Столкновения в Москве с 11 по 18 декабря и избиение 16 декабря депутатов в украинском парламенте – две драки, ставшие важными событиями минувшей недели и знаменующие новые фазы политического кризиса в обеих странах. На первый взгляд, драка в Киеве – событие заурядное, парламентарии дерутся во всем мире, хотя и не так жестко, как в Киеве, и до армян, стрелявших в парламенте, украинцам еще далеко. Но это на первый взгляд, так как драка в Киеве открыла парламентский и конституционный кризис, следующий из цепочки событий, ей предшествовавших.
Не углубляясь в историю, начнем с 8 декабря, когда Юлия Тимошенко отправила письмо директору-распорядителю МВФ Доменику Стросс-Кану и 19 членам его Совета директоров МВФ, в том числе и Алексею Мажину, представляющему Россию. Она просила МВФ не давать Украине очередной транш кредита, так как правительство Азарова Постановлением Кабмина № 1061 от 15.11.2010 г. по ее мнению незаконно выплатило 5,4 млрд. долларов "теневой" компании "Росукрэнерго", контролируемой олигархом Дмитрием Фирташем. По мнению экс-премьера, эта выплата, составляющая 10% госдолга Украины, подрывает финансовый баланс госкомпании "Нефтегаз" и всего госбюджета, что ведет к банкротству газотранспортной системы страны и угрожает энергетической стабильности Европы. Ссылаясь на расследование международной неправительственной организации "Global Witness" и другие источники, Тимошенко информировала МВФ, что финансовая деятельность "Росукрэнерго" сомнительна, а некоторых ее основателей ищет ФБР. В итоге она просила МВФ новый транш не давать и прислать комиссию, которая разберется в ситуации.
Предостережения Тимошенко нельзя назвать беспочвенными.Похоже, правительство Азарова таки готовит приватизацию газотранспортной системы Украины и выплата им компенсации Фирташу за конфискованные у него правительством Тимошенко 11 млрд. кубов газа используются для доведения до банкротства госкомпании "Нефтегаз". Во всяком случае, это в русле политики Виктора Януковича, проводящего приватизацию доходных остатков госсобственности и готовящего почву к отмене в 2011 г. моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Знатоки марксизма, пугавшие всех на выборах буржуазной националисткой Тимошенко, ее список около из 1200 объектов, подлежащих национализации, не заметили, увязнув в рассуждениях о борьбе двух буржуазных клик. Что ж, у кубинских коммунистов в свое время Фидель Кастро и Че Гевара тоже значились буржуазными националистами.
Простить такое Тимошенко регионалы не могли: на 22 декабря они ждут миссию из МВФ по новому траншу и должны представить утвержденный госбюджет, с учетом его рекомендаций. С выполнением их, в том числе и повышения пенсионного возраста, у регионалов проблема, а тут еще письмо Тимошенко.
Близкая к регионалам пресса забила тревогу: "Тимошенко хочет лишить Украину кредита!" Так Тимошенко из преступницы, посадившей Украину на иглу МВФ, как в начале года изображали ее регионалы, в конце года стала врагом народа, лишающего его такого блага как кредит МВФ. Заметим, осенью 2008 г. Тимошенко, будучи премьером, выступила против кредитов МВФ, которые брали Ющенко и спикер Арсений Яценюк, а регионалы голосовали в парламенте за кредит, чем и обеспечили его получение.
Одной информационной войной все не ограничилось. Генпрокуратура вручила 14 декабря Тимошенко повестку о невыезде и потребовала прибыть 20 декабря на допрос уже не в качестве свидетеля, а обвиняемой по делу о нецелевом расходовании денег от Японии за продажу квот на выброс углекислого газа, которые она пустила на выплату пенсий. Стало очевидно, если Тимошенко в Генпрокуратуру придет, ее арестуют по делу о "воздухе", а если не придет, – арестуют за то, что не явилась. (Правда, в результате для Тимошенко все более-менее обошлось.)
В этой ситуации Тимошенко 16 декабря провела встречу с послами стран Евросоюза и главой представительства ЕС в Украине Жозе Мануэлем Пину Тейшерой, на которой информировала о готовящихся в стране репрессиях, в том числе и лично против нее. В тот же день в СМИ появилась информация, что диаспора из Всемирного конгресса украинцев, задействовав группу сенаторов США, может на днях выдвинуть Тимошенко номинантом на Нобелевскую премию мира на 2011 год, что затруднит ее арест.
Фракция БЮТ-Батькивщина во второй половине этого дня увесила зал заседаний Верховной Рады плакатами с требованием прекратить репрессии и заняла трибуну, намереваясь удерживать ее до утра. Это срывало планы регионалов, у которых до приезда миссии МВФ оставалось два дня на утверждение госбюджета 2011 года. Около 7 вечера регионалы, сняв пиджаки и пригасив свет, чтобы не были видны лица, взяли штурмом баррикаду бютовцев в Верховной Раде. Трое депутатов-бютовцев получили черепно-мозговые травмы, один – увечье руки. Среди них – 70-летний старик. Регионалы заняли захваченную "высоту" без пострадавших, но заявили, что БЮТ использовал против них монтировки, цепи с навесными замками и пруты арматуры.
Эти "трофеи" регионалов утром 17 декабря демонстрировал спикер Владимир Литвин, вызвав таким грубым полицейским приемом подкидывания вещдоков возмущение всей оппозиции, потребовавшей его отставки. БЮТ также обвинил спикера в содействии штурму, так как одна колонна регионалов зашла в тыл баррикады через его комнату. Генпрокурор Виктор Пшонка, возглавлявший прокуратуру Донецкой области, когда там губернатором был Янукович, обещал объективное расследование, но это не вызвало доверия – в драке на стороне регионалов участвовал его сын.
После этого вся оппозиция покинула парламент, оставив на своих рабочих местах зажженные свечи в знак траура по демократии, и обещала в Верховную Раду не возвращаться, пока виновные в избиении не будут наказаны, а репрессии не прекратятся. Украина вступила в парламентский кризис, и Януковичу даже не пришлось распускать парламент – он сам ушел.
Оставшиеся в зале регионалы, коммунисты и литвиновцы тут же подложили народу свинью под елку – приняли закон о взимании пени по долгам за жилкомуслуги с 1 января 2011 г., но долги государства и частного сектора по зарплате обещали погасить к 1 апреля. Таких обещаний и указов было уже много. Чем заняться дальше коалиция не знала, так как премьер Азаров в парламент не пришел ни с бюджетом, ни с делом "о воздухе и Тимошенко", хотя регионалы и анонсировали, что оно станет "информационной бомбой". Помаявшись и внеся законопроект – открывать заседания парламента молитвенными песнопениями, коалиция объявила пятницу коротким рабочим днем и ушла в час дня вслед за оппозицией.
Азаров не явился в парламент не из-за нестыковок в бюджете, а потому, что взорвались две другие информационные бомбы, из-за которых президенту и правительству стало не до парламента. Первой оказался ответ Владимира Путина на дежурный вопрос из народа об отношениях с Украиной. Отвечая, он почему-то вспомнил о Великой Отечественной войне и сказал, что Россия в ней победила бы и без Украины. Случайных вопрос и ответов у Путина, как известно, не бывает.
Для регионалов это действительно стало бомбой, и как реагировать они не знали. Поэтому к середине дня МИД заявил, что комментировать слова Путина отказывается, но на всякий случай напомнил, что Украина тоже участвовала в войне, а значит является страной-победительницей.
Другой бомбой оказалась победа в ночном штурме. Лавровые венки победителей на депутатах-регионалах быстро начали опадать под удивленными вопросами Европы, что это была за бандитская драка? "Бомбой" стал доклад секретаря Венецианской комиссии Томаса Маркета, направленный им ПАСЕ о конституционной ситуации в Украине. В нем он рекомендует Верховной Раде провести конституционную реформу с целью ограничения полномочий президента и Генпрокуратуры и создать во власти четкий механизм противовесов. Осуществить эту реформу должен всенародно избранный парламент, что означает – Европа порекомендует Януковичу провести в 2011 г. парламентские выборы. Он может, конечно, отказаться, но тогда – прощайте кредиты МВФ.
Если учесть, что Саакашвили недавно распустил по требованию Евросоюза все морское министерство Грузии из-за коррупции, то Янукович поставлен перед жестким выбором. Притом, что Евросоюз всего лишь отказался впускать корабли с моряками, имеющими грузинские дипломы, в свои порты. Учитывая, что треть экспорта Украины идет в ЕС, не сложно понять, что такие санкции в глобализированной экономике – оружие не менее разрушительное, чем ядерная бомба.
Так социальный кризис благодаря драке погрузил Украину в кризис парламентский и политический. До Нового года оппозиция в зал заседаний точно не вернется, а значит, бюджет, утвержденный коалицией, в глазах МВФ – не бюджет, и прощай кредит. Жалобы регионалов, что оппозиция срывает принятие архиважного государственного документа, не впечатляют, регионалы сами в 2009 г. провалили утверждение в парламенте бюджета, и половину 2010 г. страна жила без него. Для народа эта ситуация положительная – реформы регионалов по затягиванию поясов застопорятся по техническим причинам.
Но это нельзя сказать про нарастающие репрессии. 18 декабря был арестован экс-министр экологии в правительстве Тимошенко – регионалы все-таки будут раскручивать дело о "воздухе и деньгах". На Волыни прокуратура и служба безопасности давят на местных бютовцев, требуя показаний, что 40 машин скорой помощи в прошлом году правительство Тимошенко передало области якобы с финансовыми нарушениями. Не удивительно, что горсовет Луцка 17 декабря потребовал от Януковича прекратить репрессии и назначить дату выборов в парламент, наказать участников драки, а также объявил назло президенту Бандеру почетным гражданином города. Янукович "достал" даже уравновешенных волынян.
Вторую неделю поступает информация, что налоговая инспекция начала давить на участников антиналогового Майдана. Новостной телеканал "24" сообщил 15 декабря о получении от милиции запроса передать все съемки Майдана для выявления виновных в повреждении на нем плитки кольями палаток. В Киеве сотрудников городских служб под угрозой увольнения обязали вступать в Партию регионов и создавать массовку на их мероприятиях. Увольнения идут в госслужбах всех сфер, из-за чего возник анекдот: в Донецке ночью нельзя выйти на улицу – регионалы хватают и устраивают на работу в Киеве. Увольнения серьезно затронули и милицию. Одних снимает начальство, другие уходят сами, не желая служить уголовникам.
В Симферополе милиция провела обыски в квартирах депутата-коммуниста парламента Крыма Вячеслава Захарова и его дочери. Обыски стали частью "братской помощи" регионалов руководству Компартии, борющемуся с ее крымской организацией, отказавшейся войти в коалицию с регионалами на местном уровне и называющей режим Януковича авторитарным и фашистским. С 10 по 16 декабря прошла эпопея борьбы ЦК КПУ с этой своей организацией. В итоге мятежный рескомом Крыма был полностью распущен, часть его членов исключена из партии, а его первый секретарь Леонид Грач, требовавший выхода КПУ из коалиции, исключен и из парламентской фракции.
Хотя левизна Грача под большим сомнением, но правоту его оценок режима признал ЦК и Петр Симоненко. Но одно дело – признать, другое – следовать, а КПУ, фактически, сателлит регионалов, подобно тому, как Компартия Киргизии была приложением к режиму Бакиева. Насколько выступления Грача спасут имидж коммунистов трудно пока судить, но что Симоненко полностью дискредитировал коммунистов – ясно однозначно.
Смычка коммунистов и регионалов удивления не вызывает – обе партии отстаивают модель тотальной бюрократической иерархии в организации общества и государства, различаясь лишь в степени "свободы рук" капиталу и в идеологической атрибутике. Отсюда сущностная близость фашистов и государственнических коммунистов, которая становится все более очевидной по мере удаления во времени от истоков обеих движений. На бытовом, поведенческом и психологическом уровне тех и других становится все труднее отличать.
Нельзя сказать, что на Украине совсем нет того, что принято называть левым движением. Такие умонастроения сильны, но как ни парадоксально, они мало совпадают с левыми группами. Причина не только в том, что у угнетенных всегда меньше времени и средств для самоорганизации, чем у их противников, но и в отсутствии у левых реальной политической программы. Ответ на вопрос "Кто виноват?" давно ясен, а вот на "Что делать?" левые убедительного и приемлемого ответа не дали, и перечитывание статей Ленина, чем преимущественно заняты левые, мало помогает даже им самим. Так как левые не являются политическим фактором или участвуют в ней как КПУ (а лучше бы они этого не делали), то социальное протестное движение вынуждено пока сражаться под чужими знаменами, а то и вовсе предпочитает обходиться без них.
Начавшийся в Украине парламентский кризис дестабилизирует здесь политическую ситуацию быстрее, чем московские столкновения приведут к социальным подвижкам в России. Но то, что "стабильная Россия" закончилась, вполне очевидно. Никита Михалков уже может начинать снимать фильм "Стабильная Россия, которую мы потеряли". Ночью 19 декабря Минск явил славянскую солидарность и тоже начал драться. 15 декабря митинговали полиция, пожарники и военные Чехии, днями раньше бастовала треть работников госсектора. Весной анархо-синдикалисты захватывали мэрию Варшавы, а осенью организовывали забастовки квартиросъемщиков. Славянский мир все глубже втягивается в мировой протестный процесс.