Известно, что кризис – это момент истины. Он убирает всё лишнее, наносное, обнажая суть. Нынешний мировой экономический кризис оказался еще и натуральным прямым зеркалом в Королевстве кривых зеркал: он сорвал все красивые наряды, маски, все дутые репутации и показал, в частности, полное убожество и полную творческую нищету как западного истеблишмента, так и западной конституированной оппозиции. Речь идет, в частности, о тех самых «антиглобалистах» стран «первого мира», с которыми у нас некоторые носятся как с писаной торбой – не в последнюю очередь, впрочем, потому, что им нравится «революционный туризм» на деньги западных товарищей.
Вот в конце марта – начале апреля эти самые европейские «антиглобалисты», о которых все уже, озабоченные мировым экономическим кризисом, казалось, забыли, решили напомнить о себе. Пообещали массовыми протестами сорвать саммит «двадцатки» в Лондоне и юбилейный – 60-й – саммит глав стран НАТО в Страсбурге.
В связи с кризисом у «антиглобалистов» и их союзников (левых, «зеленых», пафицистских, правозащитных и т.п. организаций) появился новый – и в общем удачный – лозунг:
«Мы не будем платить за ваш кризис!» «Мы» – это рядовые граждане, а «ваш» – это «неолиберальный», поскольку именно политика неолиберализма, идеологии, исповедуемой истеблишментом развитых стран, и породила нынешний кризис.
Лозунг-то, конечно, удачный, но к реальности отношения не имеющий: власти во всем мире – и в Великобритании тоже – уже заставили граждан платить: выдавая миллиарды на спасение гибнущих компаний и банков и даже просто национализируя те из них, которые разорились или оказались на грани разорения. Делается это на средства рядовых налогоплательщиков. Владельцы компаний и топ-менеджеры, а заодно и высшие государственные чиновники-неолибералы, определявшие все последние десятилетия экономическую политику, благополучно ушли от ответственности за все свои грехи: некомпетентность, безумную жадность, создание экономики, ориентированной на спекуляцию.
Европейские «антиглобалисты» уже несколько лет переживают явный застой: у них нет ни новых идей, ни новых методов. А к старым власти уже приспособились. Вот и теперь: в Лондоне накануне саммита «антиглобалисты» смогли мобилизовать на «предупредительную» демонстрацию 25–30 тысяч человек. Вроде бы много, но ведь перед вторжением в Ирак они провели в британской столице миллионную демонстрацию! Организаторы даже заявляли, что тогда в этой грандиозной манифестации участвовало 1 миллион 200 тысяч человек. Полиция отрицала. Но как бы то ни было, это была крупнейшая демонстрация в истории Британских островов. И каков был результат? Правительство плюнуло на демонстрантов – и британская армия приняла активное участие в Иракской войне. Правительство, кстати, «левое», лейбористское, социнтерновское.
В этот раз английские власти пошли по «техническому» пути, сделав всё для ограничения возможностей демонстрантов. В результате 1–2 апреля выступления протеста в Лондоне оказались – по сравнению с предыдущими – скромными (в них участвовало 4–5 тысяч человек) и неэффективными. «Двадцатка» собралась в здании, к которому манифестанты вообще пробиться не могли (для этого надо Темзу форсировать), а расстроенные «антиглобалисты» и их союзники немножко повредили Сити, продемонстрировав свое бессилие хоть как-то повлиять на глав собравшихся на саммит стран. Ну да, побили витрины, разгромили более или менее успешно офис Королевского банка Шотландии (печально прославившегося в этот кризис), подрались с полицией – и всё.
А между тем лидеры «двадцатки» на саммите продемонстрировали такое же бессилие.
Красивые слова о якобы общем согласии и сообщения о миллиардах, выделенных на борьбу с кризисом, не могут заслонить сути: все действия «двадцатки» – это действия монетаристские, неолиберальные, то есть такие, которые в принципе не способны изменить ситуацию. Неолиберальная модель провалилась, но отказываться от нее власти не собираются, поскольку она доказала свою способность, наращивая социальное расслоение, обеспечивать невиданные ранее сверхдоходы социальным верхам. Даже и разногласия среди лидеров «двадцатки», тщательно затушевываемые, были разногласиями внутри неолиберальной модели. Это при том, что на практике меры, к которым инстинктивно прибегают национальные правительства, – это меры вынужденно антинеолиберальные: резкое усиление роли государства в экономике, установление государственного контроля над банковской сферой, национализация.
Точно так же, как «антиглобалисты» показали свое бессилие повлиять на власти, власти показали свое бессилие повлиять на кризис. Саммит «двадцатки» оказался чисто ритуальным мероприятием.
Таким же ритуальным мероприятием был и саммит НАТО. Для чего существует НАТО после ликвидации ОВД, вообще загадка. Само руководство НАТО после 11 сентября 2001 года, как ему казалось, нашло, наконец, ответ на этот вопрос: для защиты от терроризма. Но любому здравомыслящему человеку понятно, что с помощью ядерных подлодок, баллистических ракет и водородных бомб с терроризмом бороться нельзя. Допустим, террористы в центре Лондона (Вашингтона, Парижа) захватят банк (школу, министерство) – и в нем заложников. И что, НАТО нанесет по банку ракетно-ядерный удар?
Накануне саммита в США и Германии прошла целая серия кровавых инцидентов: вооруженные огнестрельным оружием граждане убивали людей в школах, магазинах, иммиграционных центрах и т.д. Существование НАТО этому никак не препятствовало.
Операция в Афганистане, которую ведет НАТО, показала, что эта организация не способна справиться даже со слабым в военном отношении противником: какие-то партизаны-талибы, у которых нет ни авиации, ни бронетанковых войск, ни ракетных, загнали солдат НАТО в несколько крупных городов и фактически контролируют страну. На саммите решено послать в Афганистан еще 4,5–5 тысяч натовских солдат. Очевидно, что это смехотворное решение.
Белый дом уже говорит о переговорах с «умеренными талибами» и о надежде найти с ними «компромисс» и «взаимопонимание».
Агент ЦРУ, посаженный на пост афганского президента, марионетка Хамид Карзай уже бьется по этому поводу в публичной истерике. Это понятно: для него компромисс с талибами, даже «умеренными» (интересно, такие есть?), известно чем обернется – виселицей. Вспомним судьбу Наджибуллы.
Собравшиеся в Страсбурге лидеры стран НАТО срочно нашли еще двух врагов, с которыми альянс будет бороться: хакеров и глобальное потепление. Это уже выглядит как анекдот. Как можно бороться с хакерами с помощью танков, авиации, ядерных бомб? Бомбить города, откуда предположительно произведены кибератаки? Вот с глобальным потеплением с помощью ядерного оружия бороться можно: если взорвать достаточное количество бомб, наступит «ядерная зима». Но что-то я сомневаюсь, что именно это лидеры стран НАТО имели в виду.
В общем, как видим, и НАТО бессильно справиться с теми проблемами, о которых заявляет.
«Антиглобалисты», грозившие сорвать саммит НАТО, сорвать его, конечно, не смогли. В Страсбурге, разумеется, были приняты драконовские меры безопасности. «Антиглобалисты» грозили собрать в городе 60 тысяч демонстрантов, однако в реальности их оказалось вдвое меньше (это по словам организаторов протеста, по словам полиции – 10 тысяч). И подавляющее большинство было блокировано в лагере Ганзо под Страсбургом. Да, в конце концов, 2–3 тысячи демонстрантов прорвались в город и смогли там поджечь помещение закрытой таможни и пустую (ремонтируемую) гостиницу, а также зачем-то аптеку. Действия эти точно так же бессодержательны и направлены исключительно на внешний эффект, как и действия руководства НАТО на самом саммите.
Выступления «антиглобалистов» в Лондоне и Страсбурге показали: руководители и активисты этого движения просто не понимают, что их традиционные методы – уличные шествия, карнавальные представления, митинги, концерты и устраиваемые «черным блоком» драки с полицией – давно уже не действуют.
Они не понимают и того, что все их красивые лозунги («Иной мир возможен!», «Историю делаем мы!», а теперь и «Мы не будем платить за ваш кризис!») – ничто против огромных денег и аппарата насилия (армии, полиции, спецслужб) в руках их противников.
Более того, они даже не понимают, как должны выглядеть промежуточные цели, реализация которых могла бы ослабить их врагов и усилить позиции самих «антиглобалистов». Например, что сейчас самое время организовать агрессивную кампанию давления на сторонников и пропагандистов неолиберализма – поскольку те несут прямую ответственность за кризис. Добиваться смещения этих людей с руководящих должностей, отдачи их под суд, удаления из учебных заведений, полной их общественной дискредитации. Добиваться того, чтобы гуру неолиберализма Милтон Фридман был посмертно лишен Нобелевской премии по экономике. А еще лучше – добиваться, ссылаясь на пример награждения Фридмана, ликвидации самой Нобелевской премии по экономике, самозванно учиненной Банком Швеции в 1969 году (напомню, что настоящую Нобелевскую премию – учрежденную Нобелем и вручаемую шведским Нобелевским комитетом – экономистам не дают). Широко внедрять в общественное сознание – ссылаясь на кризис – понимание того, что неолиберализм – это антинаучная доктрина, специально разработанная для обогащения сверхбогатых и обмана остальных. То есть подрывать идейную базу противника.
Но это требует больших усилий, тщательной координации действий, подробно разработанных планов и совсем не привлекательно для СМИ. Конечно, устраивать карнавальные шествия и кидать камни в полицию – и легче, и зрелищнее.
Скажем спасибо кризису. Он разоблачает не только сильных мира сего, не только «экспертов» (в первую очередь экономистов, оказавшихся сплошь профанами и шарлатанами – не зря же Чубайс в Давосе честно признался: никто не понимает, откуда и почему этот кризис, сколько он продлится и что делать), но и сытую «оппозицию», «антиглобалистских» болтунов, уличных клоунов и уличных драчунов.
Чем меньше будет иллюзий в отношении тех и других – тем лучше.