Любите ли вы сюрпризы? А если эти сюрпризы подготовлены правительством и органами государственной власти, например, Федеральной службой по тарифам? Впрочем, как бы вы не ответили на этот вопрос, один сюрприз все-таки вам придется пережить в конце этого месяца, когда вы получите квиточки на оплату ЖКУ. Напомню, что с июля 2013 года нас ждет новый рост тарифов: на 15% за газ, на 10% за тепловую энергию, на 7% за холодную воду и водоотведение, на 10-15% за электроэнергию. Как всегда, не нужно быть большим аналитиком, чтобы спрогнозировать, что в целом ряде регионов цены на коммунальные услуги вырастут гораздо выше назначенных сверху лимитов. И уж вовсе не нужен диплом политолога, чтобы предсказать скорое выступлении лидера нашей страны на очередном форуме ОНФ или на прямой линии с каким-нибудь заслуженным пенсионером со словами «Такой рост является неприемлемым!» или «Это полное безобразие!», ну или что-то в это роде. Мы к этому давно привыкли: цены и тарифы растут, власть ужасается масштабом обнищания своего народа и тяжко ему сочувствует под телекамеры первого канала, кто-то кому-то грозит карами, какой-то региональный чиновник попадает под раздачу и остается без работы (после чего, как правило, уходит в бизнес), всё это тянется годами. Некоторые блогеры уже сделали подборку этой многосерийной трагикомедии.
Вместе с тем, как всякий серьезный бизнес, будь то торговля табаком, алкоголем или фастфудом, коммунальщики имеют своих лоббистов и своих пиарщиков, стремящихся всеми силами обосновать перед ответственными чиновниками и обществом, что рост коммунальных тарифов есть неизбежное явление и нам, обществу, нужно с этим смириться.
Тарифы стремятся в заоблачную высь
Для начала — немного статистической информации. Если взять за точку отсчета 2000 год, начало руководство страной В. Путина, то за 13 лет оплата ЖКУ увеличилась в 14 раз. За этот период цена электроэнергии выросла в 6 раз, газа — в 9 раз, отопления — в 14 раз, водоснабжения и канализации в —15 раз. Тарифы ЖКХ растут средним темпом в 15-20% в год, опережая официальный рост инфляции в стране.
Для сравнения, за аналогичный период времени в Германии, тарифы выросли всего на 20-25%. В течение 2000-ых они росли средним темпом чуть больше 1% в год, а то и меньше, так, например, в Берлине, где цена тарифа уже сравнялась с московской, рост зафиксирован в размере всего на 0,3%.
Вместе с ростом тарифа экспертами фиксируется увеличение изношенности коммунальной инфраструктуры, которая в последние годы достигает критических значений — в среднем по стране изношено 80-85% основного оборудования и инженерных сетей. А, например, на 100 км теплосетей регистрируется 70 повреждений. На сегодняшний день они обновляются лишь на 5% в год, что просто капля в море по сравнению с масштабами проблемы.
Что не менее важно, растущие тарифы ЖКХ все сильнее давят на кошельки и без того малоимущего населения. При том, что 70% страны живет на заработную плату 17000 рублей и ниже, оплата услуг ЖКУ является основной статьей расходов для 80% домохозяйств. Данный показатель уникален: в Европе коммунальная оплата составляет 18% семейного дохода, в США — 16%. Любой рост заработных плат бюджетников и пенсий в течение года моментально вымывается у населения ростом цен и тарифов.
Коммунальщики тоже плачут
Как я уже отметил, рост тарифов ЖКХ имеет свою аргументацию в оправдание. Аргументов, так или иначе, три: ЖКХ — это рынок, коммунальные фирмы кроят свои бюджеты с убытком и без роста тарифов уйдут с рынка, что грозит замерзанию целым городам; в отрасли установлена крайне низкая заработная плата, повышение которой просто необходимо; растущий износ инфраструктуры требует вложений, иначе она просто развалится.
Апологетом первого аргумента является в частности неустанный борец за суверенитет России, депутат «Единой России» Евгений Федоров. Логика его рассуждений проста. ЖКХ сегодня — это рынок. Рынок, где действуют частные компании по законам свободного ценообразования. Причем специфика этого рынка, во-первых, в низкой рентабельности (по его мнению), во вторых, в социальной значимости. Рост тарифов есть нормальный рыночный механизм, без которого коммунальные компании будут просто обанкрочены, что в условиях России может привести к обесточиванию областей, замерзанию городов и всяких прочим ужасам.
Аргумент о низкой стоимости заработной платы употребляют сами коммунальщики. Суть в том, что в коммунальной отрасли задействовано свыше 2 млн. человек по всей стране. Это операторы котельных, машинисты водонасосных установок, слесари аварийно-восстановительных работ и пр. Труд этих людей, несомненно, важен, однако уровень заработных плат оставляет желать лучшего. Так, по данным Елены Довлатовой, члена рабочей группы по разработке законодательных инициатив при комитете по жилищной политике и ЖКХ Госдумы РФ, заработная плата рабочих водоканала Московской области составляет всего 6700 рублей, что не позволяет соблюдать даже отраслевое тарифное соглашение. Операторы газовых котельных получают от 8 до 10 тыс. руб. По стране ситуация аналогичная: рабочие ЖКХ получают буквально на уровне МРОТа, а то и ниже.
Ну и конечно, сами же коммунальщики не обходят темы катастрофического износа коммунальной инфраструктуры, которая требует вложений, которую эксперты оценивают в сумму 30 трлн. рублей. Таких средств у коммунальных компаний нет.
Монополия на безответственность
Часто приходится слышать вопрос: почему растут тарифы ЖКХ? Я бы задал ответный вопрос: а почему они не должны расти? Представьте на секундочку, что вы глава управляющей компании. Вы поставляете товар, от которого невозможно отказаться. Во-первых, людей, способных прожить без электричества, тепла, воды, канализации и прочих благ цивилизации практически не осталось. Во-вторых, если кто-то вздумает вам не заплатить, на него незамедлительно обрушится государство своим административно-полицейским аппаратом из армии чиновников, судей, приставов и т. д. Вы монополист, вас никто не контролирует, вы тратите деньги куда хотите. Вы можете их потратить на увеличение заработных плат рабочих или на ремонт инфраструктуры, но ведь куда интереснее и приятнее, подобно начальнику ДЭЗа в Ясенево в 2010 году, купить себе на эти деньги яхту и похвастаться перед друзьями в «Одноклассниках», или, как министру ЖКХ Якутии купить, себе три иномарки премиум класса (за счет повышения тарифов на воду), или, как чиновникам городской администрации Подмосковного Клина, слетать на обучающие семинары в Турцию, Хорватию, Испанию, или, как директору управляющей компании в Ачинске, поставить у себя дома стеклопакеты за счет компании. Без фантазии эти деньги можно просто разворовать, как это было сделано коммунальщиками в Оренбурге — похищено 270 млн. руб., в Перми похищено 485 млн. руб., в Екатеринбурге похищено 100 млн., в Ставрополе, где жильцы переплатили за воду на 1 млрд. 150 млн. рублей, и эти деньги просто исчезли. При этом каждый раз, когда баланс вашей организации будет показывать отрицательное значение, вы сможете выйти их положения, увеличив тариф на следующий год. За любую вашу ошибку, за все растраченное, украденное, освоенное, распиленное, расхищенное будет отвечать потребитель через рост коммунальных тарифов.
Рынок ЖКУ сегодня — это полноводная река грязных денег, текущая из карманов граждан и государства в руки ушлых дельцов коммунального бизнеса и контролирующих их чиновников.
Рост тарифов, как постоянный прилив — только собирая урожай. Причем, банальные хищения — только часть этого потока. Мы знаем ещё и о многочисленных аферах в отрасли, как например, питерское «трубное дело», когда вместо новых труб в землю зарывали уже использованные, но «восстановленные», с низкой гарантией качества, коротким сроком службы, кроме того, вредные для здоровья. Достаточно сказать, что по некоторым данным, почти 70% неуплаты за ЖКУ идет не от того, что бедное население уже не способно платить (хотя эта проблема есть и становится все более серьезной), а оттого, что управляющие компании банально не перечисляют средства ресурсоснабжающим организациям. Остап Бендер с его «400 сравнительно честными способами отъема денег у населения» в этом поле нашел бы Клондайк. Помнится, в окончании произведения «Золотой теленок» герой решил податься в управдомы. Эх, великий комбинатор не угадал эпоху!
Нам говорят о проблемах отрасли: низких заработных платах персонала коммунальных компаний, обветшании инфраструктуры и пр. Однако в такой ситуации можно быть уверенным, что даже если завтра коммунальная оплата вырастет одномоментно в 10 раз, рабочие отрасли этих денег не увидят, будут по-прежнему работать за гроши, и никакого капитального ремонта не произойдет, а эти деньги будут по прежним схемам выведены по карманам коммерсантов от ЖКХ. По сути, нам с 1992 года говорят об износе инфраструктуры, о необходимости инноваций, и под этим соусом преподносят очередной рост тарифов. Это делается из года в год, а инфраструктура как ветшала, так и ветшает.
Не выдерживает никакой критики и тезис о рыночном характере роста цен в ЖКХ. Нынешняя ситуация — это, безусловно, продукт реформы ЖКХ 2005 года, приватизации и коммерциализации отрасли. Нам преподносят рынок как данность, но позвольте, разве нас, население, кто-то спрашивал о желании, чтобы коммунальная сфера была коммерциализирована? Разве по этому вопросу проводились референдумы, есть данные опросов в поддержку реформы, или «Единая Россия» шла на выборы, неся этот лозунг на своих знаменах? Нет, на выборах об этом не было ни слова, хотя лозунг 2003 года о том, что тарифы буду снижены за два года, ни много ни мало, в два раза, я помню до сих пор.[13] Итак, нас не спросили, субъективным решением сверху без обсуждения и за спиной общественности коммерциализировали отрасль, а теперь преподносят рост тарифов как объективную данность. Из отрасли действительно сделали бизнес, призванный создавать прибыль. Эта прибыль и создается через рост тарифов. Причем, зачастую эти самые коммерческие компании ничего не создают, так как пользуются в аренду государственным имуществом, всевозможными сетями, врезками в коммуникационные линии и т. д. На западе 2/3 оплаты ЖКУ идет на генерацию ресурсов, в России всего 1/3, остальное — накрутки посредников. Достаточно сказать, что по данным Петра Щелища, председателя «Союза потребителей России», в России вопиющее соотношение цен, по которым ресурсы покупаются и продаются потребителям: по газу — в 5 раз, по углю в — 1,5-2 раза, по Бензину и ДТ — в 1,5 раза. Добавьте к этому региональное неравенство: в Норвегии разница в коммунальном тарифе по районам страны всего в 2 раза, в России эта разница доходит до 10 раз. В Адыгее тариф на воду в среднем составляет 13 руб. за куб.м., а в Ненецком АО — 232 руб. за куб.м. По отоплению, например, в Башкортостане тариф на 1 гккал тепловой энергии составляет 942 руб., а на Чукотке — 5 850 руб. По электричеству, например, в Иркутской области 70 коп. за 1 кВ/ч, а в Новгородской области — около 6 руб. за 1 кВ/ч.
Коммунальные платежи часто называют налогом для бедных. Интересно, что этот налог ещё и взимается по регрессивной шкале. Бедные платят больше, чем богатые. Пример — те же алюминиевые комбинаты Восточной Сибири через индивидуальные договора получают электроэнергию по цене ниже, чем платит рядовой пенсионер. Более того, даже в соседний Китай те же генерирующие компании продают электроэнергию дешевле, чем своему населению. Нам говорят, что, мол, олигархи покупают электроэнергию оптом (хотя по такой логике тот же регион или город могут покупать ее оптом со скидкой), а для Китая у нас низкая цена, потому что мы завоёвываем конкурентный рынок. Кого-то такие утверждения вполне устроят, хотя, на мой взгляд, причина в том, что для наших компаний внутренний рынок — как колония, с которой нужно получать по-максимуму.
Левая программа реформы ЖКХ
Картина в отечественном ЖКХ неприглядная, возникает естественный вопрос, что делать. Безусловно, в статье я не смогу дать полной программы реформы отрасли со всеми её противоречиями, но, думаю, некоторые контуры решения проблемы задать возможно.
- Необходима немедленная заморозка тарифов ЖКХ на период не меньше года. Как я уже писал, сегодня всё пополняющаяся река денег от населения поощряет бесхозяйственность, некомпетентность, коррупцию и криминал в отрасли. Этот поток должен порядком усохнуть, чтобы управленцы ЖКХ лишились возможность латать дыры через карман потребителя, а оказались поставленными в ситуацию необходимости поиска внутренних резервов для работы коммунальной сферы. Кормить ЖКХ деньгами дальше нет ни возможности (люди отдают последнее), ни смысла. Это болезненный для системы, но вместе с тем необходимый первый шаг.
- Широкий аудит системы ЖКХ. Это системное продолжение первого пункта. Общество должно получить полную картину того сколько, куда и на что тратится в коммунальной сфере. Где нецелевые расходы, где хищения. Общество должно получить точную картину происходящего, как по стране, так и в каждом городе, каждом доме.
- Национализация коммунальной сферы. Нужно признать, что реформа коммунального хозяйства 2005 года дала отрицательные результаты, а рынок провалился; в очередной раз. ЖКХ — не магазин спортивных автомобилей, не элитный ресторан, не бутик. Здесь нет места извлечению прибыли. Покупая услуги ЖКХ, люди получают не предметы роскоши, а условия своего выживания. Электроэнергия, вода, канализация, санитария, тепло (в зимней стране) — это не то, что приносит изысканные наслаждения, это то, без чего человек не выживет, это социальная услуга, которую общество и государство обязано предоставить гражданину просто потому, что иначе государство теряет смысл. Рынку здесь делать нечего. Он показал свою полную неэффективность.
- Народный контроль снизу. Экспертный анализ показал, что 90% управляющих компаний скрывают от потребителей объем и стоимость оказанных услуг, не предоставляют информации о зонах своей ответственности, не дифференцируют расходную часть по домам и подъездам. Вся эта информация должна в обязательном порядке публиковаться в открытых источниках информации, а главным контролером должен стать каждый конкретный житель-потребитель услуг.
- Дифференцированное финансирование реноваций государством и потребителями. Так как в капитальный ремонт коммунальной инфраструктуры и в повышение уровня оплаты труда работников ЖКХ все равно придется вкладываться, это имеет смысл тогда, когда расходы будут в долях возложены на плательщика-потребителя и государство, направляющее в эту стратегическую отрасль доходы от природной ренты, которых пока хватает в избытке. Поодиночке ни государство, ни потребитель сделать это не сможет. Дифференцировано, через разработанную единую программу это можно будет поэтапно сделать. Главное — это слом системы хищений, при которых деньги потребителей и налогоплательщиков гарантированно не дошли бы до дела.
P.S. Очень часто приходится слышать утверждения в стиле: «Рано или поздно все рухнет и народ прозреет!» Вот тут нужно не согласиться: система не рухнет никогда. Она будет работать все хуже и хуже, будут расти тарифы, будут расти хищения, но она будет работать даже будучи в общественном плане неэффективной, потому что она эффективна для тех, кто этой системой управляет. И пока народ, потребители услуг, не скажут решительное «нет!» и не начнут сопротивляться, не изменится ничего. Сегодня проблема ЖКХ, как аграрный вопрос сто лет назад, — самая большая тема в обществе. С этой темой нужно идти в массы, нужно вырабатывать проекты решения, нужно вносить их в публичную повестку дня. Политика идет от насущных проблем общества, а насущней этой проблемы уже становится сложно себе представить.