Теракт в Домодедово проходит в сообщениях прессы с зловеще-обыденным эпитетом «очередной». Опять в очередной раз следствие подозревает в совершении взрыва террориста-смертника. Это – традиционная тактика радикальных исламистов. В современном мире есть исключения из этого правила (смертников используют, например, тамильские сепаратисты на Шри-Ланке, к мусульманам отношения не имеющие), но к России они явно не относятся. В любом случае – исключительным атрибутом исламистов использование «живых бомб» было далеко не всегда. Сегодня у нас появился печальный повод вспомнить, как эта тактика оказалась на вооружении «зеленого интернационала».
Еще после терактов в Тушино известный исламовед Александр Игнатенко писал на страницах издания «НГ-религии», что «шахидизм – изобретение ваххабитских улемов» (духовных лидеров и толкователей мусульманской традиции). Он даже доказывает, что военизированное крыло палестинского движения «Хамас» («Бригады Изз-ад-Дина аль-Кассама»), активно использующее в своих целях террористов-смертников, во многом опирается на идеологическое наследие северокавказского исламистского подполья, а не наоборот.
С этим можно поспорить. Первые теракты с участием «живых бомб» на Ближнем Востоке начали происходить еще в начале 1980-х годов, когда на Северном Кавказе о ваххабитах почти никто не вспоминал. Их родоначальницей стала ливанская шиитская группировка «Хизбалла». Как известно, ваххабиты относятся как раз к другому течению – мусульманам-суннитам. Считается, что у «Хизбиллы» и переняли эту тактику активисты «Хамас», некогда высланные израильскими властями в Ливан. Первый из известных терактов этого типа в Израиле был совершен активистами палестинского движения в Тель-Авиве 28 июля 1991 года. Закончился он сравнительно малой кровью – погиб только один человек, причем канадец. В дальнейшем со смертниками были связаны и гораздо более масштабные теракты. Можно вспомнить взрывы в Еврейском культурном центре в Буэнос-Айрисе 18 июля 1994 года (тогда погибло 86 человек), на дискотеке «Дольфи» в Тель-Авиве 1 июня 2001 года (21 погибший, 120 раненых подростков, в основном – выходцев из стран СНГ), в пиццерии «Сбарро» в Иерусалиме 9 августа 2001 года (15 убитых), на Центральной автобусной станции Тель-Авива 5 января 2003 года (22 погибших, 120 раненых). Вслед за движениями «Хамас» и «Исламский джихад» террористов-смертников стали использовать и бойцы «Бригад мучеников Аль-Аксы» из партии «Фатх», одним из основателей которой был Ясир Арафат.
В Афганистане и Пакистане использование смертников и правда было связано с влиянием радикальных исламистов-суннитов. Причем, наиболее активно этот процесс начался в 2000-х – после начала афганской операции США и их союзников. То же самое произошло в Ираке, причем почти половина «живых бомб», участвовавших здесь в терактах, не были местными уроженцами.
Известный стереотип связывает бедность и терроризм. Это не всегда так. Например, 15 участников теракта 11 сентября 2001 года были уроженцами Саудовской Аравии, одной из самых экономически благополучных арабских стран. Большинство из них – из района Асир, который характеризует развитая инфраструктура (в том числе наличие неплохо оборудованных школ, больниц и даже местного университета), а также возможностей для трудоустройства (в самом районе развит туризм, многие выходцы из региона работают в центральных силовых структурах). При этом, и семьи большинства участников «9/11» были весьма зажиточными.
Скорее, в случае со странами Ближнего Востока, кадровым резервом террористов смертников часто становятся люди, отнюдь не находящиеся на социальном дне, но при этом не имеющие возможности реализовать себя в существующих социально-экономических условиях. Недавнее восстание в Тунисе эксперты назвали «бунтом молодых образованных людей». В случае с ближневосточными смертниками – это тоже почти всегда люди молодые (в среднем – 14-20 лет) и очень часто – образованные. Причем, в Палестине среди женщин-смертниц, чьи личности были установлены, доля имеющих высшее образование оказалось даже большей, чем среди мужчин.
В современной России использование террористов-смертников проходило по мере трансформации национального движения чеченских сепаратистов в чисто исламистское. Одним из окончательных поворотных моментов стало лето 2002 года, когда «Маджлисуль Шура» сепаратистов приняла поправки в «Конституцию» своего образования, запрещающее органам этой структуры «принимать решения, противоречащие Корану и Сунне». Тогда же многие ведущие посты в руководстве сепаратистов заняли отнюдь не чеченцы, а арабы.
Характерно, что многие исламоведы и даже мусульманские богословы считают обещания «рая», общества «72 девственниц» и прочих загробных радостей не соответствующими Корану. Они напоминают слова пророка Мухаммеда: «Кто убил себя – тому воздаянием геенна огненная», – и прямой запрет «не убивай себя» (Коран 4:29). Так что лидеры террористов обманывают своих последователей даже в этом, столь важном для смертников вопросе.