По мере того, как искусство осваивает новые формы и полномочия, расширяются и способы демонстрации его возможностей. Галереи и ярмарки, аукционы и частные домашние коллекции — в этом контексте искусство существует и сегодня, однако развивается оно и на принципиально новых площадках, соответствующих духу времени. Где-то там обязательно есть упоминание о глобальной сети с ее безграничными возможностями, но сегодня не об этом. Реальная площадка в духе времени — это арт-кластер.
Московская действительность такова, что столица давно привыкла немного подтормаживать. Вот и в случае с индустриальной недвижимостью мы слегка отстали: где-то уже из моды выходит, а у нас развивается, и развивается так успешно, что на зависть даже Бруклину. «Красный Октябрь», «Винзавод», «Арма», «Электрозавод», Artplay, Flacon, — в основном новые успешные места — это старые заброшенные фабрики и заводы. И это вполне закономерно, учитывая, что промзоны занимают чуть ли не четверть городской территории. Самое главное, что эти площадки обеспечивают своим обитателям свободу и разнообразие. Именно здесь реализуется тысяча способов организации пространства, и подобное место можно превратить в любую удобную модель: выставочное пространство, уютный ворк-спейс, современный офис, сложносочиненные торговые ряды, при желании — даже в жилье c проснувшейся московской модой на лофты и студии.
Но самое интересное, конечно, их отношение подобных пространств с искусством: большая часть публики в арт-городках, как приходящие посозерцать, так и приглашающие к созерцанию — народ творческий. Только ленивому не известно, что на Artplay располагаются несколько киношкол, что на «Электрозаводе» выставки случаются чаще, чем в музеях, что трехэтажному Cube на Flacon’е отдают предпочтение художники, решившие провести выставку своих работ, что на «Красном Октябре» практически каждые выходные случаются лекции и мастер-классы, что фестиваль Outline в этом году едет на Карачаровский завод. Создатели и держатели площадок предпочитают называть все это «креативным пространством», всячески подчеркивая, что подобные места предназначены именно для творчества. В общем-то, под акт творчества, даже самого масштабного, подойдет любая галерея, если тщательно продумать пропорции своего волшебства. Однако именно в заброшенных заводах есть нечто цепляющее.
Помимо того, что они безупречно вписаны в городскую среду и являются ее кипящими центрами, они еще и вдохновенные и вдохновляющие, как большие окна в пол: максимальное количество света и свободного, неограниченного движения.
Современное искусство отдает предпочтение местам, где совершается действие, ведь оно неотрывно от самого акта. Когда-то художник творил за закрытыми дверьми и действия его окутывал ореол тайны. Теперь же процесс — часть магии.
Перформанс, ленд-арт, хеппенинг, — вот что происходит на современных площадках. Это больше, чем место для выставки, это интерактив, взаимодействие между предметом и наблюдателем. Это личное место для диалога между уже тремя сторонами: к творению и зрителю теперь добавляется и художник, как деятель и как созерцатель. Возможно, именно поэтому город не устает обнаруживать новые пространства для свершений, актуализируя их по-максимуму под нужды времени. И говоря «времени», мы имеем в виду не глобальный «век», а иногда просто несколько месяцев.
Именно такая установка у нового проекта от АртКвартала, который планирует ни много ни мало, а «создать самый крупный творческий район города». Новый проект называется «ЭМА», — остатки бывшего завода электронной медицинской аппаратуры — находится на набережной Яузы и проработает всего полгода. Авторы проекта говорят, что «АртКвартал» «должен стать аналогом лондонского Сохо — местом с живой городской средой, где творческие люди живут и работают. Здесь должно быть все, что так любят в берлинском Митте, французском Монмартре или нью-йоркском Митпэкинге, — галереи, магазинчики, кафе», — в общем, полностью в духе того, как ведет себя Москва в отношении заимствований.
«ЭМА» просто создалась ко времени: что-то хотели построить на ее территории, а что именно, решить не смогли, и, пока решают, организовали небольшой арт-кластер, чтобы интересно и с пользой провести лето.
А так как пару месяцев назад бывшая территория завода представляла собой горы мусора и несколько заброшенных зданий, необходимую реконструкцию пространства решили поручить ребятам, безусловно, опытным, но еще больше идейным — бюро «Космос». Они, например, являлись авторами первого павильона «Гаража», участвовали в Венецианской и Московской биеннале архитектуры. А еще они обитают в трех разных городах — Москве, Нью-Йорке и Базеле. Их усилиями теперь «ЭМА» выглядит под стать названию создателей — футуристично. Здания обернули фольгоизолом — серебристым материалом, которым обычно обивают коммуникационные трубы, и это визуально объединило пространство, сделало его цельным; над головой повесили сложную паутинчатую систему иллюминации, призванную имитировать, стало быть, космос; да еще и луну высотой в девять метров соорудили, покрыли ее светоотражающей краской, и теперь ночью она действительно светится — разве что не убывает.
Проблема, правда, в том, что в летний полуденный зной еще не освоенное публикой место выглядит как неполноценный оазис в пустыне. Как в песне группы «Сплин»: и лампа не горит, и врут календари, и небо не светится. Даже бар на территории работает пока что непостоянно, по какому-то своему непостижимому графику. Но здесь, видимо, как и в случае со всей «ЭМА», дело в правильной временной комбинации.
А вот за смысловое наполнение отвечают ребята из агентства Stereotactic, за плечами которых помимо Outline еще и сотрудничество с Beat Films с последующим проектом документального кино «Смена». Ясное дело, что для них подобное пространство — находка. Именно из-за своей недолговечности этот арт-кластер — идеальная площадка для хаотичных экспериментов и всего на свете.
Организаторы обещают превратить площадку и в ночной клуб, и в лекторий, и в дешевую барахолку, и немного в фудкорт, и в небольшой театр, и даже в кинотеатр с изображением, проецируемым на луне. Буквально.
Универсализм «ЭМА» — одно из лучших решений, которое может прийти в голову в кризис. Зачем нужно что-то еще, если можно взять одно максимально пластичное пространство и иметь сразу все? Впрочем, совсем всего создатели не хотят. «В Москве очень много мест, куда можно прийти ночью, наплясаться и напиться. «”ЭМА” — не про это. Мы надеемся, что это будет дневной и скорее интеллектуальный, в чём-то дикий формат. Здесь уже гуляет классная энергетика, особенно вечером, когда всё залито неоновым светом, здания подсвечены и есть ощущение, что ты не в Москве и не в 2015 году», — говорит Анастасия Вергазова, исполнительный директор пространства. И ясно, что «ЭМА» — это такой маленький эксперимент по созданию жизни. Не за семь дней, конечно, но на шесть месяцев — до октября.
Найти «ЭМА» можно в Николоворобинском переулке дом 9 до 31 октября