В комментариях к другим материалам Рабкор.ру читатели сетовали, что сайт не уделил должного внимания беспорядкам в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая и опубликовал лишь новость о них. Недавние события в Урумчи оказались в центре внимания СМИ и заставили некоторых журналистов (в том числе из левых СМИ) говорить о возможном скором распаде Китая. Надеемся, что новый материал Рабкор.ру поможет немного пролить свет на проблему, которая вызвала столько дискуссий.
Мировой экономический кризис стал полной неожиданностью как для капиталистов, так и для большинства левых. Его внезапное начало разрушило амбициозные замыслы правительств. Кризис поставил перед левыми одновременно два принципиальных вопроса: какие требования должны выдвигать антикапиталистические силы и какова природа современного кризиса?
Сегодня 4 июля – главный праздник американцев, которых у нас не очень принято любить, особенно в оппозиционных кругах. США в целом не любят за империализм, а отдельных граждан этой страны – за бездуховность. Подходящий повод, чтобы спросить себя: кто из американцев мне нравится и почему? Был, помнится, такой перформанс у Йозефа Бойса, «Мне нравится Америка, а Америке нравлюсь я» – когда он неделю жил в одном зале с живым койотом. Вот шесть американских портретов, которые примиряют меня с их родиной.
Недавняя история с попыткой переименования Ленинградского вокзала в Москве в Николаевский подтолкнула меня к мысли проанализировать любовь постсоветских левых к формальной стороне вопроса. Мы очень чутки к попыткам покуситься на наше историческое наследие, зафиксированное в названиях улиц, станций метрополитена, городов. Многочисленные мелкие левые организации стараются каждый раз организовать кампанию протеста, отстаивая тот вариант наименования, который был у объекта до создания «новой России».
Рабкор.ру публикует ответ Анны Очкиной на полемическую статью Дмитрия Жвании «Революция против каловых масс», которая вызвала оживленную дискуссию.
Моя сестра, профессор биологии, уже более 18 лет живущая и работающая в США, рассказала мне, что в последнее время российские социологи уделяют российским ученым, таким, как она, пристальное внимание. Присылают анкеты, в которых пытаются выяснить, при каких условиях российские ученые и предприниматели, уехавшие на Запад, готовы сотрудничать с Россией. «Как я могу выбрать вариант ответа, – сокрушалась сестра, – если там нет ни одного мне подходящего!». Дело в том, что составители анкеты предложили респондентам различные варианты материальных условий сотрудничества (от зарплаты и вознаграждений разного размера до государственных наград) и не приняли во внимание никаких иных мотивов.
На фоне весенних высказываний некоторых аналитиков о «великой надежде» на скорое окончание кризиса апрель стал для России месяцем неприятных цифр. Не лучшим оказался май. Дело не ограничилось сокращениями реального сектора экономики и снижением продаж многих товаров. В апреле российские банки впервые за 10 лет получили чистый убыток
Рабкор.ру продолжает дискуссию о насущных проблемах, стоящих перед современными левыми, и предлагает вниманию читателей статью Дмитрия Жвании с неожиданным взглядом на вопрос. Читайте также ответ автору Анны Очкиной - в статье «История под микроскопом».
Слова «Украина» и «хаос» уже много лет нельзя представить друг без друга. Тем не менее, смена главы государства всегда рождает надежды на лучшее, а на Украине приближаются президентские выборы.
Религия присутствует по обеим сторонам стены, которая разделяет культуру и цивилизацию, и в этом также заключается ее ужасающая власть. В цивилизации религия выражается доктриной, институтом, властью, метафизической спекуляцией, трансцендентной истиной, хорами и соборами. В культуре эту роль играет миф, ритуал, иррациональность, спонтанное ощущение и темные боги.
Со времен битвы под казацким местечком Полтава прошло 300 лет. Но этот большой пустырь со старыми курганами разных эпох до сих пор служит местом ожесточенного сражения двух государственно-патриотических идеологий – враждебных друг другу, однако тождественных по своему классовому существу. Две мифологии схлестнулись между собой в священном бою, и буржуазия России и Украины уверенно побеждает в нем народы своих стран, одураченные шовинистической пропагандой.
Предлагаем читателям Рабкор.ру эссе Андрэ Вичека, напечатанное в журнале Z Magazine.
Совсем недавно, в гостях я случайно обратил внимание на монолог одного из приглашенных. Подвыпивший молодой человек всеми силами пытался создать образ столичного денди. С трудом скручивая пластиковой самокруточной машинкой сигарету, он сообщал простым смертным свой «оригинальный» взгляд на ресторанный бизнес: «У нас в России нет нормальных ресторанов вообще! В нормальном ресторане ты можешь позволить себе всё: разбить посуду, перевернуть стол, обо...ть официанта, набить морду директору, и тебе никто ничего не скажет. Ты пришел туда отдыхать, и за всё заплатишь».
Майк Дэвис, чья книга «Монстр у дверей» (2006) предупреждала о пандемии «птичьего гриппа», рассказывает, как мировой агробизнес подготовил почву для вспышки свиного гриппа в Мексике.
«Борьба на два фронта» – так формулировалась в далекие 20–30-е годы коммунистическая тактика. Это выражение сегодня кажется штампом, ничего не значащим оборотом речи, позволяющим обосновать любое политическое решение. Однако это не так. «Борьба на два фронта» – это применение в практической политике тонкого диалектического понимания противоречий самого хода истории. Любую идею можно превратить в абстрактный лозунг, в расхожее пропагандистское клише, однако это не означает, что сама эта идея никуда не годится.
Фатальное отсутствие самостоятельной и осмысленной культурной политики мне представляется важнейшей проблемой антикапиталистической партии в России, возможно, потому что на ее решение я могу как-то повлиять, – в экономике и «реал политик» ориентируюсь гораздо слабее.