Итак, цены на нефть снова (21-22 февраля) ушли ниже отметки 60 долларов за баррель, как я и предупреждал. Это еще не окончательный разворот, некоторый рост еще может быть. Возможны и затяжные колебания вокруг этого уровня. Однако, на мой взгляд, неверно ожидать цен в 70 долларов и выше. Вероятность такого развития событий была и остается незначительной. Причем чем выше заберутся цены на нефть, тем менее устойчивыми они могут оказаться.
Вскоре мы увидим, кто был прав в анализе, те, кто верил в «разворот к 70-80 долларам» и дальше, или я. А как могут развиваться события? До рецессии в Китае дно цен на нефть находится в зоне 40-50 долларов за баррель. Верхняя точка на 10 долларов выше. При этом начинаются качели: колебания от верхней линии цен к нижней и обратно. Они не обязательно будут симметричны колебаниям курса рубля, который сейчас сильно переоценен.
Подчеркну, что не вижу фундаментальных факторов для роста, тем более устойчивого, цен на нефть.
Какими они могли бы быть или бывают? Например, разворот зоны БРИКС от рецессии (развития «второго кризиса» или его подготовки) к росту. Этого нет и не может быть в настоящее время. У банков в США и ЕС нет новых средств, чтобы, как в 2009-2012 годах, опять сыграть на повышение стоимости нефти. Да нет и внешних условий, того самого роста в зоне БРИКС и малых «развивающихся экономик». Ситуация в еврозоне плачевная, а рост экономики США — недостаточное основание для спекуляций.
Выходит непростая перспектива для российских экспортеров. А ведь наши аналитики так хотят порадовать руководство корпораций реализацией оптимистических прогнозов по нефти. Но противопоставить базовым причинам, обвалившим нефть в 2014 году, кроме оптимизма, пока нечего. Для рынка это неважно. Конечно, существует вероятность повышения цен даже до 65 или 70 долларов за баррель, но будут ли они держаться? Для такого оптимизма нужно основание, а его нет, если говорить глобально.
В России же февраль был месяцем надежд для экспортеров. В США случилась забастовка нефтяников и прошла волна разорений фирм, занимающихся добычей сланцевой нефти. Многим захотелось, чтобы на этой волне российские корпорации и финансовые учреждения смогли прокатиться. Многим захотелось заработать на новом повышении, а вот министрам захотелось, чтобы ожидание этой волны подняло дух нашего общества, вселило в него веру, что «второй кризис» минет так же быстро, как и первый. Рост цен произошел. Но не в ожидаемых пределах.
В головах представителей элиты еще не остыла мечта о дорогой нефти.
Аналитики еще пишут пояснения к ситуации. Они еще ожидают развертывание повышательной волны на сырьевом рынке. Вот только шансы на реализацию оптимистических прогнозов невелики. А вторая волна кризиса — это не ознакомительная прогулка по неприятностям, как в 2008-2009 годах. Взгляните на экономику Украины. Мы можем зайти так же далеко. Этот процесс идет почти без препятствий со стороны властей, а между тем их надежда на дорогую нефть равносильна надежде на чудо. Чудеса в экономике случаются, вот только совсем разные.