Лучшие фильмы российского кинопроката в 2013 году:
10. Транс (Trance), Дэнни Бойл
Фильм, где имеют место попытки визуального выражения бессознательного. Стилистика отдает Дали, времен сотрудничества с Бунюэлем, но эффект получается сродни «Прошлым летом в Мариенбаде». Подобно классике Алена Рене, зрительское восприятие теряет ощущение времени и действительности в потоке фантазмов, перемешанных с реальностью. И хотя Бойл пытался проделывать подобное в «На игле», прошлые эксперименты отдавали наркотическим бредом, по сравнению с погружением в подсознание в «Трансе».
9. Заклятие (The Conjuring), Джеймс Ван
Очередной удачный фильм от урожденного малазийца-выходца из Австралии, реабилитировавшего жанр фильм ужасов в глазах массового зрителя. Ван получил известность как автор хоррор-франшизы «Пила». В «Заклятии» все происходит, вроде, по стандартной схеме, но страх накатывает не по-детски. Плюс приятная атмосфера семидесятых, со звездами авторского кино. Особую пикантность картине придает то, что она основана на реальных событиях, а актеры консультировались с постаревшими свидетелями происшедшего. Все это привело к тому, что «Заклятие» стало самым кассовым фильмом ужасов года в американском прокате, а также в остальном мире. Джеймс Ван плодовит, так как работает со сравнительно небольшими бюджетами, а также занимается продюсированием. В этом году также вышел сиквел «Астрала» его авторства (ставший вторым по сборам после «Заклятия», опередив других конкурентов), но там сценарий включает в себя комедийные элементы. «Заклятие» же, наоборот, жутко серьезно, и зрителю приходится попотеть, чтобы отыскать момент для смеха.
8. Побочный эффект (Side Effects), Стивен Содерберг
Содерберг штампует фильмы один за другим, причем на пару посредственных у него обязательно приходится один добротно сделанный. Психологический триллер «Побочный эффект» продолжает тему лекарств и болезней, затронутую в «Эпидемии». Картина дает сполна проявить актерское мастерство Джуду Лоу и Руни Мара, причем характеры их персонажей не поддаются строгому разделению на плохие/хорошие. Особенно блистает звезда «Девушки с татуировкой дракона» Руни Мара. Ее амплуа, связанное с присутствием на экране насилия и сексуальных перверсий, придает «Побочному эффекту» шарм картины с непредсказуемым развитием сюжета.
7. Пленницы (Prisoners), Дени Вильнев
Еще один триллер, но с формально детективной подоплекой. Прошлая картина режиссера «Пожары», пробившаяся в пятерку «Оскаровских» номинантов на лучший зарубежный фильм, заставила обратить внимание на автора. Вильнев и в «Пленницах» остался верен своему стилю, описывая действительность в самых неприглядных сторонах физиологических проявлений. Аутентичные сцены пыток и запекшаяся кровь должны отпугивать зрителя, но «Пленниц» хорошо смотрели в кинотеатрах. Причина положительного приема в достоверности происходящего на экране. Режиссер не просто талантливо мучит людей в кадре, он тонко передает их переживания. Из-за этого на второй план отходят такие находки с реквизитом как чемоданы со змеями. В «Пленницах» с необычной стороны раскрывается актерское мастерство Хью Джекмана, хотя он ранее постоянно играл подобных персонажей. Единственное, что немного смазывает общее впечатление, это детектив в исполнении Джилленхола. Этот актер уже давно играет мачо, но когда он надевает на себя ковбойскую шляпу, то сразу вспоминается «Горбатая гора». Поэтому, когда в одном эпизоде Джилленхол-детектив приходит к предполагаемому маньяку и, игриво улыбаясь, с порога выдает комплимент относительно галстука собеседника, выглядит это двусмысленно.
6. К чуду (To The Wonder), Теренс Малик
Малик продолжает снимать в свое удовольствие, преследуя лишь художественные цели. «К чуду» — фильм-эксперимент, противоположный по форме предыдущему шедевру режиссера «Древо жизни». Взаимоотношения пары терпят различного рода кризисы, в том числе религиозного свойства. Первый статичный план возникает на экране спустя минут двадцать, а вся философия картины умещается в слова случайного церковного рабочего. «К чуду» консервативно по содержанию и выдает, своего рода, индульгенцию за прежние роли Хавьеру Бардему, сыгравшему в этот раз священника, заботящегося о прихожанах.
5. Лучшее предложение (La migliore offerta), Джузеппе Торнаторе
«Лучшее предложение» настолько непредсказуемо в развитии сюжета, что зритель понимает с каким жанром имеет дело ближе к концу ленты. Но прежде всего это актерский бенефис блистательного Джеффри Раша («Король говорит»). Глава аукционного дома по торговле искусством на старости лет сталкивается с давно забытыми чувствами. Раш настолько тонко подошел к своей роли, что убрал всю излишнюю сентиментальность, свойственную фильмам итальянского режиссера.
4. Голодные игры: и вспыхнет пламя (The Hunger Games: Catching Fire), Френсис Лоуренс
Второй фильм франшизы расширил круг тех, на кого нацелено кино, с подростков до взрослой аудитории. Одним из результатов стало то, что в США лента оказалась второй по кассовым сборам в минувшем году. Это особенно интересно на фоне того, что сиквел призывает к открытому гражданскому протесту и очевидно связан с социальными потрясениями от финансового кризиса. Если в отношении первой части Обама сказал, что для него там недостаточно классовой войны, то в случае новой картины заявить подобное было бы некорректным.
3. Человек из стали (Man of Steel), Зак Снайдер
Перезапуск франшизы про Супермена, созданный под контролем Кристофера Нолана, набившего руку на Бэтмене. Картина получилась немного тяжеловесной и мрачной, что свойственно стилю продюсера, но в целом «Человека из стали» можно назвать весьма удачным. Образ Супермена вместил в себя черты пришельца из другой культуры, а также мессии христианского образца. Трюки, визуальные концепты и вся техническая сторона фильма на самом высоком уровне.
2. Обливион (Oblivion), Джозеф Косински
Фантастический фильм от режиссера «Трона» (2010) на первый взгляд вторичен. Сюжет состоит из отсылок ко многим столпам жанра, главным образом к «12 обезьянам» Гиллиама (а тот, в свою очередь, к «Взлетной полосе» Криса Маркера). Но в случае «Обливиона» именно бережное и высокопрофессиональное отношение к предшественникам придает новой картине шарм будто бы уже давно знакомого и любимого. Тем более, что речь у Косински здесь идет о памяти и выходе из забвения. Отдельно стоит упомянуть визуальное воплощение интерьеров будущего и летательных аппаратов, что является сильной стороной режиссера-автора концептов. Российский зритель может найти в сюжете нечто интересное для себя: режим, держащийся на добыче полезных ископаемых и его пренебрежение к человеку.
1. Анна Каренина (Anna Karenina), Джо Райт
Фильм, своим высоким художественным уровнем вернувший отечественную классику в центр общественных дискуссий. Джо Райт, ранее интерпретировавший роман «Искупление» как классовую драму, вдохнул новую жизнь в покрывшиеся пылью интерьеры Толстого. Новая «Анна Каренина» представляет собой театральный киноаттракцион-эксперимент, по сценарию Тома Стоппарда и с изобретательной работой оператора. Причем выбор в пользу такого воплощения был сделан создателем из-за невозможности реализовать классическую постановку на российской земле. Долгие поиски натуры и трудные переговоры съели немалую часть бюджета будущей ленты, Райту ничего не оставалось как отказаться от первоначального замысла и прибегнуть к ухищрениям с декорациями. В итоге фильм заслужил номинации на «Оскар» за лучшую музыку, работу оператора и художника-постановщика, но победил лишь в дизайне костюмов. И для контраста: экранизация того же романа Толстого от Сергея Соловьева, показанная по телевидению на волне успеха ленты Райта, вызвала раз в десять меньше резонанса.
Лучший российский фильм года:
Географ глобус пропил, А. Велединский
К сожалению, в отношении отечественного кино в этом году невозможно составить даже тройку лучших лент, из-за отсутствия претендентов. Но «Географ глобус пропил» искупил безрыбье прошлого года, став одной из лучших новых российских картин в целом. Сценаристы переосмыслили известный роман пермяка Алексея Иванова, написанный в другое время и с другими выводами. Конфликт в сюжете картины строится на столкновении позднесоветского и постсоветского поколений. Те, кто постарше, фигурируют в игре метафор как динозавры. «Географ глобус пропил» призывает оттолкнуться от прошлого, сбросить его балласт. Но для массового зрителя фильм — прежде всего хорошо сыгранное произведение, с правдой жизни, которой нам не достает в условиях ужесточающегося диктата хозяев дискурса.
Худший иностранный фильм года:
Советник (The Counselor), Ридли Скотт
Выбранный по тому же принципу, что и «Сталинград», фильм Ридли Скотта, скорее беспомощный, нежели плохой. Писатель Кормак Маккарти после неоднократного успеха экранизаций своих произведений, созданных чужими руками («Старикам тут не место», «Дорога»), захотел сделать кино сам. Полностью контролируя процесс, новичок в отрасли похоже не представлял, с чем имеет дело. Результату не помог даже опытный режиссер и плеяда известных актеров. «Советник» получился невнятным, с длинными запутанными диалогами, которые, возможно, неплохо читались бы на бумаге, но на экране выглядели беспомощно. В итоге картина провалилась как у критиков, так и у зрителей, доказав что кино — это не литература и не терпит слабости и дилетантства.
Худший российский фильм:
Сталинград, Федор Бондарчук
Вынесение оценки в отношении фильма в данном случае зависит от амбиций авторов и публичной подачи уровня картины, по отношению к реальному положению дел. Федор Бондарчук выступил как ведущий деятель рекламного поля, убедив широкого зрителя в уникальности собственного двухчасового глянцевого клипа. Одним из мифов, внедрявшихся через зомбоящик, был прием «Сталинграда» у западной публики, прежде всего у профессионалов отрасли из Голливуда. Автор этих строк услышал однажды в очереди обсуждение фильма с оценкой: «Америкосы-то и не ожидали такого высокого уровня!». Но фильм Бондарчука пока прошел только средне в Китае, на волне родственности авторитарных режимов. «Оскар» прокатил «Сталинград» с номинацией на лучшую иноязычную ленту, где у казенного российского претендента изначально не было никаких шансов. Но так как пиар-машина использовала номинацию как один из центральных элементов раскрутки, то пришлось как-то выкручиваться, причем совести российской культуры — министру Мединскому. По мнению чиновника, «Сталинград» затоптали из-за отсутствия политкорретности, да и просто потому, что он наш! Жаль, Мединский не прокомментировал последнюю победу на иноязычном «Оскаре» аполитичной драмы «Любовь» про двух умирающих стариков. Да и прежние триумфы Меньшова с Михалковым теперь поставлены под сомнение, как потакающие ценностям и конъюнктуре загнивающего Запада. В общем, плохая игра всех, кто связан со «Сталинградом», вполне соответствующая уровню самой картины.
Лучший иностранный сериал:
Карточный домик (House of Cards)
Проект Кевина Спейси с относительно большим бюджетом, где несколько серий снял Дэвид Финчер, он же сопродюсер. Сериал рассказывает о партийном функционере демократов, метящем в самые верхи власти, и его грязные методы работы. К сценарию привлекали профессиональных политтехнологов, в итоге слепивших неприглядное лицо политического олимпа. В каждой серии, в качестве художественного приема, обязательно имеется момент, чудовищный по своей неприглядности, чья достоверность прежде казалась бы сомнительной. Но политика грязное дело и просмотр «Карточного домика» понижает моральную планку восприятия действительности. Заранее известно, что у сериала будет еще лишь один сезон. Возможно, поэтому «Карточный домик» не стал победителем последней церемонии «Эмми», уступив сериалу «Во все тяжкие», хотя именно проект Спейси-Финчера считался главным фаворитом премии за теледостижения сезона.
Скандал года в западном кинематографе:
Ситуация вокруг фильма Катрин Бигелоу «Цель номер один» (Zero Dark Thirty)
Фильм Бигелоу уже побывал в самых скандальных проектах года, еще стадии задумки и производства в прошлом и позапрошлом годах. Тема убийства Усамы бен Ладена разрабатывалась в прямом контакте с ЦРУ, Пентагоном и Белым домом, а также планировалась к использованию в президентской кампании, если бы не общественный резонанс. После выхода фильма в прокат посыпались обвинения авторов в оправдывании пыток подозреваемых в терроризме. Открытые письма режиссеру написали Наоми Вульф и Славой Жижек. Тем не менее, группа близких демократам деятелей Голливуда Бигелоу не сдала и даже поддержала. Однако репутация «оскароносной» женщины-режиссера оказалась явно подмочена после такого общественного резонанса.
Скандал года в российском кинематографе:
Отказ от финансирования проекта Миндадзе
Режиссеру Александру Миндадзе отказали в выделении денег на будущий фильм «Милый Ханс, дорогой Петр». Предполагалось, что лента будет копродукцией с Германией, и немцы изначально были готовы проспонсировать проект, но только при условии участия российской стороны (пусть даже процентно небольшого). Фильм должен был рассказывать историю немецкого инженера, посетившего Москву в 1940-м году. На питчинге в Министерстве культуры будущий проект поддержало 29 экспертов из 30, что стало одним из лучших результатов голосования. Но в финансировании Миндадзе было отказано, якобы на основании отрицательного заключения двух советов: военно-исторического и социально-психологического. Скандал, разумеется, играет на руку министру Мединскому, как ярому противнику фальсификаций истории. Фактически, путем процедуры, имеющей непрозрачные стороны (такие как социально-психологические советы, чьи коллеги выступают сателлитами прокуратуры в экспертизах по делам об экстремизме), продемонстрирован эффективный заслон любой картине, с которой не согласны чиновники. Это еще больше отбрасывает нашу страну назад, так как содержание будущих фильмов поставлено в зависимость от псевдопатриотических настроений группы людей с дурным вкусом. Миндадзе, правда, позже нашел общий язык с Мединским, изменив время действия картины с 40-х на 30-е. Понятно, что деятелей Минкультуры раздражало сравнение сталинского и гитлеровского режимов в первоначальном замысле режиссера. Но то, что произошло, вызывает куда большие аналогии с тоталитарным прошлым, нежели картина, которую в прокате никто бы не заметил.
Позорная конъюнктура года в западном кинематографе:
Пятая власть (The Fifth Estate), Билл Кондон
Экранизация книги бывшего соратника Джулиана Ассанжа изначально представляла спорное предприятие. Глава «Викиликс» объявил воспоминания коллеги недостоверными, что даже по логике вещей может быть правдой, так как бывший немецкий анархист неплохо зажил в США, торгуя своим прошлым, в тот время как Ассанж мучается от отсутствия солнечного света в посольстве Эквадора. Но фильм переплюнул даже книгу, так как переиначил в своем содержании многие вещи, и каждый раз в худшую сторону для основателя «Викиликс». То есть, «Пятая власть» — это пасквиль на пасквиль. В этой связи огорчает позиция Голливуда, который выступил фактом фильма против демократических свобод в угоду политической конъюнктуре — режиму Обамы, преследующего Ассанжа.
Позорная конъюнктура года в российском кинематографе:
Околофутбола, А. Борматов
Отечественный кинематограф постепенно превращается в фабрику по производству продукции, угодной режиму. В случае с «Околофутбола», прикрываясь переносом на экран реальных событий (что верно лишь отчасти), авторы создали апологию футбольному насилию. Согласно замыслу создателей картины, хулиган может громить кавказские забегаловки, но не имеет права создавать «массовые беспорядки». Фильм, используя виртуозную риторику, оправдывает группировки агрессивных фэнов. Происходит это после событий на Манежной площади, когда Путин пообщался с болельщиками и посетил могилу Егора Свиридова.
Надежда будущего года:
Самым ожидаемым фильмом в будущем году является «Интерстеллар» Кристофера Нолана. Никакой особой информации по нему, кроме невыразительного трейлера, пока нет. Но зная возможности режиссера, можно предположить, что сюжет про путешествия в пространстве-времени будет сделан на самом высоком уровне и войдет в число лучших лент следующего года.
Другие ожидаемые фильмы:
«Превосходство» Уолли Пфистера
«Грань будущего» Дага Лаймана
«Волк с Уолл-Стрит» Мартина Скорсезе
«Трудно быть богом» Алексея Германа