Восстание «среднего класса» в Приморье
Владивосток готовится к очередному протесту автомобилистов как к войне. О том, что решение о новых ввозных пошлинах и предстоящем запрете ввоза праворульных авто вызовет на Дальнем Востоке возмущение, не могли не знать заранее. Но что события примут столь драматичный оборот, скорее всего, не догадывались. Все началось с нескольких постановлений правительства России, подписанных премьером В.В. Путиным:
– от 10 октября 2008 г. № 745 «О временной ставке ввозной таможенной пошлины в отношении кузовов отдельных видов транспортных средств»;
– от 5 декабря 2008 г. № 903 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении некоторых моторных транспортных средств»;
– от 10 декабря 2008 г. № 943 «О внесении изменений в пункт 11 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования».
Когда смысл произошедшего дошел до населения Сибири и Дальнего Востока, ответом стали многотысячные митинги, прокатившиеся по всей обширной территории страны – от Владивостока до Калининграда. Центром событий стал традиционно «неуправляемый» Владивосток, но надо отметить, что даже в обычно спокойном Новосибирске демонстрации приняли массовый характер. Европейская территория России была волнениями мало затронута. Пока.
Официальные средства массовой информации новости с Дальнего Востока предпочитают не замечать, либо пытаются преуменьшить масштаб событий. Либеральная оппозиция была так занята очередным «маршем несогласных», на который в Москве мобилизовались все две сотни ее сторонников, что реальное столкновение граждан с властью просто прозевала (другой вопрос, получили бы либералы поддержку протестующих, если бы попытались к ним примкнуть). Но и левые не лучше. Про Грецию – бурная дискуссия. А про Дальний Восток – совершенно неинтересно. Это же не очень важный пикет с участием шести или пяти активистов, зато безупречный с идеологической точки зрения. А автомобилисты Сибири и Дальнего Востока – кто они такие? Это же «мелкобуржуазное движение»! Какое дело носителям истинной (непременно истинной!) пролетарской идеологии до людей, занятых продажей подержанных автомобилей. Или до тех, кто на этих автомобилях ездит. Истинные пролетарии, видимо, на иномарках не ездят. Даже на подержанных.
К тому же часть левых, похоже, всерьез воспринимает заявления властей о поддержке отечественного автопрома. Ведь автопром – это тысячи и тысячи рабочих мест, причем речь идет о рабочих, которые составляют костяк нового профсоюзного движения – самого боевого нынешнего профсоюза МПРА, входящего в самую передовую из профсоюзных конфедераций – ВКТ. Насколько меры правительства на самом деле направлены на спасение автопрома – вопрос отдельный. А уж насколько они реально могут ему помочь, тем более неясно. Однако достаточно детальная экономическая дискуссия о смысле и перспективах проводимой властями «антикризисной политики» – дело слишком сложное. Да и некогда, надо к очередному пикету готовиться.
Между тем автомобильный кризис давно уже вышел за пределы своего первоначального повода и распространяется далеко за пределами Дальнего Востока. Демонстрации в Новосибирске и Калининграде говорят сами за себя. Да и растущее число участников московских протестов более чем показательно. Поскольку недовольны новыми пошлинами самые разные люди – от мелких бизнесменов до тех же рабочих и от бюджетников до рядовых чиновников, – широкое движение, образовавшееся на этой основе, неизбежно начинает впитывать и выражать настроения самых разных слоев. Точно так же расширяется и список требований. Речь уже не идет только о пошлинах. Требуют прекращения грабительской реформы ЖКХ и даже отставки правительства. Не будет удивительно, если в ближайшее время протестующие заговорят о провале реформы образования, экологии и о социальной защите безработных. Короче говоря, на основе протеста автомобилистов может родиться коалиция социальных движений, которую пытались, но так и не смогли организовать у нас на социальных форумах.
В самых общих чертах можно было бы говорить о «восстании “среднего класса”», которое, начавшись на Западе, наконец, начало охватывать и нашу страну. Другое дело, что развивается оно в специфических отечественных формах, которые были бы немыслимы, если бы не неумелые действия власти.
«Средний класс» против автопрома?
Лозунги и требования протестующих читатель может представить себе по обзору, опубликованному на сайте Рабкор.ру. Показательно, что участники акций готовы подробно обосновывать свою позицию. Значительная часть листовок и высказываний в ЖЖ представляет собой осуждение российского автопрома, под которым понимают почти исключительно ВАЗ. Ругают и власти, которые для развития промышленности в годы подъема ничего реального не сделали, а теперь под видом спасения производства хотят в очередной раз обобрать людей.
Крайним в любом случае оказывается именно правительство. Но вопрос, почему правительство ведет себя именно так, остается, похоже, для авторов текстов загадкой. По большей части связи между общей логикой существующей системы и действиями власти они не видят, в лучшем случае ссылаются на то, что мы – Россия – стали «сырьевой колонией».
Можно сказать, что заявления и лозунги участников кампании очень хорошо выразили настроения российского «среднего класса» (и, что греха таить, большей части наших людей вообще). Эти настроения становятся все более критическими, радикальными, в некоторых аспектах – левыми. Но это радикализм бессистемный, не опирающийся на какую-то устойчивую систему взглядов и ценностей.
С одной стороны – возмущение по поводу разрушения заводов, жилищно-коммунальной реформы и прочих проявлений неолиберальной политики. С другой – призывы к «развитию конкуренции» и рассуждения вроде «мир живет без пошлин и нормально развивается в условиях глобализации, ВТО и прочих шенгенских зон». Подобные противоречия можно объяснить тем, что движение широкое, объединяет разных людей с разными взглядами. Но это не так: зачастую взаимоисключающие позиции мы находим в одном и том же тексте, написанном одним и тем же человеком. И опять же ортодоксальный марксист с радостью спишет все противоречия на «мелкобуржуазность» и «двойственное социальное положение “среднего класса”». Хотя совершенно неочевидно, что всех участников протеста или даже авторов листовок можно записать в мелкие буржуа. Скорее подобные противоречия – показатель общего состояния отечественного массового сознания.
Возникает странное ощущение: каждое конкретное проявление проводимой политики вызывает возмущение. Но общая логика, общие принципы, на которых все построено, более или менее принимаются. Хотя жизненный опыт наших людей вроде бы должен был их убедить, что общественные системы меняются, нет в них ничего «вечного» и «естественного». Опять же правительственной политической пропаганде не доверяют. Но заметно, что пропаганда общих принципов Системы, которую ведут те же власти (кстати, в трогательном единстве с либеральной оппозицией), имеет успех. Хотя вроде бы тот же телевизор, те же газеты…
О том, как замечательно живет по этим правилам «весь мир», свидетельствует глобальный экономический кризис, да и состояние самого Дальнего Востока, живущего в условиях рынка и глобализации, отнюдь не вызывает восторга у участников движения.
Отдельного комментария заслуживает вопрос о ВТО. Судя по всему, многолетнее промывание мозгов нашим гражданам имело некоторый успех. Люди искренне верят, будто от проводимого все теми же ненавистными им московскими властями курса можно ожидать какого-то большого блага. Вот вступим в ВТО, тогда… Интересно, а почему правительство в одно и то же время повышает пошлины на иномарки и активизирует переговоры по вступлению в ВТО? Что, чиновники чего-то не понимают или путают? Нет, конечно. Всё они прекрасно понимают.
Да, формально, снижение пошлин соответствует «духу» ВТО. Но одно дело – «дух», а другое – реальная практика и нормы. ВТО защищает интересы не мелких импортеров, а крупных экспортеров. В принципе, страна может вводить у себя меры, даже не соответствующие правилам организации, если никто не инициирует рассмотрение претензий. А инициировать это могут государства и крупные корпорации. Вопрос: какое государство будет инициировать дело по защите интересов мелких бизнесменов и покупателей подержанных автомобилей? Такого в истории ВТО никогда не было и не будет. Может быть, Япония? Но она будет заботиться о том, чтобы продвинуть на российский рынок новенькие «тойоты».
Если Россия вступит в ВТО и перейдет на соответствующий торговый режим, то это, скорее всего, разом прикончит и отечественный автопром, и бизнес перегонщиков. Однако этого в ближайшее время не случится: автопроизводители выговорили себе семилетнюю отсрочку. А вот интересы водителей праворульных «японцев» никто перед ВТО не лоббирует.
Экономика и протест
Автопром нужно поддерживать. Это достаточно очевидно. Сами же авторы листовок жалуются на закрытие заводов. Если лишить промышленность государственной поддержки, закрытых заводов будет еще больше. В том числе и на Дальнем Востоке. К тому же российский автопром сегодня – это не столько ВАЗ, сколько «Хёнде», «Форд», «Рено», «Дженерал моторз», «Тойота» и многие другие, кто развернули производство на нашей территории. Именно они, кстати, и пролоббировали семилетнюю отсрочку на случай вступления в ВТО.
Однако беда в том, что принимаемые правительством меры не только не спасут автопром, но наоборот, в перспективе прикончат его полностью. Протекционизм работает, если одновременно проводится социальная политика, направленная на повышение жизненного уровня населения, и разворачиваются массированные комплексные инвестиции в отечественную промышленность. Если хотя бы один элемент этой триады отсутствует, то не получится ничего.
Повышение пошлин на иномарки – лишь часть общего «антикризисного пакета», продиктованного все той же обанкротившейся экономической доктриной. В совокупности все эти меры направлены то, чтобы «смягчить» последствия кризиса за счет снижения жизненного уровня и покупательной способности населения. Следовательно, они ведут к сужению рынка. И, следовательно, ударяют не в последнюю очередь по автомобильной промышленности. То, что в обществе и экономике все взаимосвязано, а проводимая политика может дать неожиданные побочные эффекты, не догадываются только три категории людей: либеральные экономисты, думские депутаты и правительственные чиновники. Поэтому при определенных условиях выступления автомобилистов могут вполне сочетаться с протестами членов МПРА. Конечно, властям выгодно противопоставить друг другу эти две категории граждан. Но удастся ли это? Ведь рабочие прекрасно знают причины неэффективности автопрома – при низких зарплатах машины могли бы быть куда дешевле, да надо кормить орду дорогих и ненужных управленцев (в случае «отечественных» предприятий) и извлекать сверхприбыль, эксплуатируя разбогатевших туземцев «нефтяной колонии» (в случае «транснациональных» корпораций). При нынешней зарплате рабочих автопрома можно спокойно понижать цены. Если этого не делают, то причиной – элементарная жадность собственников.
Это, кстати, поняли и активисты владивостокского протеста, поднявшие лозунг «Работники автопрома! Требуйте денег у своих хозяев, а не у страны!»
То, что, в конечном счете, речь идет не об автомобильных пошлинах, а о стратегии выхода из кризиса, сознают и организаторы протестов. Если бы речь шла только о пошлинах, властям удалось бы так или иначе локализовать протест, противопоставив «эгоизму» специфического региона или социальной группы «интересы страны и промышленности», трактуемые пропагандой в нужном ключе. Собственно, такие попытки уже делаются: при явной поддержке властей в регионах Европейской России было организовано несколько акций, выражающих поддержку решений властей. Администрация предприятий и официальные профсоюзы вывели на сравнительно малочисленные митинги мобилизованных сверху работников. По официальным данным речь идет о примерно от двух до семи тысяч человек, в Тольятти вообще не более пятисот – ничтожная цифра для автопрома, где занято 700 тысячи человек. Показательно и то, что акции прошли только на старых советских автозаводах, где коллективы все еще находятся под жестким контролем администрации, где слабы позиции МПРА. Петр Золотарев, один из лидеров МПРА, ехидно заметил, что «акция скорее всего проводилась лишь для того, чтобы лишний раз показать свою лояльность правительству». Зато председатель официального профсоюза УАЗа Анатолий Чувашлов разъяснил прессе, что «тысячи людей, которые занимаются ввозом в Россию подержанных иномарок, не понимают, что миллионы людей могут остаться без работы». И добавил про дальневосточников: «У них там лозунг “дайте спокойно умереть российскому автопрому”».
Сразу по окончании этих митингов руководство УАЗа сообщило об очередных увольнениях на предприятии. По этому поводу официальный профсоюз никаких акций протеста организовывать не стал.
Интересно, что власти, сознательно или бессознательно, пытаются придать конфликту такую форму, которая раскалывает страну и разрушает ее единство, тогда как протестующие, напротив, пытаются обращаться к общенациональной тематике, выходя за рамки локального, специфического интереса.
Почему власти ведут себя именно таким образом, понятно. Они выбирают меньшее зло. Раскол страны – несомненно плохо. Но при таком сценарии выиграть ситуацию можно. А потом под знаменем борьбы с «сепаратизмом» подавить недовольство на Дальнем Востоке. Многие поддержат: ведь развала России ни один здравомыслящий человек не хочет.
Однако уже сейчас очевидно, что события будут развиваться по другому сценарию.
Не только автомобили
По существу, решение правительства об автомобильных пошлинах и запретах превратилось в своего рода спусковой механизм для развертывания широкого кризиса, выходящего далеко за рамки конкретного вопроса. Власти открыли «ящик Пандоры»: разом всплыли и обострились все нерешенные проблемы, нашло выражение долго копившееся недовольство.
Люди были недовольны многим. Они были обижены, они даже в годы экономического успеха чувствовали себя униженными и недооцененными. Ни одна из причин этого раздражения, казалось бы, не была достаточной, чтобы спровоцировать людей на активные действия. Из этого же исходила и власть: побурчат на кухне и успокоятся. К тому же наряду с поводами для недовольства, в стране были и реальные достижения. Каковы их причины – цена на нефть или мудрость правящей администрации – несущественно. Важно, что у людей были основания не «раскачивать лодку», а достигнутое наконец относительное благополучие так или иначе ассоциировалось с первыми лицами власти, поддерживая рейтинг президента. Увы, экономический кризис резко изменил ситуацию. Успехи прошлых лет выглядят сейчас эфемерными, достижения – обратимыми. А поводы для недовольства остались и дополнились новыми.
Чем шире протест, тем масштабнее требования. Показателем являются резолюции, принятые в преддверии очередных акций во Владивостоке и Калининграде. Приведем их полностью.
Владивосток:
«МЫ, НАРОД РОССИИ, ТРЕБУЕМ:
1. ОТСТАВКУ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
Мы требуем от Президента РФ Д.А. Медведева, как от нашего избранного народного представителя и Гаранта Конституции РФ, отставки антинародного Правительства РФ – Премьер-министра В.В. Путина и всего кабинета министров; назначения нового Премьер-министра и формирование нового кабинета министров, которые изменят внутренний курс государства на 180 градусов, повернувшись к народу лицом и защищая исключительно народные интересы; поставить под личный контроль вопрос исполнения всех нижеследующих требований.
2. СНИЖЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН
Мы требуем от нового Правительства РФ полной ликвидации каких бы то ни было заградительных таможенных пошлин на ввоз подержанных иномарок и спецтехники; снижения таможенных пошлин на ввоз иномарок и спецтехники до размера пошлины в 15% от их стоимости, запчастей и расходных материалов к ним – до размера пошлины в 5% от их стоимости; снижения таможенных пошлин на ввоз любых продуктов питания, одежды и обуви – до размера пошлины в 5% от их стоимости; полную ликвидацию каких бы то ни было дополнительных налогов и сборов на импорт автомобильной и специальной техники, продуктов питания, одежды и обуви.
3. НЕ ДОПУСТИТЬ ЗАПРЕЩЕНИЯ ПРАВОГО РУЛЯ
Мы требуем от нового Правительства РФ выступления его с законодательной инициативой в Парламент РФ на установления бессрочного моратория (запрета) на запрет автомобилей с правым рулем, как абсолютно ни в чем не уступающим другим автомобилям.
4. СНИЖЕНИЯ ЦЕН НА БЕНЗИН
Мы требуем от нового Правительства РФ установить жесточайший государственный контроль над ценами на горюче-смазочные материалы на конечном потребительском рынке; активно пресекать любые попытки монополистического сговора; установить итоговую стоимости бензина марки АИ-92 для конечных потребителей до 13 рублей за литр топлива, АИ-95 – до 15 рублей за литр, ДТ – до 14 рублей за литр.
5. НЕ ПОВЫШЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ ТАРИФОВ
Мы требуем от нового Правительства РФ принять ряд необходимых мер в рамках установленными законом их полномочий по сдерживанию повышения коммунальных тарифов, замораживанию коммунальных тарифов на нынешнем уровне как минимум на 1 год.
6. ПОВЫШЕНИЯ ЗАРПЛАТЫ БЮДЖЕТНИКАМ
Мы требуем от нового Правительства РФ принять ряд необходимых мер по доведению минимального уровня заработных плат во всех государственных структурах, находящихся на полном или частичном финансировании из федерального бюджета, бюджета субъекта федерации и бюджета муниципального образования, не ниже 20 тысяч рублей с ежегодной индексацией соответствующей проценту инфляции.
7. ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИЙ ПЕНСИОНЕРАМ
Мы требуем от нового Правительства РФ принять ряд необходимых мер по доведению минимального размера пенсий каждого пенсионера не ниже 15 тысяч рублей с соответствующей индексацией на процент инфляции каждые 6 месяцев.
8. ОСТАНОВИТЬ ПОВАЛЬНОЕ УВОЛЬНЕНИЕ
Мы требуем от нового Правительства РФ оказать реальную финансовую и материальную поддержку малому и среднему предпринимательству, в том числе сельским и фермерским хозяйствам, создать необходимые условия для возникновения нового и развития уже существующего бизнеса – оказать помощь реальным рабочим местам и создать новые; поставить на контроль вопросы неправомерного увольнения работников по формальным основаниям.
9. СВОБОДЫ СЛОВА И СВОБОДЫ ИНФОРМАЦИИ
Мы требуем от нового Правительства РФ обеспечить независимое и общедоступное освещение средствами массовой информации внутренних проблем в стране, свободного доступа к такой информации; устранение какой бы то ни было политической цензуры; устранение каких бы то ни было преследований за свободомыслие и выражения своего оппозиционного политического мнения.
10. ОТМЕНЫ ОГРАНИЧЕНИЙ НАРОДНЫХ СОБРАНИЙ
Мы требуем от нового Правительства РФ выступить с законодательной инициативой принятия изменений ко всем правовым актам, которые как бы то ни было ограничивают народ в его праве на выражение его мнения через народное собрания, устраняющих все указанные ограничения.
11. БЛОКИРОВАНИЯ ПРИНЯТИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В УК РФ
Мы требуем от нового Правительства РФ отменить законодательную инициативу предыдущего Правительства РФ в части изменений в УК РФ, затрагивающих нелегальное расширение понятия государственной измены, приведенной в ст. 275 УК РФ, нарушающее Международные Права Человека, в том числе закрепленные в Уставе ООН, в частности право Народа на самоопределение.
12. НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ РФ
Мы требуем от нового Правительства РФ выступить с законодательной инициативой об отмене изменений срока полномочий Президента и Парламента в Конституции РФ; с законодательной инициативой принятия поправки к Конституции РФ о недопустимости изменения Конституции какими бы то ни было путями, кроме как путем Всенародного Референдума.
13. СОКРАЩЕНИЯ АППАРАТА ЧИНОВНИКОВ
Мы требуем от нового Правительства РФ принять ряд необходимых мер по сокращению штата чиновников до необходимого минимума, тем самым сократить бесполезные растраты денежных средств в условиях жесткого кризиса и потратить сэкономленные средства на социальные нужды.
14. ПРИНЯТИЯ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ МЕР
Мы требуем от Парламента РФ отменить решение, вынесенное главой комитета по конституционному законодательству Владимиром Плигиным, об отсрочке на год принятия пакета президентских законопроектов, направленных на борьбу с коррупцией; немедленно принять все законы этого пакета, чтобы не допустить беззакония коррупционеров в тяжелые годы экономического кризиса.
15. ВОЗВРАЩЕНИЯ ГРАФЫ "ПРОТИВ ВСЕХ" И ПОРОГА ЯВКИ
Мы требуем от Парламента РФ внести изменения в избирательное законодательство в части добавления в избирательный бюллетень каждого народного голосования, независимо от того, будь оно на уровне Федерации, Субъекта Федерации или муниципального образования, графу "против всех кандидатов"; возвращения порога явки избирателей на избирательные участки при проведения голосования уровнем выше 50% от общего числа избирателей.
16. ВЫБОРНОСТИ ГУБЕРНАТОРОВ
Мы требуем от Парламента РФ внести изменения в избирательное законодательство в части установления выборности должности губернатора и выбора его исключительно прямым народным голосованием».
А вот аналогичная резолюция из Калининграда:
«РОССИЯНЕ!!! МЫ ОБРАЩАЕМСЯ К КАЖДОМУ ИЗ ВАС!
В РОССИИ ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА И ИНТЕРЕСЫ НАРОДА НЕ СОВПАДАЮТ!
ПРИЗВАННЫЕ ОБЕСПЕЧИВАТЬ НАШИ ИНТЕРЕСЫ ЛЮДИ,
ПОЛЬЗУЯСЬ СВОИМ ПОЛОЖЕНИЕМ,
ОБЕСПЕЧИВАЮТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СВОИ ИНТЕРЕСЫ!
ХВАТИТ МОЛЧАТЬ И ТЕРПЕТЬ!
ХВАТИТ ПОЗВОЛЯТЬ СЕБЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ!
ХВАТИТ ЖДАТЬ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЕЩАНИЙ ВЛАСТИ!
МЫ ИМЕЕМ ПРАВО В СВОЕЙ СТРАНЕ НА ЗАЩИТУ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ!
УВЫ, ОТ ТЕХ, КТО ПРИЗВАН ИХ ЗАЩИЩАТЬ.
МЫ НЕ ПРИНАДЛЕЖИМ НИ К КАКИМ ПОЛИТИЧЕСКИМ ПАРТИЯМ.
МЫ ПРИЗЫВАЕМ НАРОД БОРОТЬСЯ ЗА СВОИ ПРАВА САМОСТОЯТЕЛЬНО.
МЫ, НАРОД РОССИИ, ТРЕБУЕМ:
1. ОТСТАВКУ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
Мы требуем от Президента РФ Д.А. Медведева, как от нашего избранного народного представителя и Гаранта Конституции РФ, отставки антинародного Правительства РФ – Премьер-министра В.В. Путина и всего кабинета министров; назначения нового Премьер-министра и формирование нового кабинета министров, которые изменят внутренний курс государства на 180 градусов, повернувшись к народу лицом и защищая исключительно народные интересы; поставить под личный контроль вопрос исполнения всех нижеследующих требований.
2. СНИЖЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН
Мы требуем от нового Правительства РФ полной ликвидации каких бы то ни было заградительных таможенных пошлин на ввоз подержанных иномарок и спецтехники; снижения таможенных пошлин на ввоз иномарок и спецтехники до размера пошлины в 15% от их стоимости, запчастей и расходных материалов к ним – до размера пошлины в 5% от их стоимости; снижения таможенных пошлин на ввоз любых продуктов питания, одежды и обуви – до размера пошлины в 5% от их стоимости; полную ликвидацию каких бы то ни было дополнительных налогов и сборов на импорт автомобильной и специальной техники, продуктов питания, одежды и обуви.
3. НЕ ДОПУСТИТЬ ЗАПРЕЩЕНИЯ ПРАВОГО РУЛЯ
Мы требуем от нового Правительства РФ выступления его с законодательной инициативой в Парламент РФ на установления бессрочного моратория (запрета) на запрет автомобилей с правым рулем, как абсолютно ни в чем не уступающим другим автомобилям.
4. СНИЖЕНИЯ ЦЕН НА БЕНЗИН
Мы требуем от нового Правительства РФ установить жесточайший государственный контроль над ценами на горюче-смазочные материалы на конечном потребительском рынке; активно пресекать любые попытки монополистического сговора; установить итоговую стоимости бензина марки АИ-92 для конечных потребителей до 13 рублей за литр топлива, АИ-95 – до 15 рублей за литр, ДТ – до 14 рублей за литр.
5. НЕДОПУЩЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ ТАРИФОВ
Мы требуем от нового Правительства РФ принять ряд необходимых мер в рамках установленными законом их полномочий по сдерживанию повышения коммунальных тарифов, замораживанию коммунальных тарифов на нынешнем уровне как минимум на 1 год».
Владивостокская резолюция более подробна и является более обобщающей. Она в большей степени ориентирована на расширение социальной базы движения: интересы бюджетников и демократические права уже занимают в ней больше места, чем специфические требования автомобилистов. Правда, непонятно, как – не меняя социально-экономической системы – власть, даже если она пойдет навстречу протестующим, может «остановить увольнение» (видимо, описка, надо «увольнения»). Да и предлагаемые рецепты в условиях кризиса более чем наивны. Но, ставя вопрос о массовых увольнениях, авторы резолюции затрагивают интересы миллионов людей и подталкивают общество к серьезному разговору на эту тему. В перспективе – к серьезным преобразованиям.
В этом плане калининградский текст отстает от дальневосточного. К тому же в нем более явно проглядывают следы рыночной идеологии, которая в условиях экономического кризиса не имеет перспективы. Однако общая тенденция та же самая.
Мы видим стремительное расширение круга вопросов, вокруг которых идет борьба, и не менее стремительную политизацию, радикализацию движения. По существу, стихийно выдвинутая снизу программа «первой фазы» демократической революции. Не больше, не меньше. А что эта программа местами наивна и противоречива – так тут уж ничего не поделаешь. Таково состояние массового сознания. В процессе борьбы, по ходу событий, оно будет еще развиваться и дозревать.
Для левых было бы крайне наивно и дико откладывать участие в событиях до тех пор, пока массы «дозреют» (кстати, если они сами дозреют, сами до всего дойдут, зачем вообще нужны левые?). Но идеологические проблемы левых – это в сегодняшней общественной ситуации все же вопрос второстепенный. А вот у правительства проблема куда более серьезная. Похоже, что на данный момент даже уступки по принятым ранее постановлениям волну не погасят. Перед властями дилемма: если упереться – есть риск, что движение будет развиваться дальше и становиться еще более радикальным; если пойти на уступки – создается прецедент. При каждом новом непопулярном решении власти будут разворачиваться все новые и новые протесты. А то, что власть обречена принимать непопулярные решения, уже очевидно. Собственная неолиберальная идеология и системная логика будут толкать ее именно в эту сторону.
19 декабря на совещании в Набережных Челнах правительство заняло двойственную позицию. С одной стороны, принятые решения явно свидетельствовали об озабоченности властей. Но с другой стороны, кризис воспринимается все еще как сугубо локальный, затрагивающий только Приморье. Премьер предложил дополнительно выделить федеральным органам исполнительной власти в 2009 году 12,5 млрд рублей на закупку новых автомобилей. Вспомнили, что «автопарк наших социальных отраслей, милиции, Минобороны, МЧС, требует дальнейшего обновления». Правда, нет никаких гарантий того, что, несмотря на все приказы и понукания, деньги будут затрачены именно на машины, произведенные у нас в стране.
Снижения пошлин иномарки не будет. Зато в Приморье (и только в Приморье) будут бесплатно завозить «жигули» и другую продукцию отечественного автопрома. Правительство будет полностью компенсировать стоимость железнодорожной перевозки на Дальний Восток произведенных в РФ новых автомобилей. Как долго оно сможет это делать, вопрос особый: денег в бюджете на это все равно нет. Зато для жителей Сибири или Калининграда такое решение выглядит, мягко говоря, странным. Почему льготы только для Приморья? Потому что туда из Москвы ехать дольше или потому что там более активно протестовали? Вывод напрашивается – надо протестовать активнее.
Чем все это кончится?
Итак, восстание «среднего класса» превращается в массовый народный протест, охватывающий разные слои общества. Народное движение вырабатывает свой каталог требований, местами наивный и противоречивый, но отражающий социальный состав участников и идеологическое, культурное состояние общества. Народ в России все еще образованный, сформулировать политические претензии умеет, даже если, как утверждают владивостокские листовки, «акция стихийна и не имеет лидера».
Протесты, инициированные автомобилистами, вступают в резонанс с выступлениями, никак с автомобильным кризисом не связанными. В столице Удмуртии начались стихийные перекрытия дорог после отмены социального проездного. Свердловские шахтеры требуют вернуть им долги по зарплате. В Перми разворачивается кампания за доступный общественный транспорт.
То, что на определенном этапе не избежать реорганизации и даже отставки правительства, совершенно очевидно. Даже если бы этого не добивались протестующие, ясно, что ни одно правительство в мире не переживет крушения национального бюджета, а это крушение неизбежно в условиях кризиса и падающих цен на нефть. Годового бюджета хватит только до июля, максимум – до августа. Остатки ресурсов бывшего (теперь разделенного надвое) Стабилизационного фонда сгорят еще раньше, скорее всего – весной. В такой ситуации политический кризис неизбежен, что бы его ни породило – протесты снизу или разногласия сверху. Важно то, что одно накладывается на другое. Движение автомобилистов может стать катализатором куда более масштабных сдвигов. Об этом инстинктивно догадываются сами участники движения, об этом же догадывается и власть: именно потому события на Дальнем Востоке пытались на первых порах замалчивать. Но сейчас это уже невозможно.
Мы находимся на пороге больших перемен. А люди, вышедшие на улицу, все в большей степени сознают себя народом, гражданами, участниками истории.
Пожалуй, были правы авторы одного из текстов, размещенных на дальневосточном сайте:
«Давайте напомним правительству, что “поход” на Тихом океане не только заканчивался, но может и начаться и поднять волну-цунами!»
Действительно, волна поднимается.
Борис Кагарлицкий
Иллюстрации из ЖЖ http://matroskin-cat.livejournal.com/