Что мы знаем о Детройте? В прошлом он был центром автомобилестроения в США. Здесь по улицам ходил Робокоп, а будущий Eminem учился начитывать текст на ломанный ритм хип-хопа. Еще мы знаем, что сегодня Детройт — город-банкрот. Заброшенные дома, оставленные цеха и пустые торговые центры — современный город-призрак, гигантский павильон для неснятого фантастического фильма. Совсем скоро у него появится ярославский собрат по несчастью.
Новостной портал «Ярновости» сообщает бесстрастным языком факта: «Арбитражный суд удовлетворил иск ООО «Яртехстрой» к администрации города на сумму свыше 130 млн руб., при этом чистый годовой доход Ростова составляет всего около 100 млн руб. В настоящий момент, если город не рассчитается по долгам, его счета могут быть арестованы, начнется опись имущества».
Ростов Великий, — один из старейших городов Ярославской области, жемчужина Золотого кольца, — вполне может стать первым в истории современной России городом-банкротом со всеми вытекающими для 32 тысяч его жителей последствиями.
Причину столь неординарной ситуации следует искать в 2008—2009 годах. Именно в это время администрация Ростова получила федеральную субсидию в размере 432 миллионов рублей. Средства должны были быть потрачены на строительство автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки.
Если верить СМИ, на реальное дорожное строительство ушло всего 9% от выделенной суммы, а оставшиеся средства выводились на счета неустановленных физических лиц. Проведенный аудит показал, что сумма договора завышена на 342 миллиона рублей. Тогда же завели судебное дело против неустановленных лиц, виновных в мошенничестве, а на период следственных действий выплаты ООО «Яртехстрою» были заморожены.
Компания обратилась в суд и выиграла дело. Интересно, что администрация города даже не попыталась оспорить сумму выдвинутых претензий. Возможно, ростовские власти надеются на другой параллельно идущий судебный процесс о признании банкротом, начатый «Ростовавтодором» против «Яртехстроя». Если компанию признают таковой, то необходимости гасить долг перед ней у властей Ростова не будет. По той же причине отказались выделять средства на погашение задолженности и областные власти.
Дополнительно ситуацию осложняет позиция ряда муниципальных депутатов от партии «Справедливая Россия», которые своей несговорчивостью сорвали договоренность администрации Ростова и компании «Яртехстрой» о постепенном погашении 130-миллионного долга. Ведь в случае признания банкротства ответственность за долги города ляжет на правительство области, а общее состояние бюджета ярославского региона мягко говоря не лучшее. Это и без того осложнит не блестящее губернаторство господина Ястребова. А в случае если федеральные власти решат провести выборы, это усилит позицию его оппонента из СР — Анатолия Грешневикова.
Однако в целом ярославские чиновники продолжают сохранять олимпийское спокойствие в сложившейся ситуации. Так участник «Русского марша», а по основной своей должности директор департамента территориального развития правительства Ярославской области Юрий Бойко — на момент начала всей истории он был первым заместителем главы администрации, а затем и главой Ростова Великого, — в комментарии ИТАР-ТАСС заявил, что конфликт находится пока в юридической, а не финансовой плоскости. Впрочем, недавнее отключение от горячего водоснабжения самого областного центра тоже было вызвано конфликтом, лежащим, как казалось, исключительно в юридической плоскости.
Станет ли Ростов Великий Детройтом Ярославским покажет осеннее судебное разбирательство о банкротстве ООО «Яртехстроя». Пока судьба 32 тысячного города повисла даже не на ниточке, а на волоске.