rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
234

Несколько слов о российском банковском рынке

354

Диалектическая природа метамодерна: осцилляция как способ бытия в эпоху радикальной неопределенности

484

Перипетии теории Империализма

195

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

Главная Рубрики Анализ 2020 Январь «День сурка» питерского “Метростроя”

«День сурка» питерского “Метростроя”

 

«День сурка» питерского “Метростроя”

 

К концу 2019 года ситуация на “Метрострое” в Санкт-Петербурге ничуть не изменилась, если не сказать, стала хуже. Опять банкротства, опять задержки зарплат работникам, опять семьи ломают голову, где и как зарабатывать на жизнь. Еще в декабре 2018 рабочим пообещали решение всех проблем: впредь, мол, ситуация с задержками зарплат по полгода не повторится, но вот опять «старая песня».

Напомним, что еще в марте 2018 задолженность за несколько месяцев перед рабочими только в СМУ-11 составляла 70 млн рублей. Очередные задержки начались с октября 2018. В канун Нового года, 26 декабря, рабочие все того же СМУ-11 устроили забастовку. Тогда администрация Петербурга была вынуждена сесть за стол переговоров и начать выплачивать долги по зарплате. Однако, как всегда, власти нашли убедительные аргументы, что именно рабочие должны войти в положение “Метростроя”, который уже на тот момент был “без пяти минут” банкрот. Прежде всего организация должна была погасить огромные долги перед другими организациями (197 млн Ленметрогипротрансу, 11 млн банку Санкт-Петербурга, 230 млн Россельхозбанку), а потом уже перейти к выплатам зарплат. Стоит отметить, что на выплаты рабочим город выделил всего 142 млн из необходимых 480, однако и эти деньги было решено выплачивать не на прямую, а через созданные комиссии по трудовым спорам (КТС). Кроме того, работникам нужно было подавать заявление в КТС о невыплате зарплат (то есть, не успел подать заявление – остался без денег). К истории с зарплатами добавлялись еще и громкие заявления о планируемом расторжении контрактов между администрацией Петербурга и «Метростроем». Причиной разрыва администрация города называла систематическое невыполнение взятых на себя обязательств по строительству метро (срыв сроков строительства, более 1000 недоделок, неграмотный, по заявлениям властей, менеджмент и неправильные решения). В ответ на громкие обвинения «Метрострой» отвечал не менее серьезными претензиями (такими как, например, затягивание приемки).

Судьба “Метростроя” весь этот год висела на волоске. Точно также полная неопределенность была и у работников организации – их трудоустройство на прямую зависит от того, будет ли жить «горе-компания» или нет. Но об этом администрация во главе с тогдашним вице-губернатором Николаем Бондаренко не подумала. Или не захотела думать… С начала 2019 все пребывали в ожидании выборов губернатора Санкт-Петербурга (в начале года временно исполняющим обязанности губернатора был г-н А.Беглов). В январе Смольный порывался завершить отношения с компанией и к 22 января уже официально уведомил подрядчика о расторжении контрактов на строительство трех линий подземки. Общая стоимость соглашений превышала 85 млрд рублей. К слову, решение повергло экспертов в шок: они называли его политизированным и ожидали еще более длительных задержек с вводом новых станций. Однако уже буквально через неделю прозвучало заявление о том, что администрация Петербурга «передумала» и никакого расторжения контрактов не будет.

Тем временем, строительство метро шло в привычном режиме: все также не хватало материалов, спецодежды, механизмов, все также задерживали зарплаты. Велась подготовка к открытию в конце лета трех новых станций: “Проспект Славы”, “Дунайская” и “Шушары”. Но чем ближе была заветная дата, тем дальше отодвигались сроки. Сначала открытие назначили на 1 сентября, потом перенесли на 5 число. Но и тогда торжественной церемонии не получилось: приехавший г-н Беглов сразу же все отменил, объясняя это тем, что все готово, “чтобы в штатной ситуации метро работало безопасно“, но вот “во внештатной ситуации могут быть проблемы”, поэтому было принято решение “продолжать тестовый режим метро” и “работать без пассажиров”.

Отметим, что новые станции планировали открыть еще в 2018 году, но оказалось, что Ростехнадзор до сих пор не выдал разрешение на их эксплуатацию. Г-н Беглов очень старался показать новые станции в преддверие выборов губернатора, но к тому времени они были абсолютно не готовы к эксплуатации. Список недоделок насчитывал 2000 пунктов, худшая ситуация была на станции «Дунайская». По оценкам экспертов, сдать ее в надлежащем виде можно было не раньше, чем в конце декабря 2019.

Но вот 18 сентября прошла инаугурация, и уже 2 октября Ростехнадзор выдал разрешение. 4 октября станции всё-таки открыли. Хотелось бы знать, почему позиция столь серьезного органа поменялась, как флюгер. Но мы можем только гадать, что послужило причиной смены решения. Тем временем, слова специалистов о недоделках подтвердились тут же: практически сразу Дунайская начала течь, в буквальном смысле слова. Видео, как заливает станцию, быстро начали расходиться по интернету.

«Плохое отношение у людей к новым станциям. Они видят все недоделки. Станции текут. Многие винят работяг», — рассказывают редакции издания «Рабочий Контроль» работники «Метростроя». Отношение граждан к такому качеству работ можно понять, хотя причина таких результатов кроется в организации работы, которая зависит от руководства. Из-за того, что необходимо было как можно скорее открыть станции перед выборами, Смольный урезал сроки перед «Метростроем», который в свою очередь ставил задачу работать как можно быстрее перед рабочими. В результате, операции, которые требуют определенного времени, выполнялись наспех, что, естественно, повлияло на качество выполненной работы.

«Работа за спасибо»

Пока открывались станции работы велись и на других объектах, причем по большей части «за спасибо». На сентябрь 2019 задержки зарплат практически по всем СМУ имелись еще с июня месяца. Кое-где долги выплачивали раз в два месяца и в неполном объеме: в частности, 30-31 августа СМУ-17 перевело работникам 47% от долга за июнь, 6 сентября работники Управления-15 получили 30% от долга за июль. Только в конце сентября – в начале октября начали переводить остатки за июнь и июль Управлению-10. Работники были вынуждены искать подработки или вовсе увольняться – нечем кормить ни себя, ни семьи. Чем дольше были задержки, тем меньше у метростроителей оставалось желания и сил работать.

1 октября сотрудники Управления-15 подали обращение к депутату Законодательного собрания Борису Вишневскому. 25 октября ответные письма были направлены председателю комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрию Чернейко и работникам, подававшим обращение. Ответ содержал и следующее:

“В связи с изложенным, прошу: 

– дать поручение о рассмотрении вопроса о невыплате заработной платы работникам ЗАО “Управление-15 Метростроя” на заседании комиссии (по вопросам содействия легализации трудовых отношений и ликвидации задолженности по зарплате работникам организаций);

– рекомендовать исполнительным органам государственной власти учесть факт невыплаты заработной платы работникам ЗАО “Управление-15 Метростроя” при размещении государственного заказа.”

В ноябре терпение лопнуло у строителей СМУ-11 на строящейся станции метро «Горный институт»: рабочие объявили голодовку и отказались выходить на поверхность. Причина протеста – отсутствие зарплат с июня месяца. Люди не видели своих денег еще от обанкротившегося БСК, из которого их перевели в СМУ-11, а тут задержки и в новом управлении. Обанкрочены или в стадии банкротства сейчас находятся: СМУ-10, СМУ-17, СМУ-15, Тоннельный отряд-3, СМУ-9. Только с одного ТО-3 фискалы требуют 101 млн рублей налоговых платежей. Банкротство ТО-3 поставило под вопрос строительство метро на Красносельско-Калининской (коричневой) линии. В «Метрострое» поспешили заверить, что готовы обеспечить трудоустройство сотрудников отряда в сфере создания подземки. Но сделано было все как всегда «по уму».

Вот что нам рассказал один из работников по поводу данного «обеспечения трудоустройства»:

«10 ноября прошло собрание с ТО-3. Сказали, что с 14 ноября все должны написать заявление на увольнение и сразу на прием в Управление Механизации. Однако очевидно, что в туда столько народу не надо. Сначала думали, что речь идет только о слесарях, так как народу очень много. Сказали, что сроки на увольнение с 14 по 22 ноября. 27 у ТО-3 уже суд. Уже 26 ноября мне предложили уволиться по соглашению сторон, но без трудоустройства в УМ. Я отказался. Просил дать сфотографировать соглашение, на которое они ссылаются, чтобы проконсультироваться у юриста. Не дали, даже прочитать не дали. По сути, сами подписали, без моей подписи. Знаю, что некоторые также отказались писать на увольнение по собственному». 

Очевидно, что людей обманывали – абсолютно всех трудоустраивать в УМ никто не собирался. Работников заставляли подписывать бумаги на увольнение, не давая им ознакомиться с соответствующими документами и, порой, даже доводя до скандала и не выпуская работников из отдела кадров, пока те не распишутся. Нам известно, что ни трудовая инспекция, ни прокуратура пока никак не отреагировали на данный случай незаконных, по сути, увольнений в ТО-3.

Из обанкроченных управлений рабочих либо увольняют (в том числе и методами, описанными выше), либо переводят в ГСУ, где ситуация с зарплатами не меняется, и в начале декабря около 40 работников этого управления написали о приостановке работы по 142 статье. На плаву пока держатся еще несколько управлений (например, СМУ-13), однако «Метрострой» умирает: очень много работников, в том числе и опытных, и высококвалифицированных, либо уволились сами, либо были уволены. Увольняют людей или переводят на низкооплачиваемую работу в том числе и за «активную» деятельность, так репрессиям со стороны начальства подверглись многие работники, которые в декабре 2018 приходили к Смольному.

Что же ждет «Метрострой» в скором будущем?

Как было уже сказано, практически все управления уже ликвидированы, да и сам “Метрострой” уже продолжительное время на волоске от банкротства. В начале ноября петербургский проектный институт «Ленметрогипротранс» заявил о намерении идти в арбитражный суд за признанием ОАО «Метрострой» банкротом. Напомним, что ранее аналогичные извещения выпустил Сбербанк, а также крупный дорожный строитель «АБЗ-Дорстрой». Всего за 2019 год на «Метрострой» было подано 220 исков на общую сумму 5,8 млрд рублей. В следующем году на развитие метро в Петербурге выделено 13,7 млрд. руб. Из них на постройку 8 станций потратят 12,7 млрд руб., разработка проектов обойдется в 1 млрд руб. Об этом сообщила пресс-служба Смольного. Сумма в 13,7 млрд вдвое превосходит затраты в 2017.

В пресс-службе отмечают, что на будущий год предусмотрено окончание проектировочных работ по 17 платформам, в список которых попали: часть фиолетовой ветки, часть третьей линии (Невско-Василеостровская), зона на шестой Красносельско-Калининской коричневой ветке. Также будет продолжаться проектирование части Лахтинско-Правобережной 4-й ветки и двух станций на красной Кировско-Выборгской ветке и участка на 6-й линии – Красносельско-Калининской.

Как видим, планы у администрации Петербурга поистине наполеоновские. Развитая транспортная схема, безусловно, необходима гражданам, и поэтому планы по развитию сетки метро петербуржцы только приветствуют. Но еще больше они, несомненно, будут рады, если работы смогут выполнять в срок и качественно, во что при нынешнем положении дел в «Метрострое» верится с трудом. Бардак и отсутствие денег на материалы, на достойную оплату работ строителям уж точно не поспособствуют выполнению поставленных целей. Напрашивается вопрос: кто будет строить метро дальше? Найдут «Метрострою» замену или нет, если все-таки разорвут контракты? Но сколько времени на это потребуется, и почему нельзя было решить вопрос «Метростроя» раньше?

Стоит сказать, что несмотря на, казалось бы, неразрешимую ситуацию, кое-какое движение в «высоких кабинетах» все-таки началось. Видимо, обращения, голодовки, приостановки работ и качество открытых наспех станций заставили «власть имущих» открыть глаза и обратить внимание на происходящее.

Вот что 19 ноября сообщил секретариат вице-премьера Т. Голиковой:

«Вопрос обеспечения нарушенных трудовых прав работников ОАО «Метрострой», его подрядных и субподрядных организаций в части оплаты труда, в том числе погашение задолженности по заработной плате работникам организаций, задействованных в строительстве метрополитена Санкт-Петербурга, находится на совместном контроле Роструда, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации и Правительства Санкт-Петербурга».

Тут же стало известно, что прокуратура обнаружила факт хищения 360 млн рублей со стороны должностных лиц из числа руководителей ОАО «Метрострой» и ООО «СУ-121». Такую же сумму в январе 2019 года вменяла «Метрострою» налоговая инспекция по одному из эпизодов, касающемуся вывоза грунтов со стройки Фрунзенского радиуса.

9 декабря сотрудники Следственного управления УФСБ и Службы контрразведывательного обеспечения объектов на транспорте проводили обыски в офисах «Метростроя». А дальше стали «лететь головы» и выясняться интересные вещи.

Выяснилось, что Смольный вновь намерен расторгнуть контракт с «Метростроем». В числе потенциальных подрядчиков строительства метро в Петербурге называют (как и тогда в 2018 году) «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, компании Бориса и Аркадия Ротенбергов. В середине этого года о желании прокладывать в Петербурге метро заявила китайская компания China Railway Construction Corporation (CRCC). Как видим, потенциальных «недоброжелателей» у «Метростроя» хоть отбавляй.

А пока конкуренты прицеливались, г-на Н. Александрова, так «прекрасно» управляющего «Метростроем», до 8 февраля 2020 взял под стражу Дзержинский районный суд. Также задержан до 6 февраля 2020 Анатолий Болотов, генеральный директор ООО «Безопасные технологии и разработки» (БТР). По версии следствия, «до ноября 2017 года Николай Александров объединился с Анатолием Болотовым и руководителем филиала Управления производственно-технологической комплектации «Метростроя» Олегом Кузьменко для хищения денежных средств «Метростроя» путём заключения фиктивного договора на поставку сырья под видом исполнения госконтрактов, подписанных в 2013 и 2014 годах». Речь здесь идёт о щебне, который так и не был доставлен на стройку Фрунзенского радиуса. Ущерб оценивается не менее чем в 178. млн рублей.

Н. Александрова обвиняют по ч.4 ст.160 УК РФ («Присвоение или растрата»). Сам Александров вину не признал и даже просил отправить его под домашний арест, предложив в залог нежилое помещение стоимостью 25 млн рублей(неудивительно теперь, почему метростроевцы не получают денег уже столько месяцев). Однако, его адвокат в суде заявил, что арест приведет к банкротству предприятия и к 4 000 безработных. Такое заявление, мягко говоря, звучит странно: при том же Александрове без работы итак остались более 1000 человек, (сейчас оставшихся работников насчитывается около 2000). Доказать, что коллапс без Александрова случится, адвокаты не смогли. Видимо, в данном вопросе уже бесполезно что-то доказывать, ведь коллапс был уже, когда уважаемый Николай Вадимович был на свободе. Сам бывший руководитель «Метростроя» заявил, что «он открытый человек и никуда бежать не собирается, следствию противодействовать не будет». Что интересно, назвать свои средние доходы и расходы в месяц обвиняемый не смог. Видимо, суммы настолько превышают мыслимые, что бедняга просто запутался считать в уме.

Уже 19 декабря к обязанностям врио генерального директора «Метростроя» приступил Сергей Харлашкин. Одно из первых официальных сообщений было следующее:

“Задача №1: Выплата заработной платы метростроителям находится под постоянным контролем губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова. На сегодняшний день подготовлены и изданы постановления Правительства СПб, предусматривающие приемку и оплату работ в объемах, заложенных лимитами контрактов на 2019 год, по новому распределению. Это позволит до конца текущего года ликвидировать задолженность по заработной плате и закупить строительные материалы для продолжения работ на строящихся участках метрополитена”. 

Однако и после этого заявления долги перечислялись на счета людям все также маленькими порциями.

 

Рабочие, организовывайтесь в профсоюз!

28 декабря в Петербурге Ленинградским профсоюзом строителей метрополитена и коммунистами из РКРП-РОТ-ФРОНТ был организован митинг, на котором более 30 работников «Метростроя» требовали выплаты всех долгов по зарплатам и гарантий дальнейшего трудоустройства. Одно сообщение о митинге заставило руководство организации несколько ускориться с выплатами, а 28 числа лично Харлашкин заявил о том, что все долги будут выплачены в ближайшие три дня – то есть до 1 января. Но мало того, что долги опять выплатили не всем, так еще и вылезла какая-то ошибка. Сообщение от официальных представителей организации следующего содержания появилось в группе «Метростроя» 31 декабря в 12:39:

«Только, что выяснилось, что все деньги ЗАО “Управление-15” из банка ВТБ возвращаются обратно приставам. Уже вернулось 1,5 млн. как неопознанные. Выяснилось, что у приставов подгрузилось все с ошибкой, они все это видели, но не связавшись все равно отправили на банк. Приставы Ладожского района принимают 09.01.2020 г. после обеда. Желающие могут обратиться к ним. А так будут посылать опять деньги на карточки после 09.01.2020 г».

Оперативность и компетентность приставов в данной ситуации просто не может не удивлять. «Метрострой» опять не выполнил свои обещания, хотя перевести долги всем нынешним и бывшим работникам организации для властей Петербурга не составляет большого труда. Кроме того, трудятся работники «Метростроя» и во время новогодних праздников (https://vk.com/wall-49593139_56627). Интересно, будет ли во время оплачена их работа в этот раз, не спрашивая уже о том, будет ли она выплачена в повышенном объеме, как полагается (153 статья ТК РФ).

Работникам «Метростроя» необходимо усиливать свой независимый профсоюз, необходимо действовать вместе и идти до конца. Сначала за выплаты всех долгов по зарплатам, затем за обеспечение гарантий трудоустройства и далее – за введение рабочего контроля на «Метрострое» и участие в управлении организации. Даже если сегодня вся зарплата будет выплачена, никто не дает вам гарантий, что завтра ситуация не повторится уже в сотый раз. Каким бы хорошим человеком лично ни был Харлашкин, или кто угодно на его месте, есть масса объективных причин, по которым возможно очередное банкротство «Метростроя». А это значит – опять задержки зарплат и опять «работа за спасибо».

Не надоела ли такая жизнь? Не проще ли начать принимать участие в жизни своего предприятия для своего же блага? Не надоело ли вам работать при постоянной нехватке материалов и сокращении сроков работ? Не пора ли навести порядок? Это возможно сделать, но только если коллектив осознает в этом необходимость, а также осознает необходимость слаженных действий.

Ирина Бойко

Источник: https://vk.com/@rabochy_kontrol-den-surka-ili-kuda-katitsya-metrostroi-sankt-peterburga

Янв 11, 2020Рабкор.ру
11-1-2020 Анализзадержки, зарплаты, метро, Метрострой, Петербург, рабочие, Увольнение697
Рабкор.ру

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Франция: пенсионная реформа и протестыРеволюция в иранской империи
  См. также  
 
Рабочее движение в Башкирии
 
Не ведитесь на миф о «создателях рабочих мест»
 
Социалистическая революция: была ли она в прошлом и будет ли в будущем?
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру