Лесные пожары стали главным событием лета-2010. В дни небывалой жары пылали не только леса и торфяники, но и жаркие споры – будут ли у природных катаклизмов политические последствия? Однако пока главные ожидания пожарного лета так и не стали реальностью, улетучившись подобно дыму.
«Стабфонд отставок»
Прежде всего, журналисты ожидали громких отставок губернаторов, в чьих областях бушевали пожары. Действительно, в последние годы Кремль снимал глав регионов, допустивших громкие массовые протесты или чиновников, замешанных в крупных политических скандалах, с отсрочкой в несколько месяцев (как бы давая понять, что отставник ушел не под давлением общественности, а по воле государственных верхов). В то время как после каких-либо экстремальных событий, кара настигала государственных мужей немедленно или не настигала вовсе. Ничего подобного в случае с пожарами, однако же, не произошло. Скорее всего, это объясняется тремя причинами.
Во-первых, в большинстве регионов, пострадавших от пожаров, губернаторы либо прошли переназначение не так давно (например, в Республике Марий Эл, Свердловской, Нижегородской и Воронежской областях) – то есть, в планах Кремля явно не значилась их немедленная отставка. Либо не получали жесткой критики из центра. А мы знаем, что в большинстве случаев «показательная порка» настигает чиновников, ранее чем-то не угодивших высшему начальству. Напротив, если «наверху» считают, что данный человек на данном месте им все еще нужен, кара обычно не следует. Формальный повод – это именно повод и не более.Например, массовые акции протеста с требованием отставки правительства в конце 2008 года в Приморье вовсе не закончились отставкой Сергея Дарькина. Наоборот, год спустя он спокойно получил переназначение на новый срок. Напротив, недавний уход Георгия Бооса с поста калининградского губернатора многие связали с массовым митингом протеста в Калининграде в январе этого года. Между тем, местные журналисты увидели признаки недовольства Дмитрия Медведева Боосом гораздо раньше. Например, в том, что в сентябре 2009 года в ходе посещения Президентом стратегических учений Балтийского флота калининградский губернатор не был приглашен ни на учения, ни на последовавший затем праздничный обед на полигоне «Хмелёвка».
Во-вторых, массовые отставки губернаторов за пожары означали бы, что лица, непосредственно не отвечавшие за состояние лесов или сферу чрезвычайных ситуаций, должны нести политическую ответственность именно за допущение стихийного бедствия. Однако федеральные власти выбрали совсем другую доктрину, согласно которой власти не могут отвечать за капризы природы (вспомним публичный ответ Владимира Путина одному блогеру, выступавшему под ником top_lap, критиковавшему власти за эту ситуацию).
Наконец, в-третьих, публичные отставки – это только на первый взгляд неисчерпаемый ресурс. Если использовать их слишком часто, эффект от этого шага «девальвируется». К тому же скамейка запасных у Кремля не так велика, как кажется, чтобы жертвовать чиновниками высшего ранга просто так. Поэтому Москва, судя по всему, решила повременить с использованием этого ресурса, так сказать, создать «стабфонд отставок». Им можно будет воспользоваться, когда возникнут сложности с оказанием помощи пострадавшим, восстановлением разрушенных поселков, либо ликвидацией других последствий «огненного лета».
Вернулся из города – разогнал лесников
В итоге показательная порка коснулась лишь немногих чиновников. В начале августа подверглись взысканиям офицеры ВМФ, которым напомнили, как в Коломенском районе Подмосковья сгорела база морской авиации. Тогда были уволены начальник морской авиации ВМФ Николай Куклев, его зам Сергей Рассказов и начальник тыла ВМФ Сергей Сергеев. Главкому ВМФ, адмиралу Владимиру Высоцкому и начальнику главного штаба ВМФ – первому заместителю главкома Александру Татаринову были вынесены предупреждения о неполном служебном соответствии.
10 августа свое место из-за пожаров потерял глава Мослесхоза Сергей Гордейченко. По официальной версии, он отказался возвращаться из трехнедельного отпуска, когда торфяные и лесные пожары охватили подведомственные ему территории. Вскоре последовала отставка его начальника – главы Рослесхоза Алексея Савинова. Интересно, что еще до «огненного лета», в ходе выступления этого чиновника перед депутатами Госдумы РФ в сентябре 2009 года, его обвиняли в примерно двукратном росте числа лесных пожаров с момента его прихода в кресло главы лесного ведомства. В то время как число проверок нижестоящих организаций снизилось примерно в пять раз. Припомнили ему и сокращение числа лесников, работавших в ведомстве. Так что бородатый анекдот про то, как «из города вернулся лесник и всех разогнал», в реалиях аномального лета- 2010 повторился с точностью до наоборот.
Впрочем, в мире аппаратной политики «от перемены мест слагаемых» сумма не меняется. И нового главу Рослесхоза, и его неудачливого предшественника связывали с одним и тем же человеком в окружении Владимира Путина – вице-премьером Виктором Зубковым. Стремительный карьерный взлет Савинова, в апреле 2008 года сменившего кресло главы Волховского района Ленинградской области на пост замминистра сельского хозяйства РФ, некоторые связывали с тем, что во второй половине 1980-х годов этот чиновник работал главным экономистом в объединении совхозов «Первомайское» в Приозерском районе области, находясь в подчинении у Зубкова. В свою очередь, сменивший прежнего «главного лесничего» экс-мэр Петрозаводска Виктор Масляков также успел поработать референтом у Виктора Зубкова.
Беда к чиновникам пришла «откуда не ждали» – по партийной линии. В августе за пассивность при тушении пожаров партийным взысканиям по решению президиума Генсовета «Единой России» подверглись Петр Алабин (зампред Рязанской областной Думы), Александр Ушанов (первым зам секретаря Политсовета Мордовского отделения «Единой России»), Михаил Манухин (глава исполкома Нижегородского отделения «Единой России», выходец из Ассоциации юристов России), а также двое политиков-старожилов из Подмосковья – секретарь Политсовета регионального отделения «ЕР», сенатор Игорь Брынцалов (племянник Владимира Брынцалова, в 1996 году прославившегося эпатажной предвыборной кампанией в качестве кандидата в Президенты РФ) и близкий к Борису Громову председатель Мособлдумы Валерий Аксаков.
Тучи сгустились и вокруг председателя Политсовета «Молодой гвардии Единой России» Руслана Гаттарова. Если верить активно распространившимся в прессе слухам, в октябре этого года его ждет отставка в связи с «пожарным скандалом». 10 августа на сайте МГЕР был опубликован отчет о том, как команда добровольцев под руководством Гаттарова боролись с огненной стихией. Однако блогер piligrim-67 обвинил молодых «единороссов» в фальсификации отчета. Он обратил внимание на чистую одежду и обувь сфотографированных добровольцев, а также на то, что вокруг горящих деревьев земля и трава огнем не тронуты. По заявлению блогера, в месте, куда выехали добровольцы, пожаров зафиксировано не было. Наконец, в ролике «медвежат» он расслышал фразу: «Ирина, ты сфоткалась?»
Впрочем, в МГЕР поколения руководителей действительно меняются довольно часто. К тому же, у Руслана Гаттарова были противники и во властных структурах. Например, в апреле 2010 года его назначению членом Совета Федерации от Челябинской области противился председатель верхней палаты Сергей Миронов, который хотел видеть на этом месте своего соратника Евгения Елисеева. Тогда возможность продавить назначение Гаттарова связали с тем, что он является «человеком Суркова». Возможный уход этого же человека с руководящих постов в МГЕР – с гневом того же Владислава Юрьевича. Вызывает сомнение, что человек, за назначение которого сенатором выступили довольно серьезные силы, попал бы в опалу только из-за не самого значительного скандала. В конце концов, «постановочные съемки» в политическом пиаре – не такая уж редкость.
Равнение на Шредера
Справедливости ради отметим, что и за рубежом отставки чиновников из-за разгула стихийных бедствий не являются правилом. Зато разгул стихии часто припоминают действующим властям в ходе предвыборных кампаний. Так, республиканцам на президентских выборах 2008 года не раз припоминали действия администрации Буша по ликвидации последствий урагана «Катрина» в августе 2005 года. И в то же время наводнения на востоке Германии помогли социал-демократам Герхарда Шредера сохранить свое правительство в 2002 году. Успех правящим политикам в подобных случаях приносит, во-первых, активная информационная кампания, которая представляет их в качестве спасителей граждан от разбушевавшейся стихии. А во-вторых, возможность сыграть на поле оппозиции – дать или по крайней мере пообещать гражданам больше, чем политические оппоненты.
Российские руководители явно учли зарубежный опыт. По крайней мере, «рекордное падение рейтингов Медведева и Путина», о котором, ссылаясь на данные ведущих социологических служб страны, в начале августа писала пресса, оказалось сильно преувеличенным. Так, по данным Центра Юрия Левады, рейтинг доверия российского премьера, снизившись в июне (то есть еще до масштабных пожаров) с 48 до 44%, в июле вернулся к тем же 48%. Рейтинг же президента в июне-августе и вовсе колебался в районе 38-39%. К рейтингам, конечно, можно относиться по-разному, однако журналисты, заговорив о новой «сенсации», ссылались именно на них.
Тот факт, что Владимир Путин постарался максимально использовать борьбу с пожарами для укрепления своей популярности, лично вылетев к наиболее масштабным очагам их распространения в регионах, не отметил в летние месяцы только ленивый. При этом Владимир Владимирович продолжает все активнее играть на том поле, которое ранее было вотчиной Дмитрия Анатольевича. В последнее время между Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным наблюдалось разделение «целевой аудитории». Все уже привыкли, что Президент апеллирует к критически настроенным представителям условного «среднего класса» крупнейших городов, премьер – к работникам промышленности, пенсионерам, бюджетникам и технической интеллигенции, в основном проживающим в регионах. Теперь же и Путин стал выступать в несколько новой для себя роли – тут и появление на фестивале байкеров, и публичная полемика с блогером.
Сейчас вслед за «жарким летом» многие ждут «горячей осени» – только не в погодном, а в политическом смысле. Здесь, однако же, надо учесть, что пострадала от пожаров в основном сельская местность, жители которой гораздо реже переходят к акциям протеста. Есть, правда, и другой фактор социальной напряженности – жаркое лето повлечет за собой неурожаи и, вероятно, рост потребительских цен на продовольственные товары осенью (собственно, ажиотаж по поводу некоторых видов товаров наблюдается уже сейчас). Впрочем, резкий скачок потребительских цен даже предвыборной осенью 2007 года на позиции властей повлиял мало. А нам до ближайших «больших выборов» еще больше года.