В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией», посвященная отечественному варианту интернационального художественного течения второй половины ХХ чека.
Более подходящее в Москве место для первой масштабной экспозиции советского гиперреализма эпохи «застоя» и «перестройки», чем это здание на берегу Москвы-реки сложно представить. Проект крупномасштабного павильона был утвержден в 1964 году, однако строительство здания завершилось только к 1983 году. Гиперреализм (он же «фотореализм», он же «острофокусный реализм», он же «документальный романтизм») зародился в Америке 1960-х годов, первые фотореалистические работы в СССР относятся к концу 1960-х, однако утвердилось это художественное направление лишь к 1970-1980-м. При этом в СССР «фотореализм» не был запрещенным искусством, а сущестовал вполне легально. Более того, произведения американских фотореалистов экспонировались в 1974 году в Доме Дружбы (1974), а спустя год и в ГМИИ им. Пушкина на выставке «Современное американское искусство».
Минуя мраморную колоннаду, поднявшись по широкой лестнице, улавливаешь нехарактерные для этого пространства звуки — тишину огромного белого холла нарушает композиция «Interstellar Overdrive», вошедшая в дебютный альбом британской рок-группы Pink Floyd. Музыка 1960-1970, которая по признанию самих советских художников, была лейтмотивом и частью их жизни. Под ритмы психоделического рока на стенах первого зала друг друга сменяют слайды с изображениями типичных «гиперов»-неформалов в джинсах, цветастых очках, из архива одного из участников группы живописцев «Шесть» Сергея Геты. Здесь же транслируются фрагменты мультфильмов основателя «Веселой карусели» Анатолия Петрова.
Всего на выставке представлено более 200 картин и гравюр из собраний Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Международной конференции союза художников, Государственного музейно-выставочного центра «Росизо», а также личных архивов живописцев и частных коллекций. Авторы произведений — советские художники эстонского, армянского, российского, украинского происхождения — Сергей Шерстюк, Георгий Кичигин, Андрей Волков, Геннадий Улыбин, Эрик Булатов и др.
Кураторы выставки исходят из идеи, что гиперреализм утвердился как стиль холодной войны. Именно раскрытию художественной рецепции холодной войны посвящен один из семи залов выставки. Состояние холодной войны способствовало утрате чувства реальности и ставило под сомнение ее существование как таковое. Тем более что «пробиться» к реальности этой войны сквозь призму массмедиа было затруднительно.
«Все видимое глазом лишь частично соответствовало реальности, поскольку многое либо буквально было скрыто под землей или растворено в воздухе, либо не поддавалось пониманию в силу отсутствия информации», — отмечается в экспликации выставки.
Вокруг категории подлинного выстраивалась художественные поиски художников-гиперреалистов. В 1974 году Сергей Шерстюк записал в дневнике: «Реальности нет, но ее можно открыть единственно деятельностью. Если (раньше) нужно было мириться с реальностью, с мертвым богом, то теперь нужно мириться с существованием без реальности» (в 1984 году рукописные записи вышли под названием «Джазовые импровизации на тему смерти»).
Спустя два года знаменитый французский философ Жан Бодрийяр констатировал: «Сегодня вся бытовая, политическая, социальная, историческая, экономическая и т.п. реальность изначально включает в себя симулятивный аспект гиперреализма, мы повсюду уже живем в «эстетической» галлюцинации реальности… вся реальность сделалась игрой в реальность».
Гиперреализм — больше реальности, в условиях, когда единственное, в абсолютной подлинности чего не сомневаешься, — собственная иллюзия. В условиях, когда эта иллюзия — единственная реальность.
Полотна гиперреалистов — это гиперфотография, идеальная фотография, которая помимо сверхнатуралистичной правдоподобности и точности изображения, является полным соответствием создавшемуся у автора образу. В воплощении этих «иллюзий» живописцы, расставляли акценты, обращаясь к приемам сугубо фотографической техники, — негатив, «шевеленка», расфокусировка, двойная экспозиция и так далее. Например, картина Пранаса Грюшиса «Лица» (1989) — яркий образец такого приема. Обезличенная «размытая» толпа. В фокусе — только одной лицо и смотрящий поверх голов взгляд голубых глаз, обращенный прямо к зрителю. Так реализуется классический для антиутопий ХХ века конфликт «я» и «мы».
Такое же понимание в антиутопичных произведениях Джорджа Оруэлла, Евгения Замятина, Рея Брэдбери, Одлоса Хаксли в искусстве советского фотореализма находит тема города — территории упадка и дегуманизации. Городской пейзаж — это гигантские однообразные новостройки, пустые улицы, заброшенные периферии. Характерная черта именно советских фотореалистов — проглядывающие сквозь железные лестницы ветшающие фасады особняков (картина С.П. Оссовского «Лестница»).
Гиперреалисты визуализировали антиутопию с ее отсутствием воспоминаний о прошлом и планами на будущее, с застывшим в своей неподвижности настоящим и вечной фрустрацией.
Посетить выставку «Гиперреализм…» стоит для того, чтобы разобраться в различиях западного, американского и советского направлений этого художественного стиля, чтобы насладиться оригинальными слайд-шоу, диапозитивами и прочими атрибутами жизни последней трети ХХ века, ностальгически глядя на них из эпохи цифровых технологий. Или — чтобы вспомнить слова Николая Бердяева «утопии страшны тем, что они сбываются», и что антиутопия — это всегда предупреждение.
Выставка продлится до 26 июня
по адресу: Крымский Вал, 10