В далёком 1954-м году английский социолог Джеймс Барнс впервые ввёл в научный оборот термин «социальная сеть», обозначив им общественные структуры. Мог ли он тогда подумать, что почти через полвека его идея будет развита и осуществлена уже на совершенно ином техническом уровне?
Сейчас становится очевидным, что люди, чьи даты рождения пришлись на 80-90-е годы прошлого столетия, имеют все шансы войти в историю как «первое поколение социальных сетей». Его представителям довелось появиться на свет именно в то время, когда созрели серьёзные предпосылки к созданию принципиально новых форм коммуникаций между людьми и общественными группами. Процессы глобализации и повышение мобильности населения потребовали создания новых каналов для связи и координации действий, а развитие персональных компьютеров и сети Интернет смогли дать достойный ответ на этот запрос. В итоге в начале нового тысячелетия на просторах мировой паутины один за другим появляются ресурсы вроде MySpace, Facebook и т.д., а затем и отечественные «Одноклассники» и «ВКонтакте». И уже сейчас понятно, что соцсети определили серьёзные сдвиги в сознании людей, в механизмах их мышления.
И здесь возникает один важный вопрос: приблизили эти новшества наше поколение к свободе или отдалили? И есть ли у соцсетей потенциал для содействия построению нового – более разумного общества?
Для начала обратимся к статистике. По состоянию на июнь 2015-го топ социальных сетей России выглядит следующим образом:
При этом стоит заметить, что в России к апрелю 2015 года зафиксировано порядка 35 млн активных авторов соцсетей (оставляющих хотя бы по одному сообщению в месяц), которые генерируют в среднем 32 млн сообщений в сутки.
Страшно представить, но это означает, что в месяц по одной лишь России отправляется порядка миллиарда сообщений!
Кстати, будучи более эмоциональными и психологически открытыми, женщины наиболее активно провяляют себя здесь – они составляют 58,1% активных авторов «ВКонтакте», 69,2% на «Одноклассниках», 60,1% в «Моём Мире», 56,3% в Facebook и Twitter. И вряд ли кто-то удивится тому, что самой «женской» соцсетью и по России, и в мире является Instagram. Давно уже подмечено, что по количеству селфи, фотографий еды и портретов котиков прекрасная половина человечества ставит здесь настоящие рекорды. В свою очередь, самым «мужским» ресурсом стал Живой Журнал – здесь женщин всего 46,5% от числа активных пользователей.
Однако необходимо сказать и о возрастном составе посетителей указанных выше виртуальных площадок. Что касается «первого поколения соцсетей» (20-35 лет), то здесь безраздельно доминирует «ВКонтакте».
Также лица 18-34 лет занимают чуть более половины аудитории Facebook.
Но и на ресурсах, рассчитанных на старшую аудиторию, молодёжи немало. Речь здесь идёт, прежде всего, об «Одноклассниках» и «Моём Мире».
В «Живом Журнале» прослеживается тенденция к увеличению количества блогеров старшего возраста. Но доминирует всё же группа пользователей от 25 до 34 лет.
Таким образом, «первое поколение социальных сетей» до сих пор занимает в них лидирующие позиции и, вероятнее всего, сохранит их в ближайшие несколько лет.
При этом надо понимать, что молодёжь из двух столиц и регионов тяготеет к разным ресурсам. Если Москва и Питер являются бесспорными лидерами по проценту населения, сидящему «ВКонтакте», на Facebook и в Twitter, то Челябинская область ставит рекорды в «Моём Мире», а Сахалинская область – в «Одноклассниках». Надо полагать, что здесь мы имеем дело не только с модными тенденциями, но и с элементарным техническим обеспечением. Аудитория центральных районов, снабжённая смартфонами, качественным 3G или 4G-интернетом, а также повсеместным Wi-Fi, чаще использует приспособленные для таких условий Twitter, Instagram, Facebook, «Вконтакте». Во многих же регионах до сих пор подавляющее большинство пользователей выходят в интернет сугубо со стационарных компьютеров. И здесь надо полагать, что с изменением уровня жизни российской провинции будут меняться и предпочтения в отношении социальных сетей.
Чем же занимаются люди 20-30 лет в социальных сетях? Ведь многие из них проводят здесь по несколько часов ежедневно!
Данные на начало 2014 года показывают, что 15-20% публичных сообщений касаются личной жизни пользователей. Они пишут о том, что чувствуют, где находятся, что делают или какой деликатес пробуют на вкус. Разумеется, подавляющее большинство подобного рода публикаций приходится на сети Instagram и Twitter. И здесь мы можем констатировать факт того, что личное и публичное у современной молодёжи подчас трудно отделимы друг от друга. Люди сами становятся мини-СМИ, заполненными новостями о своей жизни или же репостами с различного рода интернет-изданий. К слову, в обычное время новостные сообщения по данным Brand Analytics занимают порядка 40 % от общего числа постов, а во время резонансных событий – будь то «болотные» протесты, Евромайдан или Олимпиада – их количество возрастает.
Впрочем, на просторах социальных сетей появляются порою СМИ и безо всякой приставки «мини», которые в подавляющем большинстве случаев создаются всё тем же поколением людей 20-30 лет. Возможность создавать различного рода сообщества помогает концентрировать огромное количество людей на определённых интернет-площадках. Именно поэтому некоторые блоги в Живом Журнале и паблик-страницы в том же «Вконтакте» набирают популярность, а значит, и влияние, сравнимое с популярными медиа. Более того, подобного рода средства массовой информации не просто производят некий оригинальный контент или распространяют уже имеющийся посредством репоста и кросспостинга, но и способны выполнять координационную функцию. И цели здесь могут быть разными – от проведения флешмоба, благотворительной акции или публичной лекции до революции и госпереворота.
Известно, что социальные сети становятся площадками для координации действий самых различных общественно-политических сил во всём мире. Это и европейские альтерглобалисты, и участники «арабской весны», а также активисты Майдана, Антимайдана и далее по списку. Вполне закономерно и то, что будучи главной аудиторией соцсетей, лица 20-30-летнего возраста составляют основную социальную базу этих движений. Именно поэтому власти и правоохранительные органы во всём мире и, в частности, в России проявляют особое внимание к такому роду незарегистрированных СМИ. Ведь социальные сети таят в себе серьёзный потенциал для самоорганизации и последующей антисистемной деятельности. Отсюда появляются одиозные законодательные акты наподобие того, что приравнял популярных отечественных блогеров к СМИ со всеми вытекающими последствиями.
Но политическая проблематика отнюдь не является доминирующей на просторах социальных сетей.
Всё же граждан в возрастном диапазоне от 20 до 35 лет привлекают, главным образом, развлекательные сообщества и аккаунты – юмор, сериалы, игры и т.д. Стоит сравнить хотя бы наполненность и посещаемость основных групп политической направленности с крупными развлекательными сообществами вроде +100500, чтобы понять, насколько популярнее последние. А ведь более половины подписчиков упомянутого проекта +100500 и значительную часть небезызвестной группы MDK составляют люди 20-35 лет.
Впрочем, здесь мы сталкиваемся с ещё одной функцией подобного рода ресурсов, без наличия которой соцсети не привлекли бы столько внимания. Это функция самовыражения. Стать популярным видеоблогером, публицистом, создателем информационного или творческого проекта, который заинтересует десятки тысяч или даже миллионы людей, стало относительно просто. И даже для людей не столь амбициозных соцсети открыли новые возможности – даже если его страничка интересна лишь ближайшим друзьям.
Однако же социальные сети, открывая новые горизонты перед целым поколением, со всей очевидностью выводят наружу или ещё более усугубляют типичные проблемы его представителей и общества в целом.
И здесь стоит вспомнить слова известнейшего психиатра, социального психолога и философа Эриха Фромма, написанные ещё в 70-е годы прошлого столетия:
«Наше общество состоит из заведомо несчастных людей – одиноких, вечно тревожащихся и унылых, способных только к разрушению, постоянно ощущающих свою зависимость и радующихся, если им удалось как-то убить время, которое они постоянно стремятся сэкономить».
Надо ли говорить о том, что за прошедшие десятилетия слова представителя Франкфунтской школы стали ещё актуальнее?
Несложно заметить, что люди (и в первую очередь представители интересующего нас поколения) стали профессиональными убийцами времени, а оружием здесь подчас становятся именно интернет-ресурсы. На примере социальных сетей мы можем наблюдать массовое явление эскапизма – то есть, стремления личности уйти от реальности в мир иллюзий. Для «первого поколения социальных сетей», равно как и для того, которое подрастает вслед за ним (это нынешние школьники), этот побег от действительности в высшей степени характерен. Личность подменяется страницей в социальной сети, а на смену деятельности реальной приходят манипуляции с интернет-страницами. Причём последние подчас не несут никакого творческого импульса – человек может часами к ряду безо всякой цели крутить ленту новостей и перещёлкивать закладки в браузере. Примечательно то, что такого рода времяпрепровождение в наше время нередко ведёт даже к разрушению семей – по статистике около 15% разводов спровоцированы излишним увлечением одного из супругов социальными сетями.
Таким образом, соцсети становятся настоящими поработителями поколения, создавшего и популяризировавшего их. Психологи выделяют целый ряд потребностей личности, которые могут поспособствовать развитию зависимости от данных интернет-ресурсов. Это потребности в психологической стимуляции, в событиях, в узнавании, в достижениях и признании, в структурировании времени. И социальные сети, на первый взгляд, легче всего удовлетворяют данные нужды, заманивая в иллюзорный мир.
Другой же предпосылкой формирования зависимости от социальных сетей является так называемое отчуждение, то есть отделение людей от процесса и результатов их деятельности, которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним.
Представьте себе офисного клерка или рабочего, которые, ощущая себя мелкими затерявшимися винтиками громадного производственного механизма, подчас теряют смысл и всякую радость от своей однотипной деятельности, результаты которой всё равно будут использованы другими для получения прибылей. Равным образом отчуждение проявляется и в других областях – политике, культуре и т.д. В результате формируется подсознательная неудовлетворённость реальным миром и желание скрыться в некоем зазеркалье.
Существует и другая важная проблема «первого поколения социальных сетей». Интернет-ресурсы неминуемо стали важнейшим рычагом общества потребления. Если мы взглянем на исследования последнего времени, посвящённые соцсетям, то сможем заметить, что большинство из них относится к сфере маркетинга, рекламы, PR. Таким образом, и в социальных сетях индивид теперь не может уйти от навязывания стереотипов потребления. Разумеется, эти стереотипы навязываются и без помощи соцсетей – по ТВ, в журналах, на рекламных объявлениях и так далее. Теперь маркетинг прокладывает лишь ещё одну дополнительную дорогу к сердцу потребителя 20-35 лет, сидящего в социальных сетях.
Таким образом, «первое поколение социальных сетей», с одной стороны, открыло новые просторы для коммуникаций, общественной самоорганизации, да и вообще – прогресса. С другой стороны, оно стало заложником своего собственного изобретения. Впрочем, это изобретение, имеющее огромнейший прогрессивный потенциал (и отчасти его реализующее уже сейчас), в рамках капиталистического общества и в руках корпораций вряд ли смогло бы работать сугубо на благо общества. Каким же образом поколение разрешит это противоречие между свободой и зависимостью? Это покажет будущее.