Алексис де Токвиль как-то сказал, что плохое правительство терпит крушение не тогда, когда творит всякие безобразия, а в тот момент, когда пытается исправиться. История с выборами в Государственную Думу в точности соответствует этой максиме. Если бы власть изначально планировала фальсификацию, тщательно к ней подготовилась и составила четкий план действий, то не было бы выявлено и десятой доли тех нарушений, сведения о которых буквально потоком обрушились на головы обывателя в понедельник 5-го декабря. И уж, по крайней мере, организаторы выборов сумели бы подготовить цифры так, чтобы процентов у них в сумме выходило около ста, ну, максимум, 102-103, как в прежние годы, а не 140-150.
Никогда не слышали утверждение, что нет ничего печальнее и унылее, чем неухоженная могила? Я - да, хотя мне скорей кажется, что нет ничего унылее нашей похоронной культуры и сопровождающих ее смутных представлений о смерти и как бы загробной жизни в головах людей, эту культуру разделяющих. Больше того, у меня все связанное с бытующими здесь и сейчас погребальными практиками, вызывает такую тоскливую неприязнь, что не хочется ни жить, ни умирать, а лучше бы уж вообще не рождаться.
В чем причины поразившей население нашей страны политической апатии? Почему даже случаи вопиющей несправедливости не встречают в нашей стране системного протеста? На этот вопрос не стоит искать легкого ответа. Причина всего происходящего отнюдь не проста.
Акция «Оккупируй Уолл-стрит» продолжается уже около месяца, выявив все свои возможности и одновременно спровоцировав бурную дискуссию среди американских левых о том, куда двигаться дальше. Эта дискуссия сейчас идет на ряде сайтов в США и англоязычных сайтов в других странах мира, включая и сайт «Аль-Джазиры», откуда Рабкор.ру с сокращениями и перепечатывает этот текст.Несмотря на то, что материал изобилует деталями, значимыми лишь для людей, знакомых с географией Нью-Йорка (но весьма поучительных для всякого, кто задумает организовать свой собственный протест в каком-лиибо ином месте), редакция сочла текст достойным перевода, просто потому, что он дает русскому читателю возможность почувствовать атмосферу и тон дискуссий, идущих сегодня в протестующей Америке.
Так получилось, что в один и тот же день я прочитал новость об акции украинской группы «Фемен» в Ватикане – «лицо и тело» объединения Александра Шевченко с обнажённой грудью требовала от папы Римского свободы для женщин – и посмотрел современный итальянский фильм «Прости, хочу на тебе жениться». И новость из Ватикана, и фильм, действие которого разворачивается в Риме, вновь навели меня на мысли о «женском вопросе».
Приближаются выборы. Можно, конечно, не замечать их, делая вид, что этот «очередной политический спектакль» снова нас не касается. Чистым всегда быть приятно. Пачкаться никто не хочет. А мы знаем, что выборы - это всегда грязь, тем более, выборы в России. Но что делать тем, что хочет «здесь и сейчас» включиться в процесс реальной политической борьбы? Что делать тем, кто устал от кладбищенской стабильности и от спёртого воздуха политического гетто?
Вопрос об участии в выборах - это, по сути дела, вопрос о признании эффективности этого демократического института как инструмента реализации насущных социально-экономических и политических интересов различных групп населения. Индивидуально, конечно, этот вопрос может решаться как технический и бытовой: ходить или не ходить (потому что неохота или некогда), во сколько лучше пойти, чтобы потерять поменьше времени и даже - что надеть.
Рамзи Баруд - палестинский левый политолог и журналист, работающий в Соединенных Штатах, издатель онлайн-газеты The Palestine Chroricle. В последнее время - один из самых популярных колумнистов на Ближнем Востоке, его тексты печатаются на арабском и английском языке в самых разных странах, от Ирана и государств Персидского Залива до Египта и Ливии. Баруд является одним из признанных идеологов Арабской Весны и одновременно решительным критиком политики Запада в регионе.
Движение за оккупацию Уолл-стрит началось далеко на периферии, добралось до центра и теперь, набравшись мощи, распространяется по всему миру. Что же дальше? Одна из главных опасностей, подстерегающих демонстрантов, - влюбиться в самих себя. На этой неделе на акции «Оккупируй Сан-Франциско» кто-то призывал толпу присоединяться к протесту заявлениями в духе шестидесятнических хипповских хэппенингов: «Они спрашивают, какая у нас программа. У нас нет программы! Мы пришли сюда веселиться».
В советские времена меня очень забавлял анекдот про партизана, который, выйдя из леса и узнав, что война уже кончилась, раздосадованно вздыхал: «А я все поезда под откос пускаю». Мораль этой истории очень проста - все хорошо в свое время. С выборами та же история. Написав статью, в которой он призывает левых участвовать в выборах, Дмитрий Жвания подробно разобрал всевозможные сектантские предрассудки по поводу электоральной борьбы и парламентской политики, привел кучу аргументов в пользу необходимости поддержки рабочих кандидатов «вообще» и «в принципе», но почти ничего не сказал о специфике именно нынешних выборов, сегодняшней политической ситуации.
После шести месяцев активного сопротивления, бесчисленных яростных речей, леденящих душу угроз и проявлений чудовищной жестокости Каддафи наконец покинул нас. Его крушение, однако, еще далеко не конец борьбы в Ливии. Оно означает лишь начало новой, гораздо более запутанной главы в истории государства. В то время как танки окружают последние позиции сторонников Каддафи в Сирте, набирает обороты холодная война за будущее страны. Общий враг побежден, и те, кто еще вчера были сплочены в борьбе против него, вспоминают о своих разногласиях. Начинается противостояние сил, претендующих на главенство в новой Ливии.
Принято считать, что российский социум не хочет брать на себя ответственность, политически инфантилен, потому как взывает к государству. Отсюда самоуспокоительная уверенность, что недостатки современного левого движения в России суть концентрированное выражение этих родовых пятен.
Продолжают звучать сравнения между бунтами в Лондоне и бунтами в других европейских городах - разбитыми окнами в Афинах и поджогами автомобилей в Париже. И, конечно, здесь есть свои параллели: первоначальная искра полицейского насилия, поколение, чувствующее себя забытым.
В условиях авторитарного порядка некоррумпированные чиновники и полицейские - хуже коррумпированных, они более жестоки и безжалостны, в чем совсем недавно могла убедиться тбилисская толпа на собственном опыте. Насколько мне известно, сотрудники Гестапо тоже очень уважали правила дорожного движения и людей на улицах Берлина не давили. Не думаю, что это сильно облегчило участь немецких евреев.
Статья Дмитрия Жвании «Пора уничтожать автомобили» не могла пройти незамеченной, ведь все мы так или иначе имеем отношение к автомобилям: ездим на них либо сталкиваемся с ними в качестве пешеходов. И у всех, конечно, сложилось то или иное отношение к этому виду техники.
После бурных событий третьей декады мая страсти в Тбилиси в основном улеглись. В переписке со своими российскими коллегами я оценил происходящее как «бузу», то есть бунт по-грузински. Разъяснил, что в основном на митингах выступает не либеральная оппозиция, а относительно небольшая группка относительно порядочных, но вышедших в тираж интеллигентов (часть из них помнит пенсии, которые они получали от Патаркацишвили), желающих вновь прорваться во власть.