Кто ответит за «паузу роста», перешедшую в 2014 году в обвал рубля и экономики России? Этот вопрос задавали и задают себе многие россияне, но, увы, им никто не ответил. С проблемами в экономике принято разбираться по принципу: кто виноват в аварии, пусть управляет дальше, а заодно успокоит общество. На беду правящих кругов есть еще объективный процесс глобального кризиса. Оттого все старания укрепить рубль выглядят закатыванием на гору снежного кома, который обязательно полетит вниз.
Почему все вокруг говорят о кризисе? Разве полтора года назад не было в сотый раз объявлено разным разжигателям необоснованных тревог, что в России всего лишь пауза роста? Небольшая пауза, а общее состояние экономики отличное, а перспективы — еще лучше. Разве этим летом мы не прошли «дно» минимум один раз? Почему же кризис остается главной темой в России? Из-за обрушения курса рубля? Но это еще не обрушение, а только прелюдия серьезного падения. Оно нам предстоит немалое, ибо ЦБ закатил снежный ком на гору, а толкают его вниз сразу две силы.
Эти силы — внутреннее и внешнее проявление кризиса. Однако пока стоит вспомнить о том, что нам о нем говорили чиновники.
Более года назад российское общество узнало, что от «паузы роста» нам поможет избавиться Китай, эта вечно растущая экономика. Сейчас звучат обвинения в том, что девальвация юаня (лишь на несколько процентов) подтолкнула рубль вниз и вообще дестабилизирует рынки. Забавно, что большинство аналитиков упускает из виду, что Россия более всего из стран мира толкала Китай вниз. Наш товарооборот за первое полугодие 2015 года рухнул на 25%. И теперь волна девальваций на постсоветском пространстве наносит КНР и мировой торговле лишь новые удары. Это гарантирует, что Россия не получит внешнего спасения: чуда на рынке углеводородов не случится, даже газовый проект — труба в Китай не обеспечит сохранение стабильности.
Стабильности больше нет, нет даже следа от весенней стабилизации кризиса. Он вновь ускоряется, что может привести к росту курса доллара до 90 рублей и более. Все это до конца этого года. Причем все, что сделали пока власти — это не изменяли цену кредита (ключевая ставка ЦБ), хотя он остается и так дорогим. Потому в 2016 год Россия гарантированно войдет в качестве страны со стабильно падающими производством, рентабельностью бизнеса, реальными и номинальными доходами населения. А выйти из этого попыток пока не делается, и неясно, стоит ли их ожидать от правительства Дмитрия Медведева, которое уже прозвали «батальон Гайдар» за устойчиво неолиберальный курс.
Усиление кризиса — безвариантная перспектива для России.
Справиться с этим кризисом было бы легко, начав возрождать свое производство, социальное государство и обеспечив жилищное строительство для людей. Но это делаться просто так не будет. И все потому, что власти и ЦБ как их составная озабочены лишь имитацией. Правда, у ЦБ самая сложная задача. Он должен сымитировать стабильность рубля, тогда как действует этот регулятор по методу снежного кома. Этот метод ошибочно понимается как скатывание кома с горы, однако снег налипает на ком и тогда, когда его закатывают на гору. На гору рубль закатывали всю первую половину 2015 года, и теперь ЦБ действует по той же схеме.
2015 год начался с низких мировых цен на нефть и сильно укрепленного рубля. Конечно, сперва российская валюта обвалилась. В отдельный момент декабря за доллар давали 80 рублей, но ЦБ повел атаку на панику, и валютными интервенциями загнал доллар на позицию в 56 рублей. Однако едва открылись после новогодних праздников торги, доллар взлетел до 65 рублей, а потом двинулся выше.
О чем думали в ЦБ в тот момент? Вероятно, они рассчитывали, что рубль удержится на позиции, куда его откатили. Он не удержался. Зато расчет на повышение мировых цен на нефть отчасти оказался правильным. Однако имелось странное ожидание, что нефть двинется к 70 долларам за баррель, а потом дальше — к 100 долларам и выше, к уровню мечты отечественной элиты, к 200 долларам за баррель. На деле в первой половине 2015 года сложился коридор колебаний цен на нефть в примерном диапазоне от 50 до 65 долларов за баррель. Этот коридор должен был сломаться.
Коридор сломался, когда мировая экономика дальше двинулась вниз, а фондовый рынок Китая пережил крах, хотя точку здесь ставить еще очень рано. Кризис усилился и потянул вниз цены на «черное золото».
К тому времени рубль очень сильно укрепился к доллару, для чего ЦБ провел специальную операцию — здесь была и игра за отечественную валюту в момент роста цен на нефть, и заманивание спекулянтов на рынок рублевых облигаций. Рубль рекламировали со всех сторон. Россияне вдруг узнавали, что имеют дело с самой надежной валютой в мире, валютой от нефти отвязанной, равновесной — достигшей естественного отношения к доллару в результате «свободного плавания».
Все это помогло укрепить рубль, чего требовал от ЦБ президент страны. Но отменить двух факторов дальнейшего ослабления курса российской валюты денежный регулятор никак не мог. Мировые цены на нефть от него никак не зависели и грозили вновь пойти вниз. Почему в России в первой половине 2015 года так много рассуждали о скором прохождении нефтью отметки в 70 долларов за баррель? Почему ожидали движения цен вверх, когда «второй кризис» распространялся по БРИКС и поразил наконец Китай, вернее, стал очевидным и в этой стране?
Однако это в прошлом. В настоящем падение курса российской валюты. И дело не только в нефти, но и в сжатии внутреннего рынка. Оно только усилилось в то время, как ЦБ катил снежный ком на гору — укреплял рубль, что помогало импортерам, но не замещению импорта.
В августе ком оказался на горе, выражаясь метафорически, и подталкиваемый ценами на сырье, полетел вниз. Такое развитие событий не случайность. Его ждали. И экономисты наперегонки делали прогнозы, как еще опустится рубль. Самые скромные ожидали максимум 2015 года на уровне 65 рублей за доллар, а наиболее суровый прогноз составлял 150 рублей за доллар. Расчет автора более скромен — 90 рублей.
Сейчас делаются новые попытки удержать снежный ком на месте, после того как он уже немного слетел вниз. А с 48 рублей за доллар до 70 рублей, это именно немного, потому что в условиях усиления кризиса в России (оттока капиталов и падения спроса) даже при стабильных ценах на нефть падение курса рубля может продолжаться. Есть же еще фактор азиатских рынков, который только тянет вниз мировые цены на сырье. И если на время цены на нефть стабилизировались, то время это малое, а факторы экономического ослабления сильные.
Потому снежный ком рублевого курса с горы еще покатится. И чем больше его будут сдерживать, тем сильнее понесется он вниз потом. Так уже было ровно год назад. Тогда еще не было нового китайского «чуда» – обвала на рынках Поднебесной. Было лишь падение мировых цен на сырье, а в России — собственный кризис перепроизводства и избыточного накопления, толкавший капиталы вон из страны. Это давило на рубль, но ЦБ не жалел резервов и закатывал рубль вверх до упора. Потом рубль снова перешел к естественному для разваливающейся экономики курсу — стал падать. Но ЦБ не теряет надежды, подобно царю Сизифу, что в мифах древней Эллады закатывал на гору камень, чтобы тот упал вновь.
Однако падение рубля — это не падение камня. Каждый раз курс доллара увеличивается, заставляя ЦБ прилагать больше усилий на возвращение рублю «равновесного состояния». Но экономика идет вниз. И будут еще идти вниз мировые цены на сырье. А потому реальность грозит перекрыть даже самые суровые прогнозы по курсу рубля.