Прошло уже более года с тех пор, как на Украине произошел государственный переворот, в результате которого президентом страны стал бывший министр экономического развития и олигарх Порошенко. Обыкновенный государственный переворот, когда практически все чиновники сохранили места в правительстве, называют «Революцией достоинства» (укр. Революція гідності). В чем же причина такого именования? Неужели на Украине сменилась общественно-экономическая формация?
Никто этого не заметил. Ведь по сути все осталось точно так же, как и было, вот только некоторые процессы стали идти быстрее, чем раньше. Янукович боялся повышать тарифы, принимать условия международных финансовых организаций и т. д. В целом он человек компромисса и поэтому проводил антисоциальную политику очень медленно и осторожно. Теперь же взят радикальный неолиберальный курс. В сущности, это все перемены. Порошенко должен сделать за несколько лет то, что сделали бы функционеры вроде Януковича за несколько десятилетий.
Интересно, что в Википедии (на украинском) написано, что:
«Одной из главных причин протестов стала чрезмерная концентрация власти в руках Виктора Януковича и его «семьи», создание системы управления с признаками фашизма».
В качестве доказательства «признаков фашизма» приведен комментарий философа Мирослава Поповича. Попович когда-то пропагандировал марксизм-ленинизм, затем независимость Украины, потом «умеренный» национализм, а вот теперь и Майдан.
Интересно, какие же признаки фашизма были при Януковиче? Или фашизм – это отказ повышать тарифы, уничтожать промышленность и сельское хозяйство, дабы открыть рынок для западных стран? Именно из-за этого Лукашенко и считается «последним диктатором Европы». Ведь диктатура в действительности – игнорирование требований МВФ. Только фашисты могут отказываться от «модернизации» страны по Вашингтонскому консенсусу. Но в представлении разного рода «философов» диктатура Януковича заключается в том, что милиционеры разгоняли оппозиционный митинг. Мол, это нарушение свободы. Понятно, что представители Запада тоже в унисон назвали подобное [подавление митингов] чуть ли не фашизмом. Конечно, они промолчали о том, как разгоняют митинги в Европе и США.
В общем, со временем митингующие стали активно применять не только коктейли Молотова, но и огнестрельное оружие. А ударная сила Майдана – неонацисты. В итоге все дошло до того, что западные страны стали «гарантом» стабильности, они заключили соглашение с Януковичем, но в итоге «кинули» его, а власть перешла к Турчинову, Яценюку и проч. деятелям.
Понятно, что до свержения Януковича оппозиционеры обещали многое. Самое популярное: повышение зарплат и пенсий до европейского уровня, отмена визового режима с Европой. В общем, лапшу на уши вешали.
Складывалось ощущение, что они серьезно готовы «превратить» Украину в Швецию. Но на деле, что совершенно очевидно, ни одно обещание просто технически реализовать невозможно. Да никто особо и не пытается. Как только власть оказалась в руках нескольких политических аутсайдеров (которые, как правило, занимали места в правительстве Ющенко), то сразу же начались назначения олигархов. Тарута формально получает Донецк (однако жители не дают его взять), Коломойскому достается Днепропетровск. Собственно, олигархи в основном только за Донецк, Киев и Днепропетровск и воевали, поскольку с других городов много взять просто не получится в нынешних условиях.
После победы олигарха Порошенко на президентских выборах начинается самое интересное. На важные посты тут же назначаются иностранные «эксперты», различные бывшие оппозиционеры. Например, даже либеральный оппозиционер Шехтман сумел стать советником президента и министра обороны! Шехтман – персонаж компетентный. Он, как и многие нынешние чиновники Украины, в основном делится своими мыслями в социальной сети Facebook. Вот, например, что он писал не так давно о России:
«И знаете… у меня есть мечта. Когда-нибудь, когда все это навернется. Въехать в Россию на танке, стать в каком-нибудь городке главой оккупационной администрации – и вешать и пороть, пороть и вешать».
Это нормально для российских (и не только российских) либералов. Как правило, после «цветной революции» режим еще более авторитарный, чем был до этого. И это естественно, ведь неолиберальные реформы, которые будут реализовывать очень быстро, вызовут массу недовольства.
Главная задача правительства сегодня – это выполнение требований МВФ. Экономика объективно разваливается, курс падает, социальная сфера ликвидируется, и главный источник правительства – кредиты. Отдавать долги невозможно вообще. Так что не исключено, что Украина со временем может стать похожей на отсталые азиатские постсоветские страны, если не африканские. Стратегия МФВ очень простая: вначале дают деньги, а затем добывают ресурсы, используют дешевую рабочую силу. Подобное реализовано и в Африке, и ранее в Латинской Америке. Страна в действительности со временем полностью подчиняется МВФ.
Кстати, функционеры МВФ часто достаточно откровенны. Еще в 2003 году на Международном экономическом форуме в Петербурге Энн Крюгер обозначила отношение к рабочим тех стран, которые де-факто подчинены МВФ:
«Требование платить этим работникам «достойную заработную плату» по стандартам промышленных стран полностью уничтожит все сравнительные преимущества на международном рынке для компаний, использующих неквалифицированный труд».
Так что Украина может быть в скором времени использована именно как источник «неквалифицированного труда» для транснациональных корпораций, когда государство отказывается от всяческих гарантий, позволяя работодателю решать все вопросы так, как ему заблагорассудится.
Приватизация – основная цель, поскольку государственных предприятий все еще достаточно много (сотни). Сюда же, видимо, отнесут и «сферу услуг», т. е. образование и медицину. Причем к приватизации будут допущены иностранные инвесторы, а не только украинские олигархи.
Приватизация в целом будет напоминать то, что происходило в 90-е годы в России, т. е. отдадут все объекты за бесценок. Формально, конечно, Яценюк говорит, что это очень поможет экономике. Однако сейчас внешний долг – более 33 млрд долларов, а внутренний – 487,488 млрд гривен. От приватизации правительство планирует выручить только 17 млрд гривен ($821 млн). И как это реально поможет?
Правительство просто лишает себя источника основных доходов, и без них поддерживать хоть какую-то стабильность в принципе невозможно. Конечно, будет пир во время чумы, но вряд ли он будет продолжаться очень долго, ведь на самом деле речь идет о совершенно неэффективных объектах, которые, видимо, просто купят дешево для того, чтобы быстренько продать дороже, либо же распродать то, что там имеется. Вряд ли олигархи и представители глобального бизнеса будут развивать производство и радикальным образом изменят общую мировую тенденцию.
Приватизацию планируют провести до конца этого года. И это радикальным образом изменит все на Украине. Президент украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что в данный момент Яценюк придумывает схемы, дабы наиболее интересные объекты непременно достались местным олигархам. В то же время сами объекты, вероятно, не особо привлекательны, учитывая тот факт, что часто они находятся в полуразваленном состоянии. Тем более что практически по всем показателям промышленность Украины находится в полном упадке даже по сравнению с кризисным периодом правления Януковича. Недавно резко упали облигации. В СМИ говорят о дефолте. Но вряд ли МВФ допустит такое развитие событий. Скорее не будут платить зарплату, перестанут помогать пенсионерам, чем объявят дефолт.
Тем более что средств сейчас нет, а правительство хочет от МВФ еще долго получать деньги. К примеру, очередной транш в 1,7 млрд долларов ожидают в августе. Но ясно, что если разговоры о дефолте будут продолжены, то украинские чиновники денег не получат.
А чем больше зависимости, тем больше требований от кредиторов. Очень опасное требование – отменить льготы для сельского хозяйства Украины. Все обосновывается тем, что протекционизм – зло, и это противоречит концепции «свободного рынка». К сожалению, подобное часто заканчивается уничтожением сельского хозяйства в той или иной стране. Один из самых известный примеров – Руанда, где кредиторы вынудили правительство отказаться от протекционизма. В итоге кровавая гражданская война и геноцид. Зато крупнейшие экспортеры сумели обогатиться. Кстати, крупнейшие экспортеры это США, Нидерланды и Франция. Представители этих стран активно выступают против всяких льгот для сельского хозяйства в отсталых странах. Однако сами они занимаются протекционизмом, и представители МВФ их за это не ругают. Просто речь идет о неоколониализме.
В меморандуме Украины и МВФ указано, что правительство должно с 1 января 2016 года лишить аграриев льготных ставок, а также обязать их платить все налоги. Учитывая тот факт, что положение сельского хозяйства на Украине и так очень плохое, можно ожидать в действительности его полного краха. Так что продукцию будут поставлять извне.
А это, кстати, основная цель ассоциации с Европой. Ведь Украина открывает рынок для европейских товаров, а вот Европа рынок для украинских товаров открывать не будет. Там протекционизм никто отменять не собирается, ведь они не хотят развалить собственную экономику. Сейчас разрабатывают законопроекты, которые позволят не только практически полностью приватизировать социальную сферу, но и запретить контроль над тарифами ЖКХ. А это уже серьезная проблема, поскольку после этого, как правило, начинаются социальные протесты. Так, в Боливии сразу же после «шоковой терапии» в департаменте Кочабамба цены на воду поднялись настолько, что в среднем граждане тратили около четверти своих доходов только на воду! Затем была «война за воду», и в итоге концерн Bechtel изгнали. Самое интересное, что после этого Всемирный банк присудил выплатить концерну 26 млн долларов, а это в три раза больше, чем вложили инвесторы из Bechtel.
В ходе «свободной конкуренции» в разных городах Украины за предоставление той или иной услуги могут отвечать совершенно разные компании. Очевидно, что инвестор захочет получить максимум прибыли, а социальные протесты его не волнуют. Неолибералы полагают, что правительство должно решить эту проблему. Ведь речь идет о «зависти», как думают теоретики вроде Хайека или Фридмана.
А власти все обосновывают по-разному. К примеру, по мнению Порошенко, не стоит тратить бюджетные деньги «на никому не нужные научные программы, которые служили лишь элементом хищения». Примерно такие же основания и для отмены социальной сферы и всего прочего.
Раз разворовывают, то для чего нужно вообще этим заниматься? Разворовать будут автоматически, потому что государство в принципе неэффективно. Зато частные компании – это прогресс. Любой поклонник Айн Рэнд подтвердит.
«Успехи» налицо. Нынешний глава Одессы Саакашвили заявил, что если на Украине будет экономический рост 4% в год, то есть шанс, что через 20 лет экономика приблизится к уровню 2013 года, т. е. к периоду Януковича. 20 лет – самый хороший прогноз, поскольку в действительности рост очень сомнителен. Да и процесс деиндустриализации еще не до конца завершен.
К этому можно добавить мнение посла США в Киеве Пайетта. Он считает, что самую больную опасность на сегодня представляет коррупция нынешних чиновников. Даже «друг Украины» полагает, что чиновники занимаются разворовыванием еще активнее, чем их предшественники.
Что же еще можно добавить? Обещания в экономическом плане провалены полностью. Но как же лозунги о свободе и демократии? Об этом, кстати, говорят до сих пор. Порошенко даже считает, что Украина и Россия – разные цивилизации (!). Мол, Украина за свободу, а Россия – форпост варварства.
Как только власть взяли лидеры Майдана, они сказали, что силовые разгоны оппозиционных митингов никогда не повторятся. Однако очень скоро милиционеры, нацгвардейцы и боевики «Правого сектора» стали подавлять оппозиционные акции протеста. Но они не против демократии, они против сепаратизма. Достаточно просто всех оппонентов назвать сепаратистами, запретить «сепаратистские» СМИ. Кульминация – Одесса 2 мая 2014 года, когда противников Майдана убивали, и никто за это не ответил. Более того, в официальных СМИ даже поддержали эту расправу.
К этому можно добавить «идеологию» нынешнего режима. В основном это национализм в том или ином виде. Порошенко часто говорит о подвигах военных преступников из УПА, а чиновники постоянно скандируют «Слава Украине! Героям слава!».
Идеология простая: украинцы – исключительный народ, который существует с давних пор, имеет древнюю культуру, но его потенциал был загублен злобным царским правительством, а затем большевиками. Голодомор – геноцид украинского народа. Сталин хотел истребить всех украинцев непонятно за что. Конечно, нынешних идеологов не смущает тот факт, что в период голодомора население росло, и что голод был не только на Украине, но и в России, и в Казахстане. Примерно на такой основе (если упрощенно) написаны новые учебники истории. Когда речь идет о демократии, то стоит вспомнить о правах человека. Когда было противостояние на Майдане, то «прогрессивное человечество» постоянно выступало против репрессий. Однако теперь, когда любая критика украинской власти запрещена, представители правозащитных западных организаций в основном помалкивают.
Да, конечно, они иногда говорят, когда украинские власти применяют запрещенное оружие против мирного населения Донбасса, но как-то вяло. Очевидно, что для западных инвесторов это такая же справедливая война, как война в Ираке или в Ливии.
В мае 2015 года в Верховной раде появилось постановление с интересным названием – «Об утверждении Заявления об отступлении от обязательств, определенных Конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод, Международным пактом о гражданских и политических правах, а также Европейской социальной хартией».
Говорить о соблюдении гражданских прав на Украине просто невозможно. Ведь там есть даже наказание за т. н. бытовой сепаратизм. А это означает, что посадить могут человека, который, скажем, лайкнет в социальной сети неправильное изображение; скажет, что при Януковиче было лучше или, что еще хуже, заявит о справедливости требований жителей ДНР и ЛНР.
О ситуации также можно судить по тому, что делают различные «добровольческие батальоны». Вот представителей «Торнадо» недавно задержали. Выяснилось, что эти люди, состоявшие в официальной структуре МВД, находились под командованием Руслана Онищенко, а он – неонацист, сидевший в тюрьме 6 раз. Его ближайшее окружение, как правило, — бывшие уголовники. Этих людей обвиняют не только в пытках и убийствах, но и в растлении детей.
Понятно, что без протестов все обойтись никак не могло, поскольку тут не только нарушение прав человека, но и ликвидация социальной сферы, и сокращения рабочих мест. Поначалу люди выступали стихийно против сокращений в социальной сфере. В основном они стояли около здания Верховной рады или мэрии. Яценюк говорил:
«это не украинцы, недовольные ростом цен, а сотрудники ФСБ». Теперь это основной аргумент.
Кстати, митинги подавляются с еще большей жестокостью, чем при Януковиче. И очень часто в подавлениях участие принимают различные неонацистские группировки вроде «Правого сектора». Ведь пушечное мясо нужно как-то использовать.
Была даже попытка организовать третий Майдан. Лидером был некто Рустам Ташбаев. Понятно, что западные СМИ это событие никак не освящали, а самого Ташбаева избили, похитили, а затем увезли в лес. Ему повезло, потому что он – гражданин США. Когда боевики об этом узнали, то просто оставили его на дороге, иначе бы убили. В итоге его просто депортировали за «раскачивание лодки».
Так что протестовать против нынешней власти опаснее, чем было протестовать против «фашистского режима» Януковича. Теперь «зачинщиков» могут и убить. Западное сообщество их уже не поддержит, поскольку у власти «свои люди». И любые враги Порошенко – враги «демократии». В сущности, ситуация с Украиной не уникальна. Это типичный путь, который проходит практически любая страна, если там начинают жить по рецептам «экспертов» из Международного валютного фонда.
Самый идеальный вариант для мировой системы – это обязать так жить практически все страны мира, за исключением нескольких западных стран. Только так можно поддержать благосостояние мирового центра при капитализме.
Подобные «реформы» в перспективе могут быть основой международного сопротивления капитализму, поскольку если они будут реализованы последовательно, то богатые станут богаче, а бедные – беднее, и они будут уравнены в своей бедности. Ведь подобные действия могут уничтожить «рабочую аристократию», создавая в перспективе братские отношения между рабочими всех стран мира. И это нас возвращает к положению о том, что рабочим нечего терять, кроме своих цепей.