Времени нет. Поэтому кратко о том, что, вероятно, нас вскоре ожидает.
В июне спаду в российской экономике исполнилось полгода. Борьба кабинета Дмитрия Медведева и Кремля так и не привела к удешевлению кредита. Зато решено было немного ослабить национальную валюту. Возможно, чиновники пошли на этот шаг в интересах борьбы с инфляцией, о которой так любят поговорить? Нет, они лишь хотели немного укрепить позиции сырьевого бизнеса — сделать его поставки более выгодными в условиях, когда цены на нефть упали почти до «непозволительно низких» 100 долларов за баррель. Однако это не все.
Для борьбы со спадом в экономике выработана новая политика. Во-первых, Кремлю удалось переключить министров на свою сторону. Почти год шли неофициальные встречи, на которых чиновников кабинета спрашивали: «Чьи команды вы готовы выполнять в первую очередь?» Отныне Медведев может не так сильно беспокоиться по поводу отставки: его кабинет будет принесен в жертву только тогда, когда ситуация станет критической. Но до этого момента члены «команды» будут выполнять указания из Кремля. Антикризисная политика уже сформулирована. Она будет состоять из двух блоков: «кейнсианского» стимулирования и «жесткой экономии».
Новый курс экономической политики построен на компромиссе между двумя абсолютно разными подходами. С одной стороны, государство будет сокращать расходы по социальным статьям бюджета, разгонять научные учреждения, а также финансово давить на население, подрывая платежеспособный спрос. С другой стороны, власти направят средства на финансирование дорогих штучных проектов, что должно будет обеспечить заказами ряд крупных компаний. Антикризисная политика окажется очень узкой. Она обеспечит сохранение связи с принципами неолиберализма, не изменит положение России как периферийной экономики в миросистеме, а даже укрепит его.
Таковы планы российских верхов. Желаемый результат известен: в ряде секторов положение должно стабилизироваться, а с улучшением внешних условий рост в них возобновится. Власти ожидают, что проявившаяся в России «вторая волна» кризиса поможет им привести социальную сферу и науку в состояние, соответствующее положению страны в международной системе разделения труда. Правительству не удалось привлечь в Россию иностранные инвестиции. Возможно, упор на узкое регулирование при вложениях со стороны государства в сочетании с политикой удешевления рабочей силы поможет решить эту задачу? Крайне сомнительно, что все будет именно так. Зато нет сомнения, что с ВТО власти ссориться не хотят.
Проблема российской экономики не в том, что остановился рост. Случилось нечто гораздо худшее. Давно уже прекращено развитие. Решить эту проблему за счет обозначенных мер невозможно. Но, скорее всего, не выйдет с их помощью и остановить спад. Власти чрезвычайно медлят со вмешательством в экономику, они уже дали кризису фору в полгода. Теперь ему решили подарить и все лето. Курс на усиление регулирования еще только обозначен, кредит остается безумно дорогим, а меры из пакета «жесткой экономии» уже вовсю применяются. Тарифы поднимаются, коммерциализация общественной сферы продолжается. Атака властей на РАН — лишь её часть. В итоге, блок государственной политики, усиливающей кризис, уже работает, тогда как теоретически уравновешивающий его блок регулирования существует только в словесном исполнении. Однако осенью он должен начать исполняться на самом деле.
Приведут ли меры властей к положительным для экономики результатам? Может ли частичное стимулирование и узкое регулирование перевесить по результатам развитие кризиса при содействии этому государства за счет «жесткой экономии» европейского образца? Для полной картины нужно учесть, что регулирование 2013-2014 годов будет бюрократичным и не выйдет, как рассчитывают власти, из рук либеральных специалистов. В такой ситуации кризис сможет сильнее поразить экономику, даже если за счет новых государственных мегапроектов некоторые большие компании получат заказы. Даже если мировые цены на сырье не ухудшатся, Россия будет погружаться в кризис. Немаловажную роль сыграет дальнейшее падение продаж жилья и другой недвижимости.
В крупных городах спад еще совершенно не ощутим. Однако в небольших центрах заводы уже начали закрывать. Членство России в ВТО все более сказывается на экономике, хотя главные «выигрыши» еще впереди. Поток иностранных товаров в условиях спада будет усиливать напряжение в экономике. Не прекратится и отток капитала. По данным ЦБ, он составил за январь-июнь 2013 года 38,1 млрд долларов. Растет внешний долг России: за 2012 год он увеличился на 96 млрд долларов, дойдя до 637,8 млрд долларов. Из них внешний долг банков прибавил 43 млрд долларов, а долги иных компаний — 78,5 млрд долларов. Государство выпустило на 20 млрд долларов рублевых облигаций. Инвесторы убеждены, что прямые вложения в российскую экономику — рискованное дело. Скупка долговых бумаг правительства выглядит более надежной.
Государство гордится своими валютными резервами. Но если положение осложнится, они могут быть быстро растрачены. Как показывает опыт 2008-2009 годов, темпы сокращения денежных запасов государства могут быть стремительными. Тучи над российской экономикой сгущаются, и такое развитие событий вполне вероятно. Власти сами допустили ослабление российского рынка: они втянули страну в ВТО, повышали тарифы и вели беспощадную атаку на общественную сферу. Они старались отнять как можно больше денег у потребителей, и нет ничего удивительного в том, что в экономике возобновился спад.
Мировой кризис не завершился, и он еще внесет свой вклад в развитие отечественного кризиса. Однако и без серьезного падения на внешних рынках Россию ожидают совсем не времена «посткризисного роста», как обещают неолиберальные министры. Времени немного, поэтому стоит помнить: российской экономике угрожает не просто возвращение кратких неприятностей 2008-2009 годов, нас ожидает затяжной кризис, такой, что уже давно наблюдается в Европе.
Времени нет. Но эффективной антикризисной политики тоже нет. Зато есть все составляющие для обострения классовых противоречий.