В Дании лево-центристское коалиционное правительство после неожиданного кризиса претерпело серьезное изменение. Трехпартийный кабинет в составе двух по сути социал-демократических партий (классической социал-демократии и народных социалистов), а также социал-либералов, находился у власти с 2011 г. Тогда у многих, после 10 лет правления буржуазных партий, была надежда на новый правительственный курс в сторону социальной справедливости.
В понедельник 3 февраля глава кабинета, лидер социал-демократов Хелле Торнинг-Шмитт была вынуждена в шестой раз произвести его обновление. Это произошло после того, как «левое» крыло кабинета — представители партии народных социалистов (СНП) — нехотя покинуло его.
Камнем преткновения оказался массовый протест датской общественности против решения правительства продать 19% акций государственной энергетической компании ДОНГ американскому ООО Голдман Сакс. Принципиальное решение о продаже части акций было принято ведущими правыми и центристскими партиями 10 лет назад. Нынешнее правительство ничего не стало менять в нем, более того — за закрытыми дверями решило продать акции именно данному американскому ООО. Оно отвергло ряд датских заявок, причём до истечения установленного срока, и не до конца выявило специфику американской компании, которую в Дании многие причисляют к числу виновников финансового кризиса 2008 года и бедственного положения Греции.
Лишь благодаря активности депутатов Красно-зеленого альянса, куда входят левые силы Дании, и ряда датских СМИ, общественность получила реальную информацию, которая вызвала неожиданно массовый протест, охвативший и сторонников народных социалистов.
Стало известно, во-первых, что американская ООО хотя и приобрела всего 19 % акций, но получила право вето на решения компании ДОНГ (она возглавляет систему энергетики Дании и развитие перспективной отрасли эксплуатации ветровых мельниц морского базирования) по ряду стратегическим вопросов. И, во-вторых, что упомянутая американская ООО через ряд дочерных компаний размещает свои активы в оффшоре на Каймановых островах, а такая практика в последние годы стала предметом расследований датских властей.
Фракция Красно-зеленого альянса добилась, чтобы правительство ознакомило парламент с деталями достигнутого соглашения. Одновременно за 5 дней по всей стране удалось собрать более 200 тыс. подписей под обращением с требованием отменить решение правительства. В морозную погоду удалось собрать у здания парламента впечатляющий митинг протеста (см. фото), а социологические опросы показали, что подавляющая часть населения настроена против этого решения правительства.
30 января произошел раскол парламентской фракции народных социалистов. Полтора года участия этой партии в правительстве не подтвердили надежд её избирателей на отказ партии от того неолиберализма, который характеризует правление коалиционного левоцентристского правительства (как и его предшественников — буржуазных партий).
Казус с ООО Голдман Сакс стал той каплей, которая переполнила чашу терпения рядовых народных социалистов.
В результате лидер народных социалистов Анетте Вильхельмсен сочла необходимым заявить о выходе шести министров своей партии из правительства и о собственном уходе в отставку с поста председателя партии. Из-за несогласия с ее решением двое из шести министров- народных социалистов покинули ряды партии.
Политический кризис имеет три последствия:
1. Благодаря усилиям депутатов Красно-зелёного альянса удалось раскрыть неприглядную картину двуличной политики правительства. Однако приостановить продажу акций госкомпании не удалось.
2. Народные социалисты, в 2011 г. впервые допущенные к рулю политической власти, достигли тем самым, казалось бы, своей исторической цели. Оказавшись, однако, младшим партнером в коалиционном правительстве, эта партия согласилась на целый ряд решений, которые явно противоречат её программе. СНП оказалась в роли заложника. Повторив печальный опыт братской партии в соседней Норвегии, которая была в точно такой же ситуации, датские народные социалисты находятся, по оценке местных аналитиков, перед угрозой развала. Партия, деятельность которой замкнулась на парламентскую работу, не сумела решить двуединую задачу: совместить провозглашаемые ею антикапитализм и антимилитаризм с участием в исполнительной власти современной Дании.
3. Коалиционое правительство Хелле Торнинг-Шмитт, потеряв в лице СНП своё левое крыло, из трехпартийного стало двупартийным и по сути просто центристским. Оно будет, видимо, при решении текущих задач все больше оглядываться вправо. За последние 20 лет, одновременно с изменениями приоритетов внешней политики (усиление проамериканской ориентации), нагнетанием страха против терроризма и ксенофобией, в Дании практикуется неолиберальное наступление на коренные принципы того общества благосостояния, которыми гордилась социал-демократия. Парадокс состоит в том, что социал-демократия сама сейчас шаг за шагом подрывает многие социальные гарантии прошлого, практикуя неолиберализм в угоду верхушке датского и иностранного капитала.
Судя по последним прогнозам, избиратели разочаровались в двух социал-демократических партиях. Однако они лишь частично переходят на позиции Красно-зеленого альянса. В основном они либо присоединяются к партии правых популистов, либо заявляют, что вовсе разочаровавшись в партиях, не будут вообще голосовать на следующих выборах.