В ночь с воскресенья на понедельник состоится 86-я церемония вручения премии «Оскар», которая за последние лет десять сильно поменяла ориентиры определения победителей. Если в 2004-м году главный «Оскар» получил «Властелин колец: Возвращение короля», то сейчас этот блокбастер элементарно не попал бы в короткий список. Выбор шести тысяч академиков сместился преимущественно в сторону чистого искусства. Стоит оговориться, что высокий стиль вполне возможен и в крупнобюджетном кино, что подтверждают такие ленты как «Гравитация» и «Загадочная история Бенджамина Баттона». Но таких фильмов становится в шорт-листе все меньше, и они часто представляют собой нестандартные постановки, что Голливуд подчеркивает фактом выдвижения их на премию.
У «Оскара» начинает проявляться сезонная направленность в социально-политическую сторону. Каждый четный год происходят выборы президента и сенаторов с конгрессменами. Вследствие этого выходит большое число лент с активной гражданской составляющей. Многие из этих картин претендуют на «Оскар», и, как правило, победитель тоже политически ангажирован. Так было с «Операцией «Арго» и «Миллионером из трущоб». А каждый нечетный год аналогичных лент очень мало, так как все копят деньги и силы для сезона выборов. Поэтому нынешний «Оскар» — это скорее борьба за чистое искусство, не отягощенное политической конъюнктурой. В последний раз в схожих обстоятельствах победил черно-белый «Артист» Мишеля Хазанавичуса, сделанный в стилистике немого кино.
Главным «Оскаром» считается премия за лучший фильм. На сцене ее получает продюсер картины, и если рядом с ним стоит режиссер, то это больше для телекартинки, нежели в соответствии с правилами. В этом году основных претендентов на этот «Оскар» два. Это «Гравитация» Альфонсо Куарона и «12 лет рабства» Стива Маккуина.
«Гравитация» — фильм-эксперимент со 100-миллионным бюджетом. Студия «Уорнер бразерс» выделила столь внушительную сумму на картину о космосе, полагаясь на мастерство режиссера, не вмешиваясь в съемочный процесс. Куарон имеет репутацию художника с авторским стилем, несмотря на то, что снимал в своей карьере фильм из «Поттерианы». «Гравитация» — это прежде всего 3D-аттракцион, где зритель может почувствовать себя в открытом космосе. У картины были очень хорошие сборы по всему миру, что вполне объяснимо интернациональной тематикой постановки. К сожалению, сюжет не блещет оригинальностью и длинные паузы между полезным действием заполнены фиксацией монотонных движений в безвоздушном пространстве. Куарон редко прибегает к монтажным склейкам, но назвать это прорывом, пусть даже в массовом кинематографе, язык не поворачивается. Рецепт успеха «Гравитации» в умелом использовании эффекта присутствия в трехмерном изображении применительно к космосу и перемещений в нем. Формально, для главного «Оскара» маловато. Ведь картина из-за примитивности сюжета не попала в номинацию «лучший сценарий». Но академики ценят технологический прорыв, особенно если он вышел из рук общепризнанного мастера. Поэтому премия за режиссуру у Куарона практически в кармане. В прошлом году за постановку «Жизнь Пи», которая считалась безумно сложной для экранизации, аналогичную статуэтку получил Энг Ли.
«12 лет рабства», снятый Стивом Маккуином, рассказывает про темнокожего музыканта, волей случая превратившегося в раба. У повествования рваный ритм, благодаря монтажу, более характерного для узкого круга фестивальных лент. При просмотре складывается впечатление, что у режиссера проблемы с коммуникацией, которые он не в силах решить, но может выплеснуть на экран. Те же самые особенности были у двух предыдущих работ Маккуина — «Голод» и «Стыд», однако в США их мало кто видел, по сравнению с новой лентой. В процессе поиска ответа на вопрос о происхождении столь редкой художественной манеры выяснилось, что режиссер пришел в кино из видеоарта. Теперь понятно, откуда у Маккуина не столько пренебрежение к традиционному монтажу, сколько отсутствие знаний о нем. Жаль, что критики и зритель поглощают это как высокое искусство, хотя в данном случае уместней говорить о плохом владении стандартными режиссерскими навыками, на худой конец, маргинальным подходом не-корифея. Как бы то ни было, «12 лет рабства» по прогнозам большинства экспертов — главный претендент на «Оскар» за лучший фильм, хотя автор этих строк отдал бы победу «Гравитации» (которая при всех своих минусах не так слаба, как лента Маккуина). Тем более, что случаи, когда награды за режиссуру и лучшую картину достаются разным работам — редки.
Третьим претендентом на главный «Оскар», заметно отстающим от двух фаворитов, является «Афера по-американски» Дэвида О.Расселла. Режиссер стал любимцем академиков — это уже третий подряд его фильм, который претендует на высшую награду. Новая картина снята в стилистике семидесятых годов и больше похожа на сборник ярких винтажных клипов. Расселл отлично работает с актерами, благодаря чему в прошлом году Дженнифер Лоуренс получила «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме «Мой парень — псих», а ранее два исполнителя были признаны лучшими за роли второго плана. В «Афере по-американски» Лоуренс вновь блистает, но вряд ли она получит премию второй раз подряд. Сам фильм рожден вне системы голливудской штамповки. Сценарий пару лет назад вошел в черный список работ, которые признаны достойными постановки, но крупные студии отказались финансировать проект. В итоге деньги нашлись благодаря продюсеру Меган Эллисон. 28-летняя дочь миллиардера когда-то решила спонсировать нестандартное кино, и на ее счету уже около двух десятков проектов, включая фильмы братьев Коэн, Пола Т.Андерсона, К Бигелоу и др. Из девяти претендентов на главный «Оскар» в этом году, есть еще одно ее детище — картина Спайка Джонса «Она». Однако у лент, спродюсированных Эллисон, есть свои недостатки. Так как финальный монтаж остается за режиссером, фильмы зачастую получаются затянутыми и скучными, не говоря уже о ясности мэсседжа. Картинам словно не хватает руки опытного голливудского продюсера, который привел бы все в более востребованный вид.
Остальные шесть претендентов на главный «Оскар» останутся претендентам вечно. Они настолько специфичны в своем движении к зрителю, что у нас, в России, четыре из этих картин выпускают за три дня до церемонии, в надежде собрать на билетах чуть побольше.
Премия «Оскар» за лучшую мужскую роль по общему мнению достанется Мэтью МакКонахи, который играет техасского электрика, заразившегося СПИДом, но не опустившего руки. Актер действительно сделал гигантский шаг вперед в мастерстве, уйдя от вечного амплуа глянцевого героя-любовника. Он еще и сильно похудел, что особенно ценят академики, привечая самоистязания претендентов на награды. В схожем имидже МакКонахи предстает в набирающем популярность сериале «Реальный детектив». К сожалению, этот год вновь окажется безрезультатным для другого претендента на «Оскар» за главную мужскую роль — Леонардо Ди Каприо. Фильм «Волк с Уолл-Стрит» при всей своей скудости мэсседжа имеет один плюс — главного героя. Ди Каприо уже четвертый раз номинируется на премию (один раз он претендовал на «Оскар» за роль второго плана), но сейчас его шансы низки, если не ничтожны. В этом ракурсе провидчески смотрится сцена из «Волка с Уолл-Стрит», где учителем персонажа в исполнении Ди Каприо выступает брокер, которого играет МакКонахи.
Главным фаворитом на получение премии за лучшую женскую роль является Кейт Бланшетт. Она сыграла жену разорившегося миллионера у Вуди Аллена в «Жасмин». Собственно, две другие претендентки в номинации — Мэрил Стрип и Эми Адамс не сильно уступают Бланшетт в мастерстве. Но Стрип и без того рекордсмен по выдвижениям, плюс сыграла в «Августе» скорее театрально, нежели как киноактриса. А Адамс немного теряется на фоне других блестящих работ в «Афере по-американски», чтобы выделить ее из общей группы.
«Оскар» за мужскую роль второго плана, с большой вероятностью, получит Джаред Лето. В «Далласском клубе покупателей» он сыграл транссексуала, больного СПИДом. Беспроигрышный вариант для победы, обнуливший шансы Майкла Фассбендера («12 лет рабства») и дебютанта-непрофессионала Баркада Абди, сыгравшего роль сомалийского пирата в «Капитане Филлипсе». В аналогичной женской номинации с небольшим перевесом должна выиграть Лупита Нионго, изображавшая рабыню в «12 лет рабства». Жаль, что Академия обойдет такую сильную работу как роль Джулии Робертс в «Августе», не сильно уступившей Стрип в таланте и хватке.
Номинации за лучший сценарий подразделяются на оригинальный и адаптированный. В первом случае больше шансов на победу у «Аферы по-амеркански», как у самого кинематографически сильного фильма из предложенных. Во втором — за отсутствием «Гравитации» в списке номинантов, премию с очень большой вероятностью получит «12 лет рабства». Лучшей анимационной лентой по многим показателям должно стать «Холодное сердце». Все остальные премии, включая лучшую работу по монтажу, костюмам, операторскому мастерству и т.д. — относятся к разделу специализированных и гадать в их отношении дело неблагодарное. Забавно, что до недавнего времени подобным занимались и сами академики, когда имели возможность выбирать победителей в некоторых узкопрофильных номинациях, в которых не разбирались. Поэтому следует опасаться российских кинокритиков, которые в своих прогнозах способны оценить лучший звук и лучший монтаж звука. Особенно на фоне того, что фильмы-претенденты демонстрировались в России в дубляже.
Нынешняя церемония вручения «Оскара» точно не будет столь политически ангажированной как предыдущая, когда победителя объявляла из Белого дома Мишель Обама. Но премию нужно стремиться воспринимать в целом, не разделяя на отдельные годы. И с этого ракурса «Оскар» предстает симбиозом политики и искусства, фиксирующим веяния и высокий стиль самого передового кинематографа на планете.
Подробно о номинантах и итогах премии «Оскар» на официальном сайте http://www.oscars.org/