Было это недавно, четыре месяца назад. Как журналист, я попал на одиозный форум «Селигер-2009». На второй вечер, уладив нехитрые бытовые вопросы, я отправился знакомиться с окрестностями. После того, как я вдоволь наблуждался среди гигантских палаток-лекториев, насмотрелся на различные аттракционы, наслушался многоголосого гомона, ноги сами вынесли меня к берегу озера. У небольших елочек я разглядел живописную группу – двоих молоденьких девушек и паренька, усевшихся прямо на усыпанную палыми иголками землю. Они завороженно слушали православного батюшку: тот сидел напротив них и, увлеченно жестикулируя, что-то рассказывал.
Встреча с миссионером
Священников на Селигере было много. Они расхаживали по лагерю с выражением собственной значимости на лицах, читали лекции толпам молодых слушателей. Вообще, религиозной пропаганде было отведено много внимания.
…Трудно сказать, почему мне захотелось пообщаться с батюшкой, что-то проповедовавшим троим подросткам. Тем не менее, я терпеливо дождался, пока он распрощался со своими собеседниками, подошел к нему, представился. И услышал в ответ:
– Меня зовут отец Даниил Сысоев…
Предупреждая еще не высказанные вопросы, новый знакомец сказал, благожелательно глядя сквозь стекла очков:
– Вы знаете, у меня сейчас лекция. Если хотите спросить о чем-нибудь, пойдемте со мною. Послушаете лекцию, зададите вопросы…
Я двинулся следом. Пока мы вели беседу на ходу, к нам присоединялись все новые попутчики. Разговор зашел о деструктивных сектах и способах вызволять попавших в них. Как я понял, отец Даниил был большим специалистом в этой области. В импровизированный лекторий зашло несколько десятков человек; некоторые присоединились позже.
Усевшись и улегшись на тонких циновках, все устремили глаза на батюшку. Его выступление трудно назвать лекцией – это была проповедь, жесткая и напористая. По словам отца Даниила, выходило, что лишь православная вера имеет право на существование, поскольку только она дает человеку надежду на спасение. Грубо говоря, если ты православный, то человек достойный. Ежели нет – заслуживаешь в лучшем случае сожаления, ибо надеяться тебе в этом мире и в грядущем абсолютно не на что. Вдоволь наслушавшись современных священников, мастерски затушевывающих спорные вопросы в отношениях между православными и представителями других религий, православными и атеистами, я, признаться, был поражен непримиримой прямотой проповеди отца Даниила. Было в ней что-то ветхозаветное, бьющее наотмашь. Я задал несколько вопросов из области теологических нюансов – и получил четкие и однозначные ответы.
«Важно беречься от общения с коммунистами…»
Естественно, встреча запомнилась. Вернувшись с Селигера, я решил собрать побольше сведений о миссионере, поразившем меня своей прямотой. Довольно скоро нашел ЖЖ отца Даниила. Стал читать. И волосы стали подыматься дыбом от прочитанного.
В тот момент очень больно переживались последствия аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Отец Даниил тоже отозвался на это событие:
«Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, небесный удар по нефтехранилищу, гибель руководителя Русских Витязей – это разве не явный признак гнева Бога на национальную гордость русских? Это наказание за их беззаконное оправдание безбожного СССР, за ложь про ВОВ, за оправдание Голодомора, за “национальную исключительность”, за нежелание исполнять святые заповеди Творца (и пьянством, и абортами, и нежеланием исполнять 4 заповедь, так что даже маленькая Грузия дает больше прихожан по воскресеньям, чем великая Россия). Потому и удары Бог наносит прямо по идолам. “За то мы делаем ракеты и перекрыли Енисей” – так вот наказание на это и приходит на Енисейскую ГЭС, выстроенную в честь богомерзкого Ленина».
Как вскоре выяснилось, у отца Даниила Сысоева имелся неслабый пунктик по поводу всего, что касалось СССР, коммунизма и социализма. Вообще-то, он сумел настроить на себя многих – представителей других религий (в особенности мусульман), атеистов – но именно к коммунистам относился особенно жестко: «…православным важно беречься от общения с коммунистами. Не есть с ними и тем более не дружить с ними. Они заражены проказой дьявола. И если они не раскаются в бесовской зависти, то и нас с вами они этим заразят». Я представил, как мои друзья-верующие торжественно отказываются от общения со мной по причине моих левых убеждений, – и сам чуть не рассмеялся. Абсурд, просто средневековье какое-то, лишь костров инквизиции не хватает…
Тезисы отца Даниила не отличались особой сложностью, но заслуживают того, чтобы их привести: «Но самое страшное, что зараза коммунизма неуничтожима до Второго Пришествия Господа. Ведь корень этого зла в сатанинской зависти. Она часто называется чувством социальной справедливости. Люди, обуянные этой страстью, искренно считают себя праведниками, убивая тех, кого они назвали кулаками или мироедами за то, что они работают лучше их. Часто приходится слышать, что того или иного зря обвиняли к кулачестве, ибо он просто был хорошим работником. Но преступность коммунистов просто в том заключается, что они убивали, насиловали и грабили тех, кто не был таким как они. Нет никакого зла в том, что ты богат. Если ты при этом поддерживаешь слабого, помогаешь бедному, заботишься о Церкви. Но для красной чумы само по себе богатство – зло. Но неизбежно и Сам Бог стал противен коммунистам. Ведь Он сверхбогат. Зависть неизбежно ведет к уничтожению всего. Ведь зависть – дело сатаны разрушителя. Не случайно, что коммунизм не смог ничего сделать для обычного человека. Он мог только убивать, но не способен строить. По мудрым словам Соломона: «» (Прит. 14:30). Так и получилось. Коммунизм сгноил кости тех, кто поверил ему, сгноил реально в бутовских рвах. И не случайно, что не смотря на все попытки догнать и перегнать Америку, все население СССР жило в нищете. Даже члены ЦК КПСС жили хуже чем рядовой менеджер сейчас». Тут, понятное дело, можно обойтись без комментариев…
Потрясение
Меня, как человека, многие родственники которого погибли во время войны, сражаясь с гитлеризмом, особенно возмутили следующие строки из ЖЖ священника: «Если осмыслять честно историю, то нельзя говорить про три нарушенные присяги Власова. Их просто не было. Царю он не присягал, и Гитлеру тоже. С 3 Рейхом он заключил союз, как глава Российского правительства в изгнании. Остается только одна присяга, которую он нарушил – присяга СССР. И тут надо обсуждать, правомочно он это сделал или нет… Для моих недоброжелателей сообщаю, что моя точка зрения в отношении 2 Мировой войны не изменилась. Я считаю одинаковыми злодеями и национал-социализм и интернационал-социализм. Для народов бывшей России как и для народов Европы и Азии это была страшная трагедия и грозное наказание Божие за их бесчисленные преступления против Бога. Именно за их беззакония Бог и покарал мир. Но в результате войны Бог дал передышку Церкви в СССР, и ввел в огонь гонений Церкви Восточной Европы и Китая. Тех, кто в результате войны покаялся в своих преступлениях Бог принял в Свое Царство, и это самое важное. Те, кто воевал по обе стороны фронта имели шанс спастись. Касается это и А. Власова, который покаялся в своих грехах, причащался и от Бога больше не отрекался».
То есть для отца Даниила обе сражавшиеся стороны являлись силами зла – вполне в духе модной идеологической теории, распространяющейся сейчас в Европе. И вывод: «…мы можем сказать, что наше поколение в массе своей лучше того, которое воевало во 2 Мировой войне». Вообще, ЖЖ о. Даниила Сысоева оказался переполнен подобными перлами. Признаться, меня просто физически замутило от прочитанного, и я постарался забыть о священнике Сысоеве. Еще один рясоносный власовец-совкоборец, коих, увы, так много появилось в последние годы. Отец Даниил отличался от прочих разве что крайней степенью оголтелости.
Вспомнил я о нем лишь полторы недели назад. Я как раз вернулся домой из Москвы. Полез читать новости и поразился: оказалось, что примерно в то же время, как я выезжал из столицы, отца Даниила убивали в его храме св. апостола Фомы на Кантемировской. Весть об убийстве священника меня глубоко взволновала – ведь всегда очень переживается безвременная гибель человека, которого ты еще недавно видел энергичным и полным сил. Несмотря на абсолютно неприемлемые для меня и многих других воззрения отца Даниила, смерть списала всё. Говорят, в быту и пастырских делах он был очень добрым человеком, известным многочисленными делами милосердия, прихожане его крайне уважали…
Однако здесь речь идет не о личности о. Даниила, а взглядах, одним из выразителей которых он является. Как сразу заметили многие, обстоятельства его убийства оказались весьма похожи на смерть Александра Меня. Но смерть отца Александра была использована в качестве идеологического оружия, которым ударили по и без того ослабленным скрепам, еще удерживавшим СССР. Неужели и в данном случае произойдет нечто подобное?
Кому выгодно убийство священника?
Как известно, инвективы отца Даниила в адрес СССР подкреплялись насаждавшейся им концепцией «уранополитизма». Дескать, христианину, по большому счету, безразлично, какая у него национально-культурная принадлежность – он исключительно о «небесном Отечестве» заботиться должен. Вкупе с резким отрицанием советского периода и апологией власовщины этот комплекс идей исключительно выгоден всем тем силам, кто заинтересован в дезинтеграции РФ, окончательной дискредитации социалистической идеи. Во всяком случае, у сторонников этого варианта появился свой собственный мученик. Причем факт мученичества можно как нельзя более эффективно использовать для пропаганды идей отца Даниила: «Батюшка смерть принял за свою проповедь!»
Понятное дело, вряд ли отца Даниила убили сторонники социализма. Но именно по ним его смерть наносит серьезный удар.
Вообще же, крайне прискорбно видеть распространение «духовной власовщины» среди представителей высшего эшелона Московского патриархата – особенно после воссоединения с РПЦЗ (в годы войны официально поддерживавшей Гитлера). Апология Власова, как известно, подается в комплекте с пропагандой либерализма и отрицанием левой идеи. Яркими примерами подобного рода настроений стали выступления игумена Петра Мещеринова и недавний выход книги «Трагедия России. “Запретные” темы истории ХХ века» протоиерея Георгия Митрофанова, в которой Власов подвергается всяческому обелению. И у Митрофанова с Мещериновым, как выясняется, имеется немало сторонников. Мол, в борьбе с «безбожной властью» оправданы любые методы. Интересно, договорится ли церковь до оправдания лагерей смерти, объявив их, скажем, средством борьбы «сопротивления большевизму» за «мощную национальную Россию»? Еще недавно подобное казалось немыслимым. Но сейчас, право, ничему удивляться уже не приходится…
Вообще, несмотря на оголтелое очернение всего советского, проводившееся на протяжении последних двух десятилетий, память о Великой Отечественной, культ ветеранов войны оставались едва ли не единственным уцелевшим островком той эпохи. И едва ли не последним консолидирующим моментом, скрепляющим общество – память героев войны чтили и социалист, и либерал, и монархист, и республиканец.
Похоже, по мере того, как уходят последние ветераны, и над этой последней скрепой нависла угроза. Взамен ветеранов войны навязываются иные герои. В писаниях отца Даниила это выражено достаточно ясно: «Будем честными – большинству патриотов не нужны новомученики, которые победили СССР и коммунизм своей кровью. Им нужны мордовороты, которые создадут царство земное. А нам, уранополитам, нужно Царство небесное. И то, что сказано про земное довольство, как цель патриотов – отчасти правда. Отчасти, потому что для многих патриотов можно согласиться даже на полную нищету своих сограждан, лишь бы страна ракетами всех пугала. Да и разве есть у патриотов нетленные ценности, те, которые хотя бы смерть пережили? Их нет».
Бороться с духовной власовщиной!
Некоторые считают, что часть церковников сейчас так или иначе используется против самого существования РФ как государства. На мой взгляд, приведен в действие обширный план, связанный с подрывом остатков национального самосознания и замены его различными привнесенными ценностями, будь то «настоящий либерализм» или «истинное христианство». Признаки этого можно усмотреть во все усиливающихся идеологических гонениях на память о советской эпохе (впрочем, не только советской; есть мнение, что нашумевший фильм «Царь» – акт диверсии против русской истории вообще). Если план развала государства действительно осуществляется, то он, несомненно, включает и дальнейшее обострение «мусульманского фактора». Действительно, у того же о. Даниила можно встретить яростные нападки на ислам.
Последствия атомизации общества мы можем наблюдать на всевозможных уровнях. Пока они выражаются в основном через ожесточенные словесные битвы «белых» и «красных» на форумах и в «жежешечке». Но может прийти время – и противоборствующие стороны вместо клавиатур вооружатся обрезками труб и автоматами. Первые признаки такого противостояния есть – достаточно вспомнить нашумевшую историю с подрывом памятника Ленину. И церковь, которая, по идее, должна бы служить успокоительницей страстей, проповедницей гражданского мира и согласия, напротив, все определеннее занимают позицию одной из сторон, всячески разжигает, провоцирует и «троллит» (если использовать интернет-лексику).
Это, конечно, не значит, что нужно воспринимать сложившийся порядок вещей, как данность. Та же церковь не обособленный монолитный организм, церковных иерархов вовсе не прислали к нам с Марса. Нет, это слепок существующего общества – и почти все разнообразие мнений и позиций, бытующих в обществе, присуще и церкви. Были и есть среди ее представителей и вполне адекватные вменяемые люди (например, в качестве одного из таковых можно назвать доцента Санкт-Петербургской Духовной академии, диакона Владимира Василика). Соответственно, нужно поддерживать с церковниками дискуссию, доказывать свою точку зрения, убеждать, спорить, отстаивать. И тогда, возможно, теории убитого священника останутся проповедью маргинала.