Сказать Вам откровенно, последнее время даже сама мысль о постоянной работе в традиционном понимании этого слова не вызывает у меня ни малейшего энтузиазма. Я больше не ищу «работу». Более того, я даже не хочу, чтобы мне ее предлагали, поскольку не хочу продать себя «оптом» в рабство как минимум на 8 часов в день. С тех пор как благодаря кризису у меня появилась роскошь свободного времени, к работе на полный рабочий день у меня именно такое отношение. И это несмотря на то, что я безработный, а пособие по безработице не такое большое, чтобы на него можно было сносно жить (тем более, что после года официальной безработицы оно уменьшается до символических 850р.). Не то чтобы я совсем не хочу работать, нет. Иногда очень увлеченно работаю много часов подряд, иногда не хочу даже думать о работе. Думаю, в этом отношении я не одинок. Уверен, что большинство людей, не задумываясь, встали бы и ушли, не оглядываясь, со своих рабочих мест, будь у них такая возможность. Не секрет, для 90% людей работа – это неизбежное зло, дающее средства существования. Будь у людей 1000$ ежемесячного дохода и побольше свободного времени – они бы занимались совсем другими вещами. Например, отправились бы в кругосветное путешествие, записались бы на курсы японского языка или сальсы. Пошли бы с детьми в зоопарк в любое удобное время среди недели. Вставали бы выспавшись, не от звона будильника, а так, когда захочется. Занимались бы действительно любимым делом. Потому что каждому нормальному человеку хочется… Знаете, чего хочется? Смысла. Осмысленной деятельности, т.е. делать то, что нравится, приносит (как ни банально это, может быть, звучит) моральное и материальное удовлетворение. Согласен, для большинства людей это роскошь.Но не потому, что это нереально, сложно или недоступно, а потому что большинство людей запрограммировано считать такой образ жизни фантастическим и недоступным для себя. Большинство людей воспитаны так, чтобы «работать» в самом убогом смысле этого слова. Т.е. делать что-то, чего они терпеть не могут, нечто, не имеющее для них смысла и не приносящее им ни морального ни особого материального удовлетворения, лишь ради обеспечения себе примитивного существования на уровне, достаточном для простого воспроизводства своей смены – таких же работников. Работа есть работа. Она не обязательно должна нравиться, она должна приносить деньги – таково программирование, ставшее грустной реальностью для большей части человечества. Кто сказал, что теории заговоров – удел параноиков? Будь у вас время поразмыслить (а где у работающего возможность для глубоких неторопливых размышлений?), всеобщий культ работы тоже показался бы вам странным.
Вы никогда не задумывались, почему в школе так много времени, усилий, нервов и денег, государственных и родительских, тратится на то, что потом никогда не пригодится в реальной жизни большинству учеников? Например, я просто уже не помню 99% школьной программы по алгебре (геометрии, химии, физике и прочим точных наукам) и не могу даже помочь в приготовлении уроков моему сыну-семикласнику, все, что мне нужно было знать по этому предмету, преподают до 5 класса, возможно, даже раньше… С другой стороны, школьная программа не дает абсолютно никаких знаний в таких жизненно важных областях, как прикладная психология, межличностные отношения, самомотивация, профессиональная ориентация, открытие и ведение собственного бизнеса, выживание в экстремальных ситуациях. От выпускника требуется знание элементов высшей математики, но отнюдь не умение приготовить себе еду и владение каким-то ремеслом, необходимым, чтобы на нее заработать. Школа не учит тому, чему будут посвящено 90% времени, мыслей, самой жизни своих учеников, а именно, как заработать, сохранить и преумножить деньги, как реализовать свою мечту, как жить полной и счастливой жизнью… Вдумайтесь, разве это не странное, ужасное недоразумение? Почему школа не учит тому, что действительно важно для всех и пригодится в жизни? Однако назвать это недоразумением может только тот, кто не задумывался над целью системы образования. Ее цель не в том, чтобы помочь вам стать счастливым, а чтобы выполнить заказ системы. Учителя в ее пороках практически не виноваты. Ну, во-первых, они сами не знают, что важно. Учат тому, чему положено, как знают и как умеют (в соответствии с программой). Во-вторых, на самом деле всем (кроме вас самих, в лучшем случае) наплевать. И в-третьих – не имеет никакого значения, чему вы научитесь, обучение в школе предусматривает лишь один результат – подготовить полуфабрикат наемного работника, который потом по выходе из школы (училища, колледжа, ВУЗа) будет «доработан» сообразно обстоятельствам и займет какую-нибудь ячейку в системе народного хозяйства производственном цикле. Будет ли при этом человек счастлив, реализуется ли он, совершенно не важно. Цель системы образования – подготовить, дать «работника».
Цели же человека – счастье и самореализация, системой образования не очень берутся в расчет и даже вступают с ней в противоречие. Но школа это еще не самый плохой вариант. Огромная часть человечества лишена роскоши образования вообще и попадает в категорию наемных работников «по умолчанию». Человека растят для работы, как скот для ярма, и он, бедный, потом тащит это ярмо всю жизнь, ненавидя его с одной и боясь потерять с другой стороны. Неинтересная, скучная, тяжелая и малооплачиваемая работа – это, конечно, плохо, но безработица много хуже! В таких невеселых и вредных для психического здоровья мыслях человек проводит самые продуктивные годы своей жизни. Стоит ли удивляться тому, что человечество так преуспело в выдумывании способов эту «жизнь» максимально сократить. Курение, алкоголизм и наркомания – лишь некоторые способы замедленного самоубийства, совершающегося вокруг нас каждый день.
Впрочем, каждому свое. Я вполне допускаю и даже не сомневаюсь, что работа может нравиться, и многие люди идут на нее как на праздник. Я сам был таким. Мне тоже нравилось чувство защищенности от гарантированного пополнения остатка на зарплатной карте 2 раза в месяц, отсутствие необходимости думать и самому принимать решения относительно этой части своей жизни, однако за это пришлось дорого заплатить. С каждым увольнением иллюзия защищенности давала трещину, и наконец я понял, что единственный работодатель, который мне нужен, – это я сам. Все остальное – компромисс и выбор меньшего из зол. Ни один другой работодатель, каким бы просвещенным и благонамеренным он ни был (даже социалистическое государство, которое, кстати, не раз оказывалось самым суровым и бескомпромиссным хозяином), никогда не даст наемному работнику одного – свободы. Профсоюз может защитить от произвола, но даже он не в силах отменить обязательства, налагаемые контрактом по найму. Все, что он может, это сделать ваш поводок немного длиннее, ошейник немного мягче, а миску немного больше. Впрочем, большинству людей другого и не надо. Все что им нужно – это просто деньги, чтобы жить 8 часов в день, ради чего можно пожертвовать 8 часами жизни для работы. К счастью, это не единственно возможный способ жить. Другой способ, способ жизни свободного человека, поначалу труднее, ему не учат в школе, однако только он дает безграничные возможности жить полной жизнью 24 часа в сутки 7 дней в неделю.