К. Маркс не был пророком или предсказателем. Он был великим мыслителем, энергичным политиком, создавшим Международное Товарищество Рабочих (I Интернационал), а также талантливым журналистом. Сегодня, в начале третьего тысячелетия можно с уверенностью утверждать, что ни одно учение не оказало столь мощного влияния на развитие человечества, как марксизм.
Выдающийся исследователь развития экономической мысли М.Блауг писал: « Маркс продолжает жить и все еще актуален как ни один из авторов…Маркс подвергался переоценке, пересматривался, опровергался, его хоронили тысячекратно, но он сопротивлялся всякий раз, когда его пытались отослать в интеллектуальное прошлое. Хорошо это или плохо, но его идеи стали составной частью того мира представлений, в рамках которого мы все мыслим. Сейчас никто не ратует за Адама Смита или Рикардо, но по-прежнему поднимается кровяное давление, как только Маркс становится предметом исследования»¹. И еще одно высказывание другого исследователя современного общества: «Повсюду, где существуют обиды, несправедливость, неравенство, повсюду, где на пути исполнения человеческих желаний встают какие-либо преграды, – марксистский шаблон становится каналом для выхода недовольства и агрессии»². В этих высказываниях скрывается в общем-то и ответ на вопрос – каковы причины столь необычайной силы воздействия учения Карла Маркса на умы людей.
Отмечу, что, во-первых, Карл Маркс впервые в истории философской мысли сформулировал логически безупречную методологию научного познания общества, сплавив воедино диалектику и материализм.
Он рассматривал развитие человечества как естественноисторический процесс, определив закономерности взаимовлияния научной мысли, техники и технологии, экономических отношений, политики, религии, искусства и морали.Именно его методология позволила предсказывать траекторию исторического процесса как результат взаимодействия объективных закономерностей и случайностей. Во-вторых, Карл Маркс предпринял в своем главном труде – «Капитале» – исследование капиталистического общества, ставшее классическим. Он в середине XIX века выявил и доказал закономерность появления глобального капиталистического хозяйства, открыл закон всеобщего капиталистического накопления, раскрыл тайну возникновения прибыли как превращенной формы прибавочной стоимости. В-третьих, он обнажил природу противоречий капиталистического способа производства, предсказав его историческую обреченность и неизбежность становления новой формации, в которой будет наконец-то устранена вековая отчужденность человека от средств производства, обеспечено сознательное регулирование воспроизводства общественной жизни без периодически повторяющихся разрушительных экономических кризисов.
Сегодня, когда в мире вздымается новая волна кризисного цунами, когда к политической активности и решительным действиям пробуждаются десятки миллионов людей, когда происходит противоречивый процесс консолидации левых сил, марксизм вновь становится чрезвычайно актуальным. К нему обращаются те, кто ищет выхода из надвигающейся на человечество катастрофы, те, кто желает обрести уверенность в счастливом будущем для своих детей и внуков. Однако марксизм сегодня нужен уже обновленный, учитывающий новые реалии третьего тысячелетия.
Почему именно марксизм, а не такие современные философские направления, как герменевтика, когнитивный релятивизм, либерализм, неопозитивизм, структурализм и т.п.? Ответ очень простой: ни одно из названных учений не может быть признан истинно научным.
На множестве сайтов в Интернете в настоящее время разыгрываются нешуточные баталии между гуманитариями, пытающимися осмыслить суть закономерностей развития глобального капитализма и пути революционного перехода в социалистическое и коммунистическое будущее. И многие из них в той или иной мере обращаются к теоретическому наследию марксизма. Однако мы вынуждены констатировать печальный, но неоспоримый факт: до единства среди участвующих в этом походе еще далеко, о чем недавно поведал нам Борис Кагарлицкий в статье «Сухой остаток левого форума». Анализируя происходившее на форуме, он отметил, что каждый говорил на нем о своем, «…призывы к свержению капитализма чередовались с рассуждениями о достоинствах парламентской республики. Кроме дежурных упоминаний о социализме, коммунизме и революции левая ориентация мероприятия выражалась в периодическом повторении словосочетания «социальные требования». И еще одно важное его наблюдение: каждый из участников форума выступал, не считаясь с товарищами. И в заключение своего сообщения Борис Кагарлицкий пришел к единственно верному выводу: «Для того, чтобы левые смогли стать самостоятельной силой, им нужно совершить всего лишь два действия: отделиться от либералов и националистов и порвать с сектантами-безумцами, одного присутствия которых на форуме достаточно для того, чтобы оттолкнуть от себя именно рабочий класс. Потому что интеллектуалы, особенно молодые, ещё могут терпеть пустые лозунги и трескотню революционных речей, а рабочие прагматичны и ждут чего-то конкретного.
Да, размежевание означает сужение политического спектра движения. Но в том-то и состоит диалектика политической борьбы, что сужение политического спектра – единственный путь к консолидации и расширению социальной базы. Есть такое немецкое выражение – Erst Klarheit, dann Einheit. Не будет ясности, не будет и единства».
Мы живем в эпоху освобождения человечества от ига частной собственности, позволявшей тысячелетиями эксплуатировать человека человеком. Начало революционного преобразования общества было положено К.Марксом и Ф.Энгельсом, которые в 1848 году в «Манифесте коммунистической партии» провозгласили неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата. Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма», а заканчивается знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Сегодня признак коммунизма бродит уже не только в Европе, но и на всех континентах.
Революционный процесс, начало которому было положено в 1917 году в России, – необратим, несмотря на все усилия, которые предпринимали и предпринимают империалисты и их пособники. Даже основатель и исполнительный председатель Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб на очередной 45-ой сессии вынужден был заявить, что капиталистическая система «изжила себя и абсолютно не вписывается в модель современного мира».
Основоположники марксизма были убеждены в том, что последующие поколения революционеров обеспечат дальнейшее творческое развитие науки как содержания коммунистической идеологии. Поэтому развитие марксизма – важнейшая задача коммунистов. Нужно работать над популяризацией учения, сохраняя при этом его сущность и избегая вульгаризации, которой марксизм неоднократно подвергался за свою историю. Идеи марксизма надо предъявить массам таким образом, чтобы их можно было легко усвоить, чтобы эти идеи стали основой менталитета, интеллекта будущих революционеров, людей, которых действительно можно было бы называть коммунистами.
1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994, с. 207
2. Новак М. Дух демократического капитализма. Минск: 1997, с. 209