Если бы советские газеты написали, что более 200 тысяч выпускников американских университетов с дипломами бакалавров работают за минимальную заработную плату, мы бы, не задумываясь, сочли это пропагандисткой уткой. Да и сегодня это звучит диссонансом с устоявшимися представлениями о мощи американской университетской системы. Однако, ни много ни мало, Wall Street Journal пишет о том, что в 2012 году 284 тысячи дипломированных бакалавров работают за минимальное жалование. Да, в целом выпускники университетов зарабатывают в среднем больше, чем их менее образованные коллеги, но есть вот такие печальные исключения.
Увы, высшее образование в США сегодня не является больше гарантированным мостиком в светлое капиталистическое «завтра». Выпускники университетов все с большим трудом находят работу. Официальный уровень безработицы среди молодых людей в возрасте до 25 лет составляет сегодня в США 16,2%, превышая более чем вдвое уровень безработицы для населения в целом. Однако официальная статистика не учитывает тех, кто отчаялся найти работу, кто пытается спастись от безработицы в колледже или в домашнем хозяйстве. Однако это своего рода отложенная безработица и, как утверждают эксперты Wall Street Journal, реальный уровень молодежной безработицы в США — 22,9%.
Если верить американским данным, не все проблемы занятости дипломированных бакалавров можно списывать на рецессию. Экономика США все хуже абсорбирует специалистов с высшим образованием, они нередко оказываются избыточными. Есть еще один момент, осложняющий трудоустройство выпускников американских вузов — конкуренция со стороны лучше обученных иммигрантов. В период процветания эта конкуренция была менее опасна — образованные индийцы, китайцы, выходцы из бывшего СССР и Восточной Европы занимали не слишком привлекательные для американцев ниши в науке и производстве. Бизнес, реклама, финансовый сектор — вот что было подлинно американской мечтой. Экономический кризис сильно сократил количество привлекательных вакансий, и конкуренция с иммигрантами стала ощутимей.
Символы американского высшего образования для нас — Гарвард, Йель, Принстон. Но это только верхушка айсберга. Университеты «Лиги плюща» прилагают недюжинные усилия для того, чтобы привлечь талантливых молодых людей из бедных семей, но не очень-то преуспевают в этом. Полная стоимость одного года обучения в Гарварде — 56 000 долларов. Но обучение студента стоит значительно дороже и субсидируется за счет огромных средств, накопленных университетом за много лет, вложенных в ценные бумаги и приносящих прибыль. Университет, по сути, является крупным капиталистом, но оборотной стороной этой ситуации является то, что падение рынка автоматически делает его беднее. Во время кризиса ведущие университеты США начали сразу же сокращать образовательные программы.
На сайте Гарварда программы финансовой помощи студентам. Но всё равно Гарвард и иже с ним — это для богатых. Именно их университет и субсидирует, закрепляя и углубляя социальное неравенство. 40% студентов Ivy League закончили частные школы, а это уже недоступно для значительной части семей. Массовая же государственная школа к университету почти не готовит.
Система образования в США — это более 4 тысяч университетов, И далеко не все американские университеты такие блестяще, как члены «Лиги», как Беркли или MIT. Но большинство выпускников имеют дипломы как раз этих неблестящих университетов, что гарантирует им разве что большие надежды… и минимальное жалование. Все остальное зависит от капризов рынка.
Кроме того, в США нет бесплатного высшего образования. Не все университеты так дороги, как Гарвард или Йель, но плата за обучение — серьезное, а порой и неподъемное бремя для средней американской семьи. Но, в среднем, образование все же дает преимущество и в занятости, и в зарплате, и это усредненное преимущество превращается в заветную мечту для многих и многих семей. А если мечта стоит денег, которых нет, то, как советует реклама, нужно брать кредит.
Развитая в Штатах система образовательных кредитов — не идеальный механизм доступа к образованию. Кредиты на обучение увеличивают нагрузку на налогоплательщиков, а в условиях рецессии сокращаются возможности получить высокооплачиваемую работу, следовательно — выплатить кредит. Накопление кредитной задолженности в масштабах экономики создает классический «пузырь», который может лопнуть так же, как и другие «пузыри» финансового рынка. Но отсюда не следует, будто в этом случае молодежи кредиты будут списаны. На сегодняшний день именно образовательные кредиты оказываются наиболее обременительными в условиях нестабильного рынка труда. Нет в системе образования США и механизмов эффективной защиты от экономического кризиса, так что сегодня большинство американских университетов испытывают проблемы с финансированием, сокращая целые кафедры.
Система высшего образования США может по праву гордиться немалыми достижениями. Но она слишком привязана к рынку, что делает ее неустойчивой, зависимой от рыночных колебаний. И она крайне неоднородна с точки зрения качества образования и шансов трудоустройства для выпускников. Поэтому сегодня она зачастую производит лишь мечту, в погоне за которой молодые американцы рискуют приобрести немалую задолженность перед банками.