Не секрет, что самый известный и самый продаваемый на западе русский художник не удостоен на родине не только собственного музея, но даже и собственной могилы. Однако новая вселенная, рождённая из хаоса и тьмы «Чёрного квадрата», ширится и растёт во всех измерениях. «Без меня вам из квадрата не выйти», — с этих претенциозных слов Казимира Малевича над копией его супрематического гроба начинается мультимедийная выставка «Великие модернисты. Революция в искусстве» в Центре дизайна ARTPLAY.
Распускающийся под приятную музыку на огромном экране цветок с картин Анри Руссо, струящийся сигаретный дым (Амедео Модильяни), оживший золотой дождь (Густав Климт) и прочие эффекты — чудесный сон ребёнка, накануне впервые посетившего художественный музей, и кошмар классического искусствоведа. Тёмный зал, оснащенный экранами по периметру и центру, устроен таким образом, чтобы посетитель почувствовал себя героем фантазии, в которой он уменьшился до размеров мухи и провалился в зазеркальное пространство внутри известных картин. Целые полотна, их фрагменты, анимированные детали и образы сменяют друг друга внезапно; на разные экраны транслируются разные изображения, поэтому лучший способ воспринимать аттракцион — понемногу передвигаться и смотреть по сторонам — то есть поступать примерно так, как поступила бы любопытная муха, провались она внутрь картины.
Однако посетители, как бы слегка ошарашенные, в основном предпочитают сидеть на одном месте. Исключение составляют те, что фотографируются. В целом атмосфера выставки принципиально отличается от академической: «Тут одна беременная женщина была, заскочила на гроб Малевича и прыгала по нему», — рассказывают устроители.
Вообще-то Казимир Северинович хотел, чтобы его закопали в землю в ящике, имеющем форму креста, настаивая на «жесте распахнутых рук, с которым надо принимать смерть, распластавшись на земле и открываясь небу». Но то ли из-за технических трудностей, то ли решив отказаться от символики креста как религиозной и опасной в Советской России, хоронившие поступили иначе. Был создан белый супрематический саркофаг особой формы с изображением чёрного квадрата и чёрного круга. Cимволическая же копия этого гроба на выставке в ARTPLAY полностью выкрашена в чёрный цвет.
Что сказал бы сам маэстро русского авангарда по поводу этих перипетий и подмен? А главное, что бы он сказал о формате мультимедийного шоу? Понравилось бы ему, родоначальнику новой эпохи, как с ним тут, в этой эпохе, обращаются?
«Красный дом» как бы проплывает под тобой вместе с объёмным полем; «Красная конница» объезжает зал по кругу; оцифрованные квадраты, круги и кресты несутся врассыпную, точно фигурки взбесившегося тетриса… По сравнению с этим, висящий на Крымском валу потрескавшийся оригинал, некогда шокировавший общественность своим расположением в красном углу на месте иконы — невинен и архаичен как Джоконда. Вряд ли Малевич был бы против современных технологий, но эстетическую ценность этих мультиков по мотивам известных картин он, скорее всего, поставил бы под сомнение.
Куратор проекта Яша Яворская комментирует вопрос так:
«У модернистов основная идея — использование инновационных технологий. Создание мультимедиа-выставок — тоже модернизм. Но Малевич, конечно, придумал бы визуализацию более агрессивную».
Подобное 3D арт-шоу впервые не привезено из-за рубежа, а осуществлено самостоятельно. В этом контексте то, что бренд «Казимир Малевич» стал для авторов мерилом всех вещей, выглядит особенно логичным, тем более, в год столетия «Чёрного квадрата». Из отечественных художников представлен также Василий Кандинский, знатоки могут упрекнуть, что можно было бы взять, допустим, менее известного, но не менее важного для русского авангарда Павла Филонова. Однако Филонов не так знаменит за пределами страны и в рассказе о великих новаторах и попытке привлечения массового зрителя выбор закономерен и выглядит достаточно честным – скажем, незадействованный Пабло Пикассо более известен потенциальному покупателю дорогого входного билета, чем, скажем, задействованный Поль Синьяк. Коммерциализация же прекрасного главным образом связана, конечно, с оцифровкой живописных полотен, но не это противоречит идеям автора «Чёрного квадрата». А то, что получилось искусство лёгкое и безболезненное, призванное не разрушать косность и наращивать смыслы, а лишь приятно щекотать органы эстетических чувств.
При этом супрематический король не только открывает и завершает представление — он находится и в сердцевине. В галерее, ведущей к тёмному залу с экранами, вывешены маленькие репродукции известных картин, выстроенные в хронологическом порядке от 1860 к 1960-му году. Несколько тематических рядов пробегают перед глазами как кадры киноплёнки фильма о развитии живописи за сто лет и в каждом из этих рядов присутствует дыра «Чёрного квадрата» — одновременно как переломный этап и объединяющее звено. Это если вдруг кто-то до сих пор не понял, что за место отведено данному произведению в истории живописи.
На вопрос, какой посетитель ценнее — человек далёкий от искусства, но привлечённый развлекательным форматом, который в результате откроет что-то новое, или профессиональный художник, который не сочтёт такое шоу профанацией, Яворская отвечает, что всё-таки выберет первое. И вот с этим революционер в искусстве Малевич, вероятно, был бы согласен.
Выставка продлится до 31 мая
по адресу: Нижняя Сыромятническая, 10, строение 2, вход 2А