Литр бензина в Москве стоит около доллара, как и в Нью-Йорке, тогда как в Монреале дороже центов на 40-50. А ведь Канада вышла на шестое место в мире по экспорту нефти! Дороговизна тем более кажется странной, что цена WTI, знаменитой легкой техасской нефти, задающей тон на американском рынке, колеблется около 93. Понятно, что за баррель, и что не рублей. И обратите внимание на два факта. Во-первых, уже два года WTI дешевле европейской Brent, причем спред достиг двадцати долларов! Во-вторых, Brent, определяющая цены российского экспорта, дешевеет: в феврале доходила до $118, сейчас в районе $110 (на базе этой цифры верстался бюджет России), но уже падала до $108…
Полтора века нефть играет ключевую роль в нашей жизни. Взгляните утром на монреальские мосты, забитые потоком машин, или на центр Москвы, или на экран телевизора вечером — программы новостей заканчиваются сообщением о ценах на нее. Оттого-то в Канаде и России, странах, зависящих от экспорта, внимательно следят за перипетиями постройки нефтепровода Keystone от Альберты до Мексиканского залива. Стройку то останавливают, то переносят сроки и маршруты, вокруг нее кипят экологические страсти, за которыми мало кто заметил, что труба давно работает. Закончено строительство первого, самого длинного участка от Хардисти в Альберте до Патоки в Иллинойсе и до Кашинга в Оклахоме, и уже с февраля 2011 г. по ней пошла нефть.
Да, в январе 2012 г. Б. Обама (в который уже раз) согласился с рекомендацией госдепартамента аннулировать решение о начале строительства в планируемом виде, поскольку оно не соответствует национальным интересам страны, и TransCanada получила соответствующее уведомление. Да, в декабре 2012 г. суд Техаса приостановил прокладку южной части нефтепровода Keystone XL (последний участок) по иску землевладельца, который посчитал, что TransCanada обманула его и прокачивать будет смесь битума и конденсата вместо нефти. Однако, согласно заявлению компании, решение суда не окажет особого влияния на сроки строительства. «Мы работаем над тем, чтобы ввести этот трубопровод в эксплуатацию в конце 2013 года», — говорит ее представитель Дэвид Додсон и суд уже вынес постановление о том, что нефтеносные пески являются одной из форм нефти.
Большая нефть — это большие деньги, а, значит, и большая политика, и правительство Канады заявило, что неопределенность с Keystone XL заставит страну искать выходы на азиатские рынки (давно пора!). «Необходимо убедиться, что мы можем получить доступ к азиатским рынкам с нашей энергией. Это будет для нас приоритетным направлением, и я отметил это во время вчерашней встречи с президентом Китая», — заявил премьер-министр Канады С.Харпер, а министр по делам природных ресурсов Д. Оливер заявил, что «они недвусмысленно разочарованы заявлением по поводу судьбы нефтепровода».
Но нефтяная диалектика весьма гибка, и власти США позволили реализацию части проекта от Оклахомы до нефтеперерабатывающих заводов Техаса. В этом году она будет завершена и может сложиться парадоксальная ситуация, когда нефть из Канады пойдет в… Канаду!
Уже сейчас шесть компаний, в том числе Royal Dutch Shell, BP и Vitol, обратились к властям с просьбой разрешить экспорт излишков американской нефти, сообщила The Financial Times. Законодательство США десятилетиями запрещало экспорт. Исключения делались в редких случаях и касались в основном ограниченных поставок в Канаду. Однако благодаря сланцевому буму в штатах Северная Дакота (месторождение Bakken) и Техас (Eagle Ford) уровень добычи в стране вырос, к тому же пришла большая нефть из Канады, и НПЗ Среднего Запада уже не справляются с переработкой сырья, что и побудило нефтяников искать клиентов за рубежом. Но самый близкий сосед — Канада!
В самом деле, уже сейчас по Keystone прокачивается более полумиллиона баррелей в сутки, а после ввода в эксплуатацию Keystone XL объемы удвоятся. Нефть надо куда-то девать, а вывоз танкерами обходится куда дешевле прокачки по суше. Брокер по фрахтованию судов Poten & Partners сообщает, что экспорт нефти из Техаса на канадский НПЗ в Нью-Брансуике обойдется всего в $1,5 за баррель против $4,55 за доставку по трубопроводу на заводы Филадельфии.
Америка сокращает импорт, поставки из Нигерии, к примеру, упали до нуля благодаря сланцевой нефти, добыча которой растет фантастическими темпами. Северная Дакота уже перегнала по объемам добычи нефти самых маленьких членов ОПЕК — Катар и Эквадор. Аналитики полагают, что в течение ближайших десяти лет США откажутся и от импорта ближневосточной нефти. Поэтому им уже не нужен Афганистан — военное присутствие там было необходимо, чтобы воспрепятствовать постройке нефтепровода из Ирана в Китай. Более того, раздаются голоса, что пора выводить авианосцы из Персидского залива! Труды и затраты по обеспечению безопасности транзита арабской и иранской нефти пора взять на себя главным потребителям: Индии, Китаю и Японии.
Решение об американском экспорте нефти может стать аргументом для Канады, чтобы потребовать от США встречных уступок по Keystone XL. Странный круговорот канадской нефти связан с размерами — страна огромная, сырье добывается далеко на северо-западе, а главные национальные потребители и НПЗ сосредоточены на востоке. К тому же заводы Квебека не рассчитаны на переработку тяжелой битумной нефти, и сырье для них поступает либо морем с шельфовых платформ Ньюфаундленда, либо по трубе из Портленда, США.
Беды Канады
Проблема в том, что Канаде не хватает трубопроводов, и ее нефтяная промышленность ежемесячно теряет, по самым скромным подсчетам, около 2,5 млрд. долларов из-за неразвитой их сети! Восток страны вынужден закупать импортную нефть, а Запад продает свою за рубеж по низким ценам. С экспортом дела плохи. 97% его уходит в США — и в условиях начавшегося американского сланцевого бума ввод в действие первой очереди Keystone привел к переизбытку сырья и падению цен!
Обратите внимание на график, отражающий колебания цен на главные марки нефти, — цена WTI пошла вниз как раз в феврале 2011 года, когда заработал Keystone. Надо отдать должное американцам, сумевшим за канадский счет устроить себе экономический рай с недорогой нефтью, тогда как Европа и Китай вынуждены платить за нее на четверть дороже, что сказывается на конкурентоспособности их экономик и динамике развития. К тому же они расплачиваются своими товарами, тогда как США долларами, которые сами же и печатают…
Но почему, спросит внимательный читатель, даже в таких условиях, когда нефть в Америке дешевеет, а в Канаде ее явный переизбыток, почему же цены на бензин в Монреале так высоки? Притом что в нем действуют один большой НПЗ, два поменьше, плюс бывший завод компании Shell Canada, низведенный до приемного терминала. И еще несколько нефтехимических предприятий вокруг них, производящих формальдегиды, полиолефины, фенолы, ацетоны и прочую полезную гадость.
Нефть в Квебеке импортная и может быть, поэтому так дорог бензин в Монреале? Но и США едва ли не половину нефти ввозят, в основном, с далекого Ближнего Востока (канадские поставки не составляют и трети импорта), тем не менее, цены там много ниже. И в Ванкувере цены такие же высокие, как и в Монреале, хотя туда приходит нефтепровод «Трансмаунтин» прямо из Эдмонтона, нефтяной столицы Канады. Да и в ней самой цены, хотя и поражают на общем канадском фоне, — всего лишь 90 центов за литр! — ничуть не отличаются от цен в горах Пенсильвании, скажем, не говоря уже о Техасе. Все дело в большей социальности канадского общественного уклада, а, значит, и в высоких ставках налогов. Социализм и налоги это синонимы…
В США полная налоговая нагрузка на бензин, включая акциз и разновидности налога с продаж, колеблется в разных штатах от 35 до 70 центов за галлон. В Канаде налоги выше в 2-3 раза, и особенно высоки они именно в Монреале (123 цента за галлон) и Ванкувере (155 центов). Конечно, можно утешаться тем, что в Европе налоги еще выше, отчего и бензин намного дороже (2-2.5 доллара за литр), но Монреаль хотя и европейский во многом город, все же находится в Америке.
Увы, Канада оказалась не готова к появлению большой нефти Альберты. Да, компании сумели организовать промышленную добычу из нефтеносных песков, что было непросто сделать ввиду технологических проблем и трудностей, связанных с добычей на дальнем Севере в отсутствие инфраструктуры. А вот о транспортировке нефти задумались с большим опозданием, и тут прямая вина правительства. Его задача — не только собирать и делить налоги, но и содействовать бизнесу, особенно стратегическому, от которого зависит благосостояние нации. Россия вон буквально за пару лет проложила трубопровод в Европу по дну Балтийского моря, а Канада по суше не может?
Американцы предлагали помощь в постройке трансканадской трубы, но Оттава отказала, опасаясь установления полного их контроля над нефтяной инфраструктурой страны. Получив взамен американский контроль над канадским экспортом. Помешал также кризис.
Еще в феврале 2008 г. «Корпорация Портлендского трубопровода» сообщила, что изучает предложение перекачивать битумин (так называется нефть из песков Альберты, смесь битума с конденсатом) из Канады в Портленд, то есть реверсировать трубу на экспорт. Но затем стало не до того. Правда, недавно компания «Энбридж» озвучила намерение реверсировать трубопровод между Сарнией и Монреалем, чтобы качать нефть с запада на восток. Давно пора, ибо ситуация, когда страна вынуждена импортировать едва ли не половину потребляемой нефти, притом что две трети добываемой в ней уходит на экспорт, не делает ей чести и ведет к огромным убыткам.
Но вот незадача, куда везти нефть после реверса трубы на восток? В планах «Энбридж» — симметричный ответ американским экспортным замыслам, транспортировка канадской нефти через Портленд и далее морем на заводы Техаса! И как решать коллизии встречных потоков нефти? Реверс приведет к дальнейшему перенасыщению американского рынка и к снижению цен!
Запасы битумных песков в Альберте огромны, поэтому к экспорту песчаной нефти следует относиться серьезно. Она становится товаром геополитическим, от цены которого зависит будущее экономик многих стран. России есть чего опасаться — Министерство энергетики США прогнозирует избыток предложения нефти, что может вызвать заметное снижение цен. Средняя по итогам 2013 года цена Brent опустится до $105 за баррель, а в 2014 году — до $99.
Кажется, этот процесс уже начался и может зайти дальше, чем прогнозируют. А ведь российский бюджет сверстан с дефицитом даже при цене $110…
Но и Канаде стоит подумать. По мнению американской инвестиционной компании Global Hunter Securities, средняя по итогам текущего года цена нефти WTI может опуститься до $85 за баррель, а в 2014 г. составить порядка $80. Экспорт в США при этом станет совершенно невыгодным. Себестоимость добычи нефти из битумных песков весьма высока, и такая цена будет уже близка к ней.
Канадская нефть сбила американские цены себе в ущерб! В итоге она продается едва ли не по себестоимости. Не приходится удивляться, что результатом стало сокращение экспорта, этой главной движущей силы канадского ВВП. Снижение стало крупнейшим со второго квартала 2009 года, периода максимального спада канадской экономики. Экспорт нефти и газа упал на 1,4%, остальной горной продукции (поташ, медь, свинец и цинк) даже на 2,8%! Положение с ВВП пока спасает лишь покупательская активность населения, оно еще не скомпенсировало вынужденный ригоризм времен кризиса и не начало беречь деньги в предвидении новых тяжелых времен.
Премьер-министр Харпер, выступая 4 января на заводе компании «Форд» в Оуквилле, Онтарио, провозглашал, что сильный сырьевой сектор Запада означает качественные рабочие места на производствах Востока Канады. Его кабинет доказывает, что развитие разработок нефтяных песков Альберты и увеличение экспорта сырья станет рычагом для экономики всей страны. Министр естественных ресурсов Джо Оливер предполагает, что более чем 600 главных ресурсных проектов приведут в страну до $650 млрд. инвестиций в следующее десятилетие!
Однако цифры говорят об ином. Если за последние пять лет нефтяные, газовые и горнодобывающие компании увеличили персонал на 11700 или на 4.4%, то численность занятых в обрабатывающей промышленности упала на 182900 или на 9.4%. Большая нефть или газ, как показала практика Голландии (в экономический обиход вошло даже понятие «голландская болезнь»), угнетающе действует на остальную экономику страны. ВВП начинает негативно зависеть от цен на нефть (в импортирующих США их снижение ведет к росту деловой активности, в экспортирующей Канаде — наоборот), а нефтяные доходы, кроме того, поддерживают завышенное значение канадского доллара, что ухудшает экспортные возможности.
Вам это ничего не напоминает? Большая нефть для любой страны может оказаться не подарком судьбы, а карой господней!