительно, что страна совершит такой разворот. Россия, как и другие государства БРИКС, плывут по течению. Вероятно, правящие круги в них все еще верят, что это течение создается некими законами экономики. Между тем все явственнее, что это течение создают Соединенные Штаты. Вернее, они готовят русло будущего экономического развития, и это русло ýже, чем предполагает ВТО или различные межгосударственные соглашения.
Как же меняется реальность? В начале октября 2015 года США, Австралия, Бруней, Канада, Чили, Япония, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур и Вьетнам создали ТТП. Одновременно США ведут переговоры с ЕС. Еще до конца 2014 года Барак Обама обещал создать Трансатлантическое партнерство. Однако и в 2015 году договор может не быть заключен. И все же Вашингтон не прекращает переговоры с еврократией, игнорируя массовые протесты в Европе. Для США сделка с ЕС так важна, поскольку речь идет о локализации новой мировой экономической системы. А локализована она будет в рамках партнерств. Они окружат США «кольцом власти» из лояльных стран, а взамен американские капиталы будут инвестироваться преимущественно в границах партнерств, что резко снижает значение ВТО.
Конечно, в рамках ТТП американская индустрия не сможет конкурировать с производителями партнеров, у которых низкий уровень оплаты труда. Однако США получат выгоды в виде прибыли корпораций, усиления военного и политического влияния, комфортных условий для инвестирования своих капиталов и изоляции стран БРИКС, особенно Китая. Что ответит Пекин? Пока у него нет ответа. Он едва удерживает от нового падения фондовый рынок, после чего может открыться общий кризис — упасть промышленное производство и обвалиться юань. Россия, в лице руководства страны, может посочувствовать КНР, но не более.
Вашингтон выстраивает более жесткую экономическую архитектуру, чем предполагает ВТО, неслучайно.
Его планы не ограничиваются нынешним размером ТТП и возможным — Трансатлантического партнерства (ЕС). США рассчитывают со временем распространить новый порядок на другие страны, не только малые, но и большие, входящие в группу БРИКС. Создание ТТП — это одновременно успех США, удар по Китаю и провал Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. А еще это предупреждение для всех стран БРИКС. Вернее для их народов, так как только от их воли зависит разрушение планов США.
Трансокеанские партнерства создают неолиберальную локализацию. Ей нужно противопоставить континентальные проекты интеграции, которые будут антилиберальными по своей экономической сути. Но кто готов пойти на это? И осмелится ли на подобное хоть одно государство БРИКС, до того как кризис заставит искать новые решения в экономике, или мина, подводимая США под ВТО, взорвется? Членство в ВТО тогда потеряет смысл, поскольку уже не будет мостиком к крупнейшим (США и ЕС) рынкам сбыта на планете. Может быть, тогда страны БРИКС осознают, что время глобализации подошло к концу, и пора менять курс?