Цитата из «Пиковой дамы» сразу пришла мне на ум, когда я услышал про листовку Навального, посвященную росту цен в жилищно-коммунальном хозяйстве. Сама листовка попала мне в почтовый ящик вечером того же дня. Сделана она была качественно. На бланке «Единой России», адресованная жильцам нашего дома, она разъясняла, что цены повышены «в связи с тем, что в вашем регионе отмечен недостаточный уровень голосования за «Единую Россию». Обращаем ваше внимание, что жители тех регионов, которые показали высокий уровень поддержки нашей партии и Национального Лидера Владимира Владимировича Путина, оплачивают коммунальные услуги по существенно меньшим тарифам». Далее следовала таблица, из которой действительно выходило, что коммунальные платежи в Дагестане, Ингушетии и Мордовии оказались существенно ниже, чем в Москве с областью и в Ярославле. Напоследок читателя предупреждали: «Во избежание недоразумений предупреждаем вас, что с 8 июня 2012 года партией «Единая Россия» введены штрафы для граждан за участие в митингах протеста в размере до 300 тыс. руб.».
Авторам листовки всё это, видимо, показалось очень смешным. Между тем в Интернете разгорелась полемика по поводу того, насколько этично распространять подобные подметные письма от чужого имени. Самое забавное или наоборот грустное, то что далеко не все, получившие листовку восприняли её как розыгрыш. Уже вечером того же дня мне пришлось в этом убедиться. Пенсионеры, живущие вне Интернет-культуры, и подростки, не всегда осознающие границы между гротеском реальности и вымысла, были в полной уверенности, что листовка являлась подлинной. Хуже того, не все находили её предосудительной или комичной.
Напротив, некоторым она казалась совершенно правильной.
Писание подметных писем, распространение листовок от чужого имени, даже пародийных, это, как минимум, дурной тон, особенно, если автор не заканчивает шутку публичным саморазоблачением. Помню, как 1-го апреля 1998 года хулиганский англоязычный “Exile” выпустил подложный номер “The Moscow Times”, где рассказывалось о падении российского правительства (материал оказался пророческим, этот пародийный сюжет почти полностью был воспроизведен в августе, только уже всерьез). Однако на месте адреса редакции красовалась ссылка на сайт шутников, так что правила были соблюдены, обижаться было нельзя.
Сейчас, однако, не первое апреля, а этические требования не просто не выполнены – совершенно ясно, что авторы листовки о них даже не подозревают.
Всё это, конечно, не стоило бы отдельного текста, если бы за шуткой Навального не стоял определенный тип политического мышления. Листовка не акцентирует внимание на том, что названные в ней «пропутинские» регионы это национальные автономии, но, конечно, читателю самому должен прийти в голову соответствующий вывод. При внимательном изучении таблицы обнаруживается, что разрывы между регионами по некоторым позициям не так уж велики. А, например, вода в той же Ингушетии стоит дороже, чем в Ярославской области. Но это, конечно, не главное. По сумме регионы, объявленные пропутинскими, платят действительно меньше. Что естественно, поскольку речь идет о дотационных регионах с крайне низкими заработными платами для большинства населения (а не для чиновников и представителей доминирующих кланов, прожигающих жизнь, катаясь на дорогих иномарках по Москве). На самом деле повышение цен в столице как раз довольно умеренное и на круг больше пострадали именно регионы, голосовавшие за Путина. Иными словами, объективная картина ровно обратна той, которая изображается в листовке. И если бы у наших патентованных оппозиционеров была бы хоть капля ума, они бы это должны были обыгрывать – власть предает своих избирателей, обманывает тех, кто верил, будто она гарантирует стабильность и социальную защищенность. Но для того, чтобы в этом разобраться, нужно иногда немного думать. А оппозиционерам некогда.
Помните анекдот про алкоголика? Обезьяна взяла палку и сбила банан. А алкоголик на призывы осмотреться и подумать повторяет: зачем думать, прыгать надо!
Впрочем дело не только в нежелании думать, но и в том, что реальное размышление над проблемой немедленно привело бы к запретным для либерального и националистического мировоззрения темам. Показательно, что все нападки упорно адресуются «Единой России», как будто не понятно, что она лишь механически штампует решения правительства. Но о правительстве в агитационных материалах оппозиции упорно ни слова. Даже тогда, когда кабинет министров возглавлял Путин, на правительство не нападали. Словно оно выполняет указания «ЕдРа», а не наоборот. Причина проста: в правительстве сидят «свои», те же либералы, единомышленники, вместе с которыми оппозиционеры планируют и дальше нами управлять, если, конечно, нынешних организаторов митингов допустят до власти.
Вся критика жилищно-коммунальной реформы сводится к общим словам о необоснованных повышениях тарифов, за которыми предположительно стоит злая воля чиновников или их желание украсть наши денежки. На самом же деле проблема лежит в совершенно иной плоскости. Рост цен автоматически заложен в логику реформ, предполагающих коммерциализацию и постепенную приватизацию сектора, в котором конкуренция невозможна технологически (вы же не можете провести в дом десять конкурирующих водопроводов). Именно здесь абсурдность неолиберальной политики, её нелепость и очевидное несоответствие интересам как общества, так и потребителя становится очевидной, лежит на поверхности. Но чтобы увидеть это, надо снять идеологические очки, а желательно и сбросить с ушей некоторое количество лапши, навешанное либеральной пропагандой – распространяемой общими усилиями официальной и либеральной прессы. Для того, чтобы объяснять происходящее, надо быть левым. Или по крайней мере, перестать быть идеологическим зомби, научиться мыслить критически.
Лидерам российской оппозиции это не дано.
Не умея и не решаясь анализировать действительность, они отделываются шутками.
Как мы знаем из «Пиковой дамы», некоторые шутки заканчиваются весьма печально.