rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
92

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

149

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

234

Европа: радикальные левые против своего империализма

427

XX век прошёл

Главная Рубрики Авторские колонки 2013 Ноябрь Бензиновый феодализм

Бензиновый феодализм

1217599 22.08.2012 Мужчина на автозаправочной станции "Лукойл" в Москве. Валерий Мельников/РИА Новости

Мужчина на автозаправочной станции “Лукойл” в Москве. © Валерий Мельников/РИА Новости

Сегодня как никогда можно сказать, что выборы прошли окончательно. Теперь, когда прошли голосования, инаугурация, марши миллионов, сошла волна, правительство может выдохнуть – начался рост цен на бензин. То, что цены на топливо будут расти после выборов, предрекали все эксперты. На самом деле рост цен потребители могли увидеть раньше, так как всю весну прошлого года цены на бензин росли галопирующими темпами, вызывая по регионам ажиотажный спрос и дефицит горючего. Однако в экономику ожидаемо вмешались политические обстоятельства, а именно выборы, заставившие правительство «в ручном режиме» в течение полугода всеми силами сдерживать рост цен на ключевые товары и услуги, включая бензин. С конца августа 2012 г. ожидаемое начало сбываться: выборы прошли, корона на голове монарха и сдерживать аппетиты своих нефтяных баронов, властям стало незачем.  Однако, как не готовились простые потребители к росту цен на бензин, но столь стремительное увеличение цифр на табло АЗС оказалось вовсе неприятным сюрпризом.

На самом деле потребительские цены на бензин растут уже семь недель подряд, бензин дорожает с конца июля начала августа.

Однако именно в последние недели рост цен буквально перешел на ускорение. Удорожание топлива наблюдается в 70 субъектах федерации из 83. Так, по данным Росстата, с 24 по 30 сентября бензин на заправках в среднем подорожал на 0,7% (28,25 руб./л), а в целом за прошлый сентябрь — на 2%. Аи-92 и Аи-95 с начала года стали дороже на 3,7% — 27,53 руб./л, и 4,6% — 29,93 руб./л. Цены на бензин марки А-76 повысились на 0,9% — до 25,90 руб./л. Сохранился тренд на удорожание дизельного топлива. Цена на ДТ увеличилась на 0,7% с начала месяца — до 28,80 руб./л. В Москве дизтопливо сейчас стоит 30,39 руб., что всего на 4 копейки дешевле АИ-95.

За неделю с 24 по 30 сентября потребительские цены на автомобильный бензин в Москве и Санкт-Петербурге в среднем выросли на 1,2 и 1,1% и на 1 октября составили 29,16 и 28,94 руб./л соответственно. Опережающим темпом растут цену у крупнейших нефтяных корпораций: с 8 октября бензин Аи-95 и дизельное топливо на заправках компании «Лукойл» в Москве и Московской области подорожали на 15 копеек за литр, достигнув 31,22 рубля за литр в Москве и 30,72 рубля за литр в Подмосковье. Не отстают от конкурента ТНК-ВР и «Газпромнефть», так же переписавшие в прошедшие недели ценники за 30 руб./л. Вообще же по Москве уже практически не осталось заправок, отпускающих АИ-95 ниже 29 рублей. Ещё более удручающей выглядит ситуация в регионах. Во-первых, рост цен в провинции оказался быстрым и стремительным, так как меньше года назад АИ-92, например, в Южном округе стоил около 22 руб./л. (сегодня уже 27 руб/л). Во-вторых, значительно меньший по сравнению со столичным уровень жизни и другой уклад экономики (многие регионы сохраняют высокую зависимость от сельскохозяйственного производства), делает рост цен более ощутимым.

Средние потребительские цены  на бензин автомобильный и дизельное топливо на 1 октября 2012 года, рублей за литр

Бензин
автомо-бильный

В том числе

Дизельное топливо

марки А-76
(АИ-80)

марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.)

марки АИ-95
и выше

Российская Федерация

28,25

25,90

27,53

29,93

28,80

Белгород

27,21

…

26,55

28,73

27,68

Брянск

27,16

…

26,41

28,52

27,42

Владимир

29,14

…

28,26

30,86

28,50

Воронеж

28,40

…

27,62

29,91

28,52

Иваново

28,07

25,48

27,60

29,60

29,50

Калуга

27,66

24,81

27,13

28,93

28,99

Кострома

27,71

25,70

26,93

29,04

28,44

Курск

28,28

24,89

27,40

29,71

28,54

Липецк

27,14

…

26,60

28,60

27,89

Московская область

28,69

26,05

28,40

30,52

29,55

Орел

26,20

…

25,31

27,93

26,77

Рязань

27,92

25,55

27,18

29,21

28,77

Смоленск

27,36

24,99

26,80

28,57

28,57

Тамбов

27,46

…

26,99

28,88

28,15

Тверь

27,75

26,76

26,94

29,33

28,85

Тула

27,71

…

26,97

29,15

29,03

Ярославль

27,88

…

27,13

29,33

29,15

Москва

29,16

26,87

28,31

30,77

30,43

Петрозаводск

29,25

…

28,20

30,64

29,80

Сыктывкар

28,08

…

27,24

29,71

29,54

Архангельск

27,82

…

27,16

29,46

29,13

Нарьян-Мар

30,20

…

29,72

31,50

29,60

Вологда

28,40

…

27,60

29,95

29,21

Калининград

28,44

26,40

27,76

30,14

29,87

Ленингpадская область

28,78

27,05

28,21

30,38

29,68

Мурманск

29,05

27,85

28,74

30,38

29,79

Великий Новгород

28,28

27,07

27,23

30,74

29,49

Псков

28,07

26,55

26,93

29,92

29,48

Санкт-Петербург

28,94

26,71

28,18

30,43

29,90

Майкоп

28,13

…

27,22

29,90

28,19

Элиста

28,39

…

27,61

29,90

28,78

Краснодар

28,00

…

27,11

29,80

28,43

Астрахань

27,97

…

27,17

29,76

28,25

Волгоград

28,22

…

27,24

29,73

28,57

Ростов-на-Дону

28,13

…

27,26

29,82

28,06

Махачкала

28,12

…

27,25

29,66

25,57

Назpань

27,23

…

26,83

28,50

24,50

Нальчик

27,71

…

26,67

29,74

27,08

Черкесск

27,11

…

26,15

28,95

26,87

Владикавказ

26,90

…

25,99

28,62

24,93

Грозный

27,18

…

26,49

28,08

24,03

Ставрополь

27,59

…

26,56

29,59

26,57

Уфа

27,86

25,70

27,06

29,62

28,83

Йошкар-Ола

27,98

25,10

27,28

29,56

28,76

Саранск

28,43

26,27

27,70

29,85

29,12

Казань

27,84

25,37

27,02

29,65

28,70

Ижевск

27,98

25,93

27,11

29,39

29,03

Чебоксары

28,08

25,00

27,20

29,71

28,79

Пермь

28,41

26,01

27,33

30,03

28,97

Киров

28,07

26,28

27,30

29,61

29,09

Нижний Новгород

28,35

25,99

27,84

30,03

29,33

Оренбург

27,84

25,69

27,09

29,63

28,93

Пенза

27,24

25,27

26,98

29,13

28,57

Самара

27,58

…

26,74

28,84

27,89

Саратов

27,89

23,40

27,08

29,44

28,45

Ульяновск

27,06

25,31

26,74

28,91

28,38

Курган

27,16

25,45

26,65

28,60

28,26

Екатеринбург

28,09

…

27,16

29,75

28,96

Тюмень

28,40

25,18

28,28

30,24

29,18

Ханты-Мансийск

29,12

27,15

28,80

30,62

30,93

Салехард

27,16

22,90

27,32

28,86

26,40

Челябинск

27,31

24,52

26,92

28,80

28,34

Горно-Алтайск

27,02

23,90

26,87

30,13

27,56

Улан-Удэ

27,97

…

27,35

29,28

27,55

Кызыл

30,14

…

29,53

31,99

29,61

Абакан

27,45

…

26,97

28,40

27,40

Барнаул

26,26

…

25,66

27,49

27,03

Чита

30,23

28,27

29,54

31,94

30,10

Красноярск

27,16

…

26,36

30,12

28,50

Иркутск

28,55

…

27,56

30,50

28,29

Кемерово

25,48

22,62

24,52

28,34

25,82

Новосибирск

26,61

23,94

26,64

28,65

27,84

Омск

26,50

23,60

26,40

28,65

27,63

Томск

26,39

…

25,86

27,44

26,32

Якутск

36,39

27,82

35,73

37,77

34,62

Петропавловск-Камчатский

33,32

32,49

32,89

34,49

34,89

Владивосток

31,00

…

30,40

32,39

31,11

Хабаровск

30,49

28,57

30,04

31,34

30,61

Благовещенск

30,65

28,46

29,98

31,90

31,01

Магадан

31,96

…

31,76

33,60

34,43

Южно-Сахалинск

30,91

27,48

30,24

33,12

29,45

Биробиджан

31,18

27,66

30,77

32,03

31,38

Анадырь

45,05

40,00

45,00

46,70

45,00

Динамика потребительских цен на бензин автомобильный и дизельное топливо, в процентах

К предыдущей дате регистрации цен

Сентябрь 2012г. к

10 сен-тября

17 сен-тября

24 сен-тября

1 октября

августу 2012г.

декабрю 2011г.

Бензин автомобильный

100,2

100,6

100,7

100,7

102,0

104,0

в том числе:
марки А-76 (АИ-80)

100,2

100,4

100,5

100,9

101,6

104,0

марки АИ-92
(АИ-93 и т.п.)

100,2

100,6

100,7

100,7

102,0

103,7

марки АИ-95 и выше

100,3

100,5

100,6

100,7

102,1

104,6

Дизельное топливо

100,3

100,6

100,5

100,7

101,9

102,7

Средние потребительские цены на бензин автомобильный и дизельное топливо по России, рублей за литр

На дату регистрации

10 сентября

17 сентября

24 сентября

1 октября

Бензин автомобильный

27,72

27,88

28,06

28,25

в том числе:
марки А-76 (АИ-80)

25,45

25,54

25,66

25,90

марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.)

27,01

27,17

27,35

27,53

марки АИ-95 и выше

29,38

29,54

29,73

29,93

Дизельное топливо

28,30

28,47

28,61

28,80

Как можно заметить, тема роста цен на бензин, не смотря на свою социальную значимость, практически не обсуждается в публичном пространстве, оставаясь полем для комментариев экспертного сообщества, между которыми не утихают споры по вопросу причин роста цен. Либеральная часть экспертного сообщества, как и сами представители корпораций, склонны винить правительственную политику повышения акцизов, направленную на пополнение бюджета, обремененного выполнением предвыборных обещаниями.

В конце 2011 г. Президентом РФ был подписан закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривал последовательное увеличение акцизов на бензин в 2012-2014 гг. С 1 января 2012 г. акцизы на все экологические классы автомобильного бензина выросли на треть, предусмотрено еще три этапа повышения акцизов. Сами представители корпораций систематически указывают на то, что чуть ли не половина прибыли компаний идёт в налог, а самим компаниям достаётся 5-8% дохода.

Изменение акцизов на автомобильный бензин, 2012-2014 гг.

Автомобильный бензин

С 1 января по 30 июня 2012 г. включительно

С 1 июля по 31 декабря 2012 г. включительно

С 1 января по 31 декабря 2013 г. включительно

С 1 января по 31 декабря 2014 г. включительно

Сумма акциза, руб. за т

Рост акциза, %

Сумма акциза, руб. за т

Рост акциза, %

Сумма акциза, руб. за т

Рост, %

Сумма акциза, руб. за т

Рост акциза, %

Не соответствующий классу 3 или классу 4, или классу 5

7725

29

8225

6

10100

23

11110

10

Класса 3

7382

30

7882

7

9750

24

10725

10

Класса 4

6822

33

6822

0

8560

25

9416

10

Класса 5

6822

33

5143

-25

5143

0

5657

10

Источник: Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 338-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Не забывают корпоративные эксперты упомянуть и о тяжком бремени модернизации НПЗ, вынужденных в скором времени отказаться от бензина марки Евро-2, на долю которого приходится до 40% рынка топлива. Так же в причину роста цен на внутреннем рынке ставят мировое увеличение цены на нефть. Нельзя сказать, что всё вышеизложенное не влияет на цену бензина, однако скорее это не более чем попытка скрыть главную причину роста цен на горючее. Так акциз на бензин действительно растет все последние годы, однако даже с учетом этого в структуре цены на топливо это не более 4-5 руб. Нефть на мировом рынке дорожает, но ведь Россия её производитель, а только не потребитель. Что мешает нам, как той же Венесуэле, Туркмении или Ливии до революции держать низкие цены на внутреннем рынке?

Что же касается вынужденной модернизации НПЗ, то подобное объяснение с точки зрения потребителей вообще выглядит издевательством, так как получается, те же корпорации, с советских времен ни вкладывающие ни копейки в амортизацию имеющихся мощностей вдруг озаботились его обновлением, и под этим соусом поднимают цены.

Интересно, что рост цен на бензин проходит параллельно с сообщениями об очередных покупках топовыми клубами российской премьер-лиги, сидящими на кормлении у сырьевых монополий, иностранных игроков по рекордным трансфертам. Главная же причина роста цен на горючее в России, и это, так или иначе, признают практически все – это монополизм топливного рынка. Семь российских топливно-энергетических компаний контролируют 90% добычи нефти, 95% её переработки и 60% розничной реализации.

Такая система выстроилась ещё с 90ых годов, когда вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) монопольно приватизировали всю цепочку топливной торговли от добычи до продажи. С тех пор изменилось немногое. Более того, с 90ых отчетливо виден тренд на ещё большую монополизацию топливного сектора. С 2000 года доля малого бизнеса в переработке горючего сократилась с 10% до менее 3%, а из 15 крупных топливных корпораций после серии слияний и поглощений осталось всего 7 на всю страну. К настоящему моменту на них приходится 95,3% бензинового рынка: это ОАО «Газпром нефть» (25,5%), собственник Московского и Омского нефтеперерабатывающих заводов, ОАО «НК «Роснефть» (15,5%) контролирующий Комсомольский, Туапсинский, Новокуйбышевский, Куйбышевский, Сызранский, Ачинский НПЗ и Ангарскую нефтехимическую компанию, ОАО «Лукойл» (18,3%), владеющий Нижегородским, Пермским и Волгоградским НПЗ, ОАО АНК «Башнефть» (12,5%) — ОАО «Уфанефтехим», Уфимский и Ново-Уфимский НПЗ, ТНК-ВР (10,7%) – Рязанский и Саратовский НПЗ, ОАО «Сургутнефтегаз» (6,3%) — НПЗ «Киришинефтеоргсинтез» и ОАО «НГК «Славнефть» (6,5%) – Ярославский нефтеперегонный комбинат.

В большинстве регионов присутствие вертикально интегрированных нефтяных компаний на рынке топлива через собственные сети АЗС достигает 50-60%. Коллективно нефтяные компании контролируют большую часть рынков регионов России.

Доминирование (включая коллективное) более 50% на региональных розничных рынках нефтепродуктов (по данным анализа ФАС России)

Даже там, где удалось появиться новым фирмам, занимающихся сбытом топлива, монополизм полностью сохранился, так как большинство звеньев производственной цепи подчинены ВИНКам. Даже имея возможность легально добыть топливо, предприниматель не может обойти её переработку, и ему лежит одна дорога — на НПЗ нефтяных монополий; классическая монопсония. Подобная ситуация у владельцев АЗС, работа которых полностью зависит от оптовых поставок тех же монополий. Ценообразование на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке характеризуется непрозрачностью и использованием ВИНК трансфертных цен внутри своей группы лиц.

Мы помним, как весной 2011 г., ряд региональных рынков бензина был просто-напросто зачищен от мелкого бизнеса неофициальным бойкотом поставок бензина независимым АЗС, тогда как корпоративные заправки «Лукойла», «Роснефти», ТНК, «Газпром нефти» исправно получали бензин и повышали цены за счет ажиотажного спроса. Монополизм ВИНКов позволяет проворачивать подобные операции фактически без потери прибыли. Так, демпинговое снижение цен на заправках в одних регионах, может компенсироваться его ростом на других. Можно пойти другим путем, переложив расходы на другие цепи производства, например, понизив розничную цену продажи бензина, поднять оптовую, или увеличить цену нефтепереработки.

Такое уже случалось в том же 2011 г., когда после административного замораживания цен монополии  повысили цену на оптовую продажу горючего. В итоге замороженные цены монополий оказались ниже цен независимых торговцев, которые попали под ножницы цен: нужно повышать свою розничную цену бензина, так как растет оптовая цена, но нужно конкурировать с низкими ценами монополий. Интересно, что те мелкие продавцы бензина, кто осмелились, дабы не разорится поднять цены на своих заправках тут же столкнулись с жесткой реакцией ФАС, странным образом не заметивших, как монополии переложили прибыли со своих АЗС на свои НПЗ. В таких заповедно-монопольных условиях рост цен, дело неизбежное, так как кроме окриков с самого верха, нефтяных олигархов остановить некому.

Есть Федеральная антимонопольная служба, которая, однако, всё больше похожа на собачку, которая лает, но не кусает. А если кусает, то чужих, маленьких и слабых. По прошествии времени можно сказать однозначно, что весеннее наступление бензиновых монополий на региональных рынках прошло успешно и осталось безнаказанным. Угрозы ФАС применить к ВИНК многомиллиардные штрафы, пока остаются только угрозами, а штрафы составляют смешные для нефтяных королей суммы в 100-150 млн. руб. Дефицита топлива как в прошлом году пока не наблюдается. Хотя многими экспертами, в числе которых даже главой Минэнерго Александром Новаком высказывают опасения уже и о подобном развитии событий к ноябрю 2012 г.

Полнейшая безучастность государства по отношению к семибоярщине топливных монополий на рынке горючего вполне объяснима, так как то, что интересы правящей бюрократии и крупного капитала в России слиты едва ли не с начала её новейшей истории — секрет Полишинеля.

Так же очевидно, что после полугода замороженных цен, нефтяные магнаты будут щедро отблагодарены за терпение возможностью безнаказанно повышать цены. Всё, чем пока государство пугает монополии смешно и недееспособно.

И повышение акцизов, и законопроекты о государственном регулировании топливных цен, и антимонопольные законы ФАС, и введение биржи электронных торгов с её завышенными больше чем на рынке свободной продажи ценами, всё это может работать только в том случае, если у государства будет искреннее желание, подкрепленное политической волей на самом верху, демонополизировать отрасль. Однако этого нет, есть только капиталистическая логика концентрации капитала, почти вытеснившая мелкий бизнес из переработки нефти и вытесняющая его из сферы розничной продажи.

Очевидно, что всё это делается не без молчаливой отмашки сверху «Ладно, не трогайте их!» Вся эта ситуация усугубляется тем, что к важнейшей проблеме не только нет внимания общества, но и нет попыток поднять его у представителей оппозиции. В лучшем случае, те же эксперты либерального лагеря, по крайней мере, не проплаченная её часть, готовы посетовать о монополизме рынка и посоветовать типичную либеральную панацею – «развивайте конкуренцию». Конкуренция вещь, конечно, необходимая, но вопрос в том, зачем вообще отдавать высокорентабельную сферу добычи/переработки/оптовой продажи топлива в частные руки. Можно согласиться с тем, что путинская система топливного госкапитализма, когда и частные и государственные нефтяные монополии действую одинаково хищными методами, выжимая соки из потребителей, неэффективна, так как непрозрачна и коррупциона. Но нужно понимать, что топливные монополии не национализированы в полном смысле этого слова, они приватизированы с государственным участием, превратившись в машины по выжиманию денег из потребителей для тех же олигархов и чиновников.

Это капитализм под надежной защитой государственных институтов, рост цен при полном негласном согласии сверху. Задача левых в этой ситуации ещё раз громко поднять лозунг полной и реальной национализации топливно-энергетического сектора и немедленного административного снижение цен на топливо на внутреннем рынке. Цена на топливо, это хребет всей экономики России, её обрабатывающей промышленности, транспорта и сельского хозяйства, нельзя допустить, чтобы драгоценное топливо превращалось для простых россиян в роскошь.

Ноя 29, 2013Алексей Симоянов
29-11-2013 Авторские колонкинефть, Россия, экономика43
Фото аватара
Алексей Симоянов

Политолог, кандидат политических наук, автор команды Рабкора

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Очень страшные фильмы, где никого не убиваютLouis Vuitton как зеркало русской резолюции
  См. также  
 
Эффект Трампа
 
Айхал Аммосов на свободе! Интервью с активисткой кампании в поддержку Айхала
 
Борис Кагарлицкий о выборах в США, Трампе, мирных переговорах и радикальных изменениях
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру