Алексис Ципрас, лидер левой коалиции СИРИЗА, будет первым лидером европейской страны, которого избрали благодаря обещаниям бросить вызов политике мер жесткой экономии, господствовавшей в Греции с 2010-го. И, естественно, многие будут требовать от него нарушить эти обещания и действовать «ответственно». Однако что же на самом деле до сих пор означала такая «ответственность»?
Чтобы понять причины политической встряски Греции, стоит вспомнить ее в мае 2010-го, когда было заключено соглашение с МВФ, по которому «Тройка» (МВФ, Европейский Центробанк и Европейская Комиссия) предоставила Греции «стэнд-бай» кредиты в обмен на введение мер жесткой экономии и проведение реформ. Однако то, что тогда утверждали представители «Тройки» (претендуя при этом на серьезность и реалистичность такого подхода) было не более чем экономическими фантазиями. И греки заплатили высокую цену за все эти заблуждения элиты.
Экономические прогнозы, сопутствовавшие выделению кредитов, предполагали, что введение мер жесткой экономии не сильно повлияет на экономический рост и уровень безработицы. Греция тогда уже находилась в состоянии рецессии, однако прогнозировалось, что этот спад скоро закончится, и будет лишь небольшое падение в 2011-м, а уже к 2012-му экономика Греции начнет восстанавливаться. Уровень безработицы должен был подняться с 9,4% в 2009-м до почти 15% в 2012-м, а затем начать резко снижаться.
Однако на самом деле произошла настоящая экономическая и социальная катастрофа.
Еще до конца 2011-го рецессия стала резко набирать темпы. До 2014-го Греция еще как-то держалась на плаву, а затем началась полномасштабная экономическая депрессия, и безработица возросла до 28% (а среди молодежи почти до 60%). Восстановление экономики сейчас едва заметно, при этом ничто не говорит о том, что Греция вернется на докризисный уровень жизненных стандартов, по крайней мере, в обозримом будущем.
Что же пошло не так? Мне часто приходится слышать утверждения, что Греция просто не выполнила своих обещаний и не сократила расходы. Однако это как раз далеко от истины. В действительности Греция резко сократила расходы государственных служб, зарплаты работников госсектора и социальные пособия. В результате нескольких последовательных этапов введения мер экономии государственные расходы сократились даже в большем объеме, чем это изначально предполагала программа. И сейчас расходы практически на 20% ниже, чем в 2010-м.
И тем не менее проблемы с долгом с момента реализации программы МВФ только усугубились. Одна из причин: экономическое падение сократило доходы. Греческое правительство сейчас собирает через систему налогов относительно большую долю ВВП, но дело в том, что сам ВВП упал настолько быстро, что доходы от налогов в целом снизились. К тому же в результате падения ВВП ключевой фискальный показатель — соотношение уровня долга и ВВП — продолжал расти, даже несмотря на то, что рост долга замедлился и Греции в 2012-м немного облегчили бремя задолженности.
Почему изначально прогнозы были столь сверхоптимистическими? Как я уже говорил, потому что, похоже, упрямые чиновники пребывали в экономических фантазиях. И Европейская Комиссия, и Европейский Центробанк решили уверовать в сказку — в частности в то, что прямое уничтожение рабочих мест благодаря сокращению расходов будет с лихвой компенсироваться ростом частного сектора экономики. МВФ был более осторожен на этот счет, но тем не менее сильно недооценивал негативные последствия введения мер экономии.
И дело еще вот в чем: если бы «Тройка» реально оценивала перспективы, то должна была бы признать, что ее требования невыполнимы.
В течение двух лет после начала реализации этой программы в Греции МВФ искал исторические примеры, когда такие программы (то есть попытки расплатиться с долгами посредством введения мер экономии без существенного облегчения самого бремени долга или инфляции) были успешными. Не удалось найти ни одного!
Так что теперь, когда мистер Ципрас победил, европейским чиновникам можно посоветовать прекратить свои призывы к «ответственным» действиям и дальнейшему выполнению все той же программы. Дело в том, что им уже просто нет доверия. Программа, которую они навязали Греции, не имела никакого смысла. Не было ни единого шанса на ее успех.
Если уж говорить о планах коалиции СИРИЗА, то их проблема как раз в том, что они недостаточно радикальны. Облегчение бремени долга и смягчение мер экономии лишь немного приглушит боль, но вряд ли этого достаточно для серьезного восстановления экономики страны. С другой стороны, непонятно, что еще в таких условиях смогло бы сделать любое греческое правительство, если, конечно, оно не выходит из Еврозоны, к чему греческая общественность еще не готова.
Тем не менее, призывая к серьезным переменам, мистер Ципрас гораздо более реалистичен, чем чиновники, которые хотят продолжать наказывать Грецию, пока она не исправится. Вся остальная Европа должна дать мистеру Ципрасу шанс покончить с кошмаром Греции.
Пол Кругман
Перевод: Дмитрий Колесник