rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
77

Давид Ассулин: «То, что волнует сегодня социалистических активистов – это идентификация Социалистической партии в современной Франции»

239

Диалектика одной Д

246

Тупик

480

Интернационал добрых людей или неотправленные письма Анджеле Дэвис

Главная Рубрики Анализ 2025 Апрель Возможен ли обратный Киссинджер?

Возможен ли обратный Киссинджер?

Возможен ли обратный Киссинджер?
Возможен ли обратный Киссинджер?

В последние месяцы, последовавшие за инаугурацией Дональда Трампа, мировая политика претерпевает значительные и во многом неожиданные трансформации, создавая впечатление резкого сдвига в международных отношениях. Мир словно оказался в каком-то сюрреалистичном параллельном измерении, так как те геополитические изменения, которые ещё год назад казались маловероятными, сегодня становятся предметом активного обсуждения на глобальной повестке. В частности, наблюдается ухудшение традиционно прочных трансатлантических отношений между США и Европейским союзом, сопровождающееся ростом напряжённости и разногласий по ключевым вопросам международной политики. Одновременно с этим происходит сближение Вашингтона и Москвы, что ставит под вопрос прежние парадигмы внешнеполитической стратегии США.

Резкая смена внешнеполитического курса новой администрации США в отношении России вызывает серьёзную обеспокоенность и шок среди мирового сообщества. Если при президенте Джозефе Байдене политика Вашингтона строилась на безоговорочной поддержке Украины, усилении санкционного давления и стратегической изоляции России, то с приходом Дональда Трампа риторика кардинально изменилась. Администрация Трампа теперь утверждает, что политика изоляции России была ошибочной, а продолжение конфликта в Украине лишь затягивает дипломатическое урегулирование и препятствует восстановлению конструктивных отношений между США и Москвой. Этот разворот на 180 градусов вызывает напряжённость среди союзников США, особенно в Европе, поскольку он ставит под сомнение долгосрочные обязательства Вашингтона перед НАТО и украинским правительством.

Изменение внешнеполитической стратегии администрации Дональда Трампа следует логике геополитического переосмысления приоритетов, в центре которой находится противостояние с Китаем как главным стратегическим вызовом для США. В этом контексте политика разрядки в отношениях с Россией приобретает прагматическое значение: Вашингтон стремится предотвратить окончательное оформление российско-китайского союза, который формировался на протяжении последнего десятилетия в условиях нарастающего товарооборота между двумя странами и охлаждения отношений Москвы с Западом.

Особенно заметно сближение России и Китая стало после 2022 года, когда, на фоне западных санкций, Россия оказалась в экономической и технологической зависимости от Пекина, что укрепило позиции Китая как ключевого экономического партнёра Москвы. В этой ситуации американская администрация может рассматривать ослабление российско-китайского сотрудничества как стратегически важную задачу, что объясняет изменение риторики в отношении Москвы.

Стремление Дональда Трампа к сближению с Москвой прослеживалось ещё в его первое президентство (2017–2021), когда он неоднократно высказывался за улучшение отношений с Россией, несмотря на сопротивление со стороны американского истеблишмента. Эти попытки вызвали серьёзные подозрения в том, что Кремль мог оказывать скрытую поддержку Трампу во время предвыборной кампании 2016 года, что привело к расследованию спецпрокурора Роберта Мюллера о возможном вмешательстве России в американские выборы. Хотя прямых доказательств сговора найдено не было, сам факт расследования и его политические последствия показали высокую степень обеспокоенности американской элиты перспективой сближения Вашингтона с Москвой.

Недавние заявления американского ультраправого интеллектуала и главного стратега Белого дома в первой администрации Трампа, Стива Бэннона, подтверждают, что идея российско-американского сближения в противовес Китаю является частью долгосрочной геополитической стратегии правых сил в США. В одном из интервью Бэннон рассказал о своей встрече в элитном римском отеле с российским ультраправым философом Александром Дугиным, во время которой он пытался убедить того в необходимости стратегического альянса между Вашингтоном и Москвой. По словам Бэннона, выведение России из её партнёрства с Коммунистической партией Китая способно коренным образом может изменить баланс сил в XXI веке, ослабив позиции Пекина как главного геополитического конкурента США. Эти высказывания подтверждают, что стремление к расколу российско-китайского стратегического альянса рассматривается трампистами как ключевая задача в глобальной борьбе за доминирование.

Никсон едет в Китай

История уже знает примеры стратегического маневрирования великих держав для раскола враждебных альянсов, и одним из наиболее успешных подобных шагов была инициатива советника по национальной безопасности США Генри Киссинджера по нормализации отношений с Китаем в 1970-е годы. Этот дипломатический поворот стал частью глобальной стратегии США по ослаблению СССР в условиях Холодной войны и в значительной мере предопределил дальнейшую трансформацию международной системы.

Разлад между Москвой и Пекином начался после XX съезда КПСС в 1956 году, когда Никита Хрущёв инициировал процесс десталинизации, что вызвало резкое недовольство Мао Цзэдуна. Китайские власти обвинили советское руководство в «ревизионизме» и отходе от революционных принципов, что привело к постепенному разрыву двусторонних отношений. В 1960-е годы конфликт достиг своего апогея, когда в 1969 году на советско-китайской границе произошли вооружённые столкновения на острове Даманский. Обострение ситуации создало благоприятные условия для США, которые увидели возможность сыграть на противоречиях между социалистическими державами.

В 1971 году Генри Киссинджер совершил секретную поездку в Пекин, где провёл переговоры с китайским руководством, что подготовило почву для исторического визита президента Ричарда Никсона в Китай в 1972 году. Итогом встречи Никсона и Мао стало соглашение о нормализации отношений, в рамках которого США признали правительство КНР единственным легитимным представителем Китая, фактически отказавшись от дипломатической поддержки Тайваня. Этот шаг не только вывел Китай из международной изоляции, но и предвосхитил экономические реформы Дэн Сяопина, которые начались спустя несколько лет и привели к интеграции Китая в мировую экономику.

Для США же сближение с КНР стало важным стратегическим успехом: оно усилило давление на СССР, вынудив советское руководство стать более сговорчивым в вопросах разрядки и контроля над вооружениями. Москва, увидев потенциальную возможность формирования американо-китайского альянса, была вынуждена искать пути смягчения конфронтации с Западом, что в конечном итоге привело к подписанию ряда ключевых соглашений по контролю над ядерными вооружениями (ОСВ-1, Договор по ПРО).

Таким образом, стратегия Киссинджера по использованию китайско-советского разрыва стала одним из наиболее успешных дипломатических манёвров Холодной войны, наглядно продемонстрировав, как балансирование между конкурирующими державами может радикально изменить глобальный расклад сил. Сегодняшние попытки США ослабить китайско-российское партнёрство путём сближения с Москвой во многом повторяют эту логику, но в обратном направлении.

Европа уходит?

Резкие заявления Дональда Трампа и его администрации в отношении Европы, включая требования об увеличении военных расходов стран-членов НАТО, демонстративное сближение с Россией и критические высказывания в адрес Украины, привели к росту напряжённости в евроатлантических отношениях. Такая политика поставила под сомнение долгосрочную стабильность трансатлантического сотрудничества, которое на протяжении десятилетий служило основой коллективной безопасности Запада.

На фоне этих изменений в Европе активизировались дискуссии о необходимости стратегической автономии и создания независимого европейского оборонного альянса, не зависящего от США. Основными претендентами на лидерство в формировании такого блока являются Германия и Франция, обладающие наибольшим военным и экономическим потенциалом в ЕС. Президент Франции Эммануэль Макрон неоднократно выступал за укрепление оборонного суверенитета Европы, продвигая идею создания независимой европейской армии. В Германии также растёт осознание необходимости перевооружения и пересмотра внешнеполитической стратегии на фоне снижения надёжности гарантий со стороны США.

Одновременно с этим экономические реалии могут подтолкнуть Европу к углублению сотрудничества с Китаем. Европейский Союз является одним из ключевых торговых партнёров Китая, и несмотря на политические разногласия, экономическая взаимозависимость между Пекином и Брюсселем остаётся высокой. В условиях неопределённости в трансатлантических отношениях Китай может предложить Европе новые торговые соглашения и инвестиционные проекты, что способно изменить геополитический баланс в мире.

В ближайшей перспективе складывающаяся геополитическая динамика может привести к формированию ранее трудно представимых альянсов, таких как стратегическое сближение России и США на фоне нарастающего противостояния с Европейским Союзом и Китаем.

Однако остаётся открытым вопрос, готова ли Россия к столь резкому изменению внешнеполитического курса.

Возможно ли предотвратить Российско-Китайский альянс?

Российско-китайское сотрудничество на протяжении последнего десятилетия развивалось в условиях роста двусторонней торговли и на фоне постепенного ухудшения отношений России с Западом. Взаимодействие между Москвой и Пекином усилилось в ответ на санкционное давление со стороны США и ЕС. После 2022 года, с началом специальной военной операции и введением беспрецедентных санкций против России, экономическая зависимость Москвы от Китая значительно усилилась.

Западные компании покинули российский рынок, что создало вакуум, который был частично заполнен китайскими товарами и инвестициями. Доля юаня в международных расчётах России выросла многократно, а Китай стал основным поставщиком промышленного оборудования, электроники и транспортных средств, что позволило России компенсировать санкционные потери. В то же время зависимость от Китая ограничивает возможности Москвы в проведении самостоятельной экономической политики, поскольку значительная часть торговых потоков теперь контролируется Пекином, а российский экспорт, особенно в энергетическом секторе, во многом ориентирован на китайский рынок.

Российское руководство осознаёт нарастающую экономическую и технологическую зависимость от Китая, которая усилилась после введения масштабных западных санкций и ухода европейского и американского бизнеса с российского рынка. В этих условиях нормализация отношений с США и частичное снятие санкционного давления могли бы способствовать диверсификации экономических связей и снижению критической зависимости от Китая.

Однако для администрации Дональда Трампа задача ослабления российско-китайского партнёрства потребует значительных дипломатических и экономических уступок со стороны Вашингтона. Кремль, заинтересованный в ослаблении санкционного режима и восстановлении доступа к западным технологиям и финансовым рынкам, будет стремиться получить гарантии, которые обеспечат экономические и политические выгоды от возможного сближения с США. Это может включать пересмотр санкционной политики, ослабление ограничений на экспорт ключевых технологий, а также признание российских геополитических интересов, особенно в постсоветском пространстве.

Таким образом, перспектива ослабления российско-китайского сотрудничества напрямую зависит от готовности США предложить России стратегически значимые стимулы. В последние месяцы российские официальные лица всё чаще дают сигналы о потенциальной готовности к восстановлению сотрудничества с США. Одним из примеров является недавнее заявление Владимира Путина, в котором он выразил заинтересованность в совместной разработке редких природных ресурсов России с американскими компаниями. Этот шаг можно рассматривать как демонстрацию прагматичного подхода, свидетельствующего о стремлении Москвы к внешнеполитической переориентации.

Таким образом, перспектива стратегического сближения между США и Россией представляется вполне возможной, особенно с учётом изменения подхода новой американской администрации. В отличие от администрации Байдена, которая проводила жёсткую политику в отношении Москвы, осуждала авторитарные практики российского режима и открыто поддерживала оппозиционные силы, команда Дональда Трампа демонстрирует более прагматичный и менее идеологизированный подход.

Отсутствие акцента на демократических ценностях и правах человека в новой внешнеполитической стратегии США может способствовать развитию более конструктивных отношений с Кремлём, поскольку устранит один из ключевых факторов напряжённости в двусторонних отношениях. Однако стратегия сближения с Кремлём несёт в себе значительные риски и может потерпеть неудачу, особенно если США и России не удастся достичь компромисса по вопросу мирного урегулирования конфликта в Украине. Урегулирование украинского кризиса является ключевым элементом возможного сближения, поскольку текущая конфронтация между Москвой и Вашингтоном во многом обусловлена именно этим фактором. Если стороны не смогут прийти к взаимоприемлемому соглашению, то вероятность дальнейшей эскалации конфликта и сохранения санкционного давления на Россию остаётся высокой.

В таком случае отношения между США и Россией не только не улучшатся, но могут ухудшиться ещё сильнее, что сведёт на нет любые попытки Вашингтона использовать Москву в качестве противовеса Китаю. Более того, провал переговоров и усиление конфронтации с Западом приведут к дальнейшему углублению российско-китайского партнёрства. В условиях международной изоляции Россия продолжит укреплять свои связи с Пекином, ещё сильнее увеличивая экономическую, технологическую и политическую зависимость от Китая.

В случае возможного стратегического сближения между администрацией Дональда Трампа и российским руководством позитивные экономические эффекты для российского населения, скорее всего, будут ограниченными. Ослабление санкционного давления действительно может временно стабилизировать российскую экономику за счёт частичного восстановления доступа к западным технологиям, рынкам капитала и инвестициям. Однако структурные проблемы, связанные с зависимостью от экспорта сырьевых ресурсов и недостаточным уровнем технологического развития, останутся нерешёнными.

Кроме того, даже в случае улучшения отношений с США Россия, скорее всего, сохранит статус младшего партнёра, выступая в первую очередь как поставщик энергоресурсов и сырья для американского рынка. Это мало чем будет отличаться от текущей экономической модели взаимодействия с Китаем, в рамках которой Москва также играет роль поставщика природных ресурсов, уступая Пекину в технологическом и инвестиционном потенциале.

Ещё одним важным последствием возможной переориентации внешней политики России станет рост напряжённости в отношениях с Китаем. Российско-китайское стратегическое партнёрство строилось на общей конфронтации с Западом, а резкий разворот Москвы в сторону Вашингтона может восприниматься Пекином как предательство геополитических договорённостей. Это приведёт к ухудшению двусторонних отношений и, возможно, ответным экономическим шагам со стороны Китая, что ослабит российские позиции в азиатском регионе.

Автор: Даниил Траубенберг

Апр 1, 2025Рабкор.ру
1-4-2025 Анализ439
Рабкор.ру

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Казахстан: между протестами, нефтяным бумом и многополярностьюЗабастовки и цифры: 2024 год в рабочем движении США
  См. также  
 
Давид Ассулин: «То, что волнует сегодня социалистических активистов – это идентификация Социалистической партии в современной Франции»
 
Диалектика одной Д
 
Тупик
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру