Если кто-то, по одному ему ведомой причине, читает мои заметки регулярно, то, наверное, уже усвоил две вещи. Первое: я часто пишу о зомби. Внимание к теме обусловлено, прежде всего, тем, что живые мертвецы обрели сегодня большую популярность в рамках массовой культуры, хотя кино про зомби я начал смотреть очень давно, пока это еще не было модным. Второе: я никогда не скрывал, что смотрю «плохое кино» и, соответственно, пишу про него. Плохим же кино может быть по многим параметрам — скучное, дешевое, «неавторское» и далее очень-очень длинный список. Притом, смотрю плохое кино за вас, за читателей, которые могут решить — нужно ли им смотреть тот или иной плохой фильм. То есть я смотрю плохое кино за зрителей и пишу про него для зрителей же, чтобы обезопасить от утраты времени, денег и, вероятно, хорошего настроения.
Но существует еще и третий фактор, про который читатели моих текстов про плохое кино, вероятно, не знают. Я не смотрю отечественное кино. Точнее все-таки смотрю, но «не за вас» и «не для вас». Смотрю, кстати, часто по той же причине: это кино, как правило, очень-очень плохое. Впрочем, его смотрят за вас другие люди. Пускай они несут этот крест дальше. Однако в интересах истины и спасения всего человечества я недавно посмотрел русский фильм. Да. Но способствовало этому событию как раз то, что в данном русском кино были объединены два других моих интереса — зомби и плохое кино. Таким образом, я посмотрел «плохое русское кино про зомби»… Что теперь, по прошествии шока, испытанного мною после просмотра, я могу сказать об этом фильме?..
Ну, прежде всего, то, что шок еще не прошел.
Не секрет, что эта картина не выдерживает вообще никакой критики. Сценарий кошмарный, игра актеров ужасает, диалоги — кромешный ад. Если когда я и испытывал острое желание умереть, то вот, наверное, в момент просмотра кино. Сами создатели понимали, что именно у них получилось. Вероятно, по этой причине трейлер фильма и заканчивался словами одного из персонажей картины: «Наснимают же говна!». Согласимся — не самая удачная стратегия продвижения ленты? Эту реплику даже самоиронией не назовешь. Вероятнее всего, честные маркетологи пытались предупредить зрителей об опасности, поджидающей их в кинотеатре.
Оценки на «Кинопоиске» 1.9 баллов при почти 800 проголосовавших. А на IMDB 6.3 при 13 проголосовавших. Кто бы, интересно, мог скрываться за оценившими это кино так высоко?.. Можно лишь скромно предположить, что это друзья и соседи создателей. Фильм, кстати, шел отнюдь не в широком прокате, а в очень-очень ограниченном. У самого подножья Москвы и за ее пределами. А рецензии (те, что не писались знакомыми создателей) оставляют желать лучшего — там вся правда. Те, кто все же решились написать рецензию, сообщали, что сидели в зале в гордом одиночестве. Мой опыт был, правда, другой. Чтобы попасть на сеанс, мне пришлось преодолеть серьезное пространство и потратить на это немалые деньги. Когда я пришел на сеанс, в пустом зале сидела лишь молодая пара. Спустя какое-то время пара ушла, а вместо нее на середине фильма пришла другая пара, досидевшая до конца. То есть целиком из всех присутствующих посмотрел фильм лишь я. Я даже поинтересовался у оставшихся до конца зрителей их мнением о картине и получил ответ, в котором была большая доля нецензурных высказываний (true story).
Следовательно, зрители, пришедшие посмотреть фильм, явно не рассчитывали увидеть что-то кроме «говна» и при этом пришли. Разве что исключить случайных зевак, вовремя не обнаруживших, что это русский фильм о зомби, а не какая-нибудь «Война миров Z». Итак, зачем шли на этот фильм единицы? В частности, я? Я, зная о качестве фильма, шел увидеть первый русский фильм про зомби.
Я отказываюсь воспринимать картину как «трэш» или воображать, что создатели намеренно снимали «очень плохое кино». Это не так. Это не трэш, потому что трэш — категория размытая и вообще непонятная. Сравнения кино, с одной стороны, с «грайндхаусом» беспочвенны, с другой — с фильмом «Шон против мертвецов» — неуместны еще более. Стилизация под грайндхаус — это фильмы Квентина Тарантино и Роберта Родригеса, а не вот это. А юмор фильма — даже ненатужной: зрителю при каждой якобы шутке пытаются сообщить — вот она, шутка-то, здесь как бы надо смеяться, обратите внимание. В картине «Шон против мертвецов» юмор не такой. И на бюджетные ограничения грешить нельзя. Скажем, в картине «В дурном вкусе» юмор гениальный — там мы видим и гэги, и стиль. Авторов, вероятно, подвела задумка снять фильм именно про «зомби-апокалипсис», что в наших условиях невозможно. Хотя даже без денег можно было бы сделать что-то стоящее. Для сравнения, посмотрите на американскую картину про зомби «Батарейка», снятую за 6000 долларов. «Батарейка» — не комедия, а потому имеет высокую ценность. Обсмеять все, тем более неудачно, легко. А вот снять что-то серьезное очень тяжело. В этом смысле комедия — это последнее прибежище бездарных людей.
В общем, еще раз подчеркнем: все очень плохо. Именно по этой причине я решил подойти к картине со следующей стратегией: в абсолютно безнадежном случае нужно искать что-то такое, за что этот фильм можно похвалить, потому что обругать его можно легко. То есть я хочу подойти к этому фильму серьезно, но без апологии оного. У этого фильма есть одно неоспоримое достоинство, которое у него отнять нельзя ни в каком случае, — это первый отечественный фильм про зомби, который хоть как-то пошел в кинотеатрах (а не любительские «фильмы», обитающие лишь в сети). И это означает, что у российского кино есть шанс на эксперименты в жанре. Наличие молодых людей, снимающих такое кино, говорит о том, что, вероятно, в будущем появятся новые картины, которые, может быть, будут лучшего качества. Поэтому при всем ужасе, что я испытал, я считаю «Zомби каникулы» позитивным фильмом, который имеет право на существование. Это плохо, но это первый опыт. Кто знает, что там будет дальше?